Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Между Интернетом и печатной страницей

По материалам исследований о детском чтении

Говорят, что дети и подростки стали меньше читать. Говорят, что электронные носители и средства массовой культуры вытесняют книгу и что уже одиннадцать миллионов человек заболели новой болезнью – интернетоманией. Говорят, что мы имеем совсем иной тип культуры, чем 10–15 лет назад... Что же на самом деле?

Посмотрим материалы различных исследований.

Новости оптимистические: зарубежные исследователи констатируют, что, несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура сохранила свое значение наряду с не книжной: все так же много замечательных детских книг выпускается в издательствах, и эта литература находит своего читателя. Интернет также может послужить для пропаганды книги и чтения – появляется немало идей и проектов и за рубежом, и у нас, посвященных этому.

Факт: юный читатель все больше дифференцируется, начиная с дошкольного детства: есть книжная элита, есть (и их большинство) сторонники делового чтения, есть и аутсайдеры...

Новости пессимистические: в свободном, “для души” чтении юных читателей заметен крен в развлекательные, облегченные жанры литературы. Социологи бесстрастно констатируют, психологи, педагоги и библиотекари тревожатся, равно как и те родители, которым еще есть дело до читательского развития их детей.

Снижение уровня читательской компетенции заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте “слушателя”. Например, нынешние дети 5–6 лет разбираются в структуре такого важного для читательского развития жанра, как народная волшебная сказка, хуже, чем их ровесники несколько лет назад. Тому есть ряд причин: им меньше читают, народную сказку они воспринимают с экрана нередко в искаженном, переработанном в духе поп-культуры виде, с ней конкурируют ужастики, боевики и реклама. Психологические исследования показывают, что “клиповая” культура все больше вытесняет в сознании (и подсознании) детей традиционные литературные и фольклорные жанры, происходит смешение элементов разных культурных потоков. Визуальная (зрительная) форма предъявления информации, как отмечают многие специалисты, формирует у детей поверхностное восприятие, неспособность концентрировать внимание и самостоятельно осмыслить то, что предъявляется. Калейдоскоп впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение у современных дошкольников, как показали экспериментальные исследования, менее развито, чем у их сверстников десять лет назад.

Правда, социологи с телевидения спешат уверить, что дело не в пресловутом телевизоре: высокий уровень творческих способностей показали как подростки, часто смотрящие телепрограммы, так и совсем их не смотрящие. С книгой же дело обстоит куда более однозначно (и оптимистично, добавим мы): чем больше читаешь, тем больше и лучше развиваешься.

Просматривается и другая проблема: по данным библиотечных социологов, деловое чтение, то есть чтение для выполнения учебного задания, имеет тенденцию постепенного перехода от использования традиционных книжных форм к современным средствам: сидиромам (в скором будущем и дивидиромам), Интернету и пр. Библиотеки, не освоившие эти средства, могут, следовательно, потерять значительную часть читателей, а значит, и возможность влияния на их читательское развитие.

Зададимся непростым вопросом: а каковы реальные возможности современной библиотеки в сфере развития читательской компетенции? Может ли библиотекарь противостоять негативным процессам в детском и подростковом чтении? Способна ли библиотека восполнить то, что недодает ребенку семья, детский сад, школа?

Ответ осторожно-оптимистический: в принципе может. Специальные занятия, направленные на приобщение к чтению, на развитие читательской культуры, позволяют вырастить талантливого Читателя. Такие программы уже есть. Например, Программа творческого развития ребенка в библиотеке Российской государственной детской библиотеки, “Ступеньки” Пермской областной детской библиотеки, “Филиппок” Свердловской областной детской библиотеки, “Радостное чтение” их коллег-земляков из Екатеринбурга, интересные программы для подростков и старшеклассников Мурманской областной детской библиотеки, Московской центральной городской детской библиотеки и многие другие. Нынешние дети развиваются очень быстро, если попадают в по-настоящему развивающую среду. Библиотека, детская и школьная, и должна стать такой радостной, насыщенной флюидами культуры и новейшими педагогическими технологиями средой. Подробнее о проблемах читательского развития и способах приобщения детей к чтению мы расскажем в следующих выпусках нашей рубрики.

Оксана КАБАЧЕК,
психолог, зав. отделом изучения проблем детского чтения Российской государственной детской библиотеки

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru