Между Интернетом и печатной страницей
По материалам исследований о детском
чтении
Говорят, что дети и подростки стали меньше
читать. Говорят, что электронные носители и
средства массовой культуры вытесняют книгу и что
уже одиннадцать миллионов человек заболели
новой болезнью – интернетоманией. Говорят, что
мы имеем совсем иной тип культуры, чем 10–15 лет
назад... Что же на самом деле?
Посмотрим материалы различных исследований.
Новости оптимистические: зарубежные
исследователи констатируют, что, несмотря на
интервенцию новых носителей информации, книжная
культура сохранила свое значение наряду с не
книжной: все так же много замечательных детских
книг выпускается в издательствах, и эта
литература находит своего читателя. Интернет
также может послужить для пропаганды книги и
чтения – появляется немало идей и проектов и за
рубежом, и у нас, посвященных этому.
Факт: юный читатель все больше
дифференцируется, начиная с дошкольного детства:
есть книжная элита, есть (и их большинство)
сторонники делового чтения, есть и аутсайдеры...
Новости пессимистические: в свободном, “для
души” чтении юных читателей заметен крен в
развлекательные, облегченные жанры литературы.
Социологи бесстрастно констатируют, психологи,
педагоги и библиотекари тревожатся, равно как и
те родители, которым еще есть дело до
читательского развития их детей.
Снижение уровня читательской компетенции
заметно уже в дошкольном детстве, в возрасте
“слушателя”. Например, нынешние дети 5–6 лет
разбираются в структуре такого важного для
читательского развития жанра, как народная
волшебная сказка, хуже, чем их ровесники
несколько лет назад. Тому есть ряд причин: им
меньше читают, народную сказку они воспринимают
с экрана нередко в искаженном, переработанном в
духе поп-культуры виде, с ней конкурируют
ужастики, боевики и реклама. Психологические
исследования показывают, что “клиповая”
культура все больше вытесняет в сознании (и
подсознании) детей традиционные литературные и
фольклорные жанры, происходит смешение
элементов разных культурных потоков. Визуальная
(зрительная) форма предъявления информации, как
отмечают многие специалисты, формирует у детей
поверхностное восприятие, неспособность
концентрировать внимание и самостоятельно
осмыслить то, что предъявляется. Калейдоскоп
впечатлений завораживает, усыпляет. Воображение
у современных дошкольников, как показали
экспериментальные исследования, менее развито,
чем у их сверстников десять лет назад.
Правда, социологи с телевидения спешат уверить,
что дело не в пресловутом телевизоре: высокий
уровень творческих способностей показали как
подростки, часто смотрящие телепрограммы, так и
совсем их не смотрящие. С книгой же дело обстоит
куда более однозначно (и оптимистично, добавим
мы): чем больше читаешь, тем больше и лучше
развиваешься.
Просматривается и другая проблема: по данным
библиотечных социологов, деловое чтение, то есть
чтение для выполнения учебного задания, имеет
тенденцию постепенного перехода от
использования традиционных книжных форм к
современным средствам: сидиромам (в скором
будущем и дивидиромам), Интернету и пр.
Библиотеки, не освоившие эти средства, могут,
следовательно, потерять значительную часть
читателей, а значит, и возможность влияния на их
читательское развитие.
Зададимся непростым вопросом: а каковы
реальные возможности современной библиотеки в
сфере развития читательской компетенции? Может
ли библиотекарь противостоять негативным
процессам в детском и подростковом чтении?
Способна ли библиотека восполнить то, что
недодает ребенку семья, детский сад, школа?
Ответ осторожно-оптимистический: в принципе
может. Специальные занятия, направленные на
приобщение к чтению, на развитие читательской
культуры, позволяют вырастить талантливого
Читателя. Такие программы уже есть. Например,
Программа творческого развития ребенка в
библиотеке Российской государственной детской
библиотеки, “Ступеньки” Пермской областной
детской библиотеки, “Филиппок” Свердловской
областной детской библиотеки, “Радостное
чтение” их коллег-земляков из Екатеринбурга,
интересные программы для подростков и
старшеклассников Мурманской областной детской
библиотеки, Московской центральной городской
детской библиотеки и многие другие. Нынешние
дети развиваются очень быстро, если попадают в
по-настоящему развивающую среду. Библиотека,
детская и школьная, и должна стать такой
радостной, насыщенной флюидами культуры и
новейшими педагогическими технологиями средой.
Подробнее о проблемах читательского развития и
способах приобщения детей к чтению мы расскажем
в следующих выпусках нашей рубрики.
Оксана КАБАЧЕК,
психолог, зав. отделом изучения проблем детского
чтения Российской государственной детской
библиотеки
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|