Публикация статьи произведена при поддержке раллийной команды "Autogeneration". Раллийная команда "Autogeneration" предлагает записаться на курсы вождения автомобиля в Москве. Школа контраварийного вождения от раллийной команды "Autogeneration" – это возможность пройти обучение у высококлассных инструкторов, которые научать управлять автомобилем в любых погодных условиях и подготовят к любым опасным ситуациям на дороге. Подробнее ознакомиться с предложением раллийной команды "Autogeneration" можно на сайте http://auto-gen.ru
В школе любая крайностъ опасна
Лет десять назад в первом номере газеты
“Перемена”, памятной предшественницы “Первого
сентября”, вышла моя статья об издевательствах
над детьми, которая называлась “Насилие от
бессилия”. Речь в ней шла как о насилии взрослых
над ребенком, так и об издевательствах детей друг
над другом не только дома или на улице, но и в
школе – особенно в школе.
Трудно представить, через какую пытку –
душевную, а иногда и физическую – проходят порой
дети в школьных стенах, где ребенка, казалось бы,
должны защитить и поддержать. У меня и сейчас
сердце начинает колотиться, когда я вспоминаю
истории из той давней статьи.
Изменилось ли что-то за десять лет? Не много.
Теперь я знаю, что эпидемия школьного насилия не
ограничена нашей страной. В Америке та же беда,
только здесь больше доступного детям оружия и
компьютеров. Если добавить к этому равнодушие
взрослых, жестокость и душевную отчужденность
подростков, то и получится гремучая смесь,
которая прошлой весной взорвалась выстрелами в
Колорадо, да и в других школах, о которых писали
меньше.
Но начинаются трагедии не с выстрелов.
Выстрелами они заканчиваются. Все начинается,
быть может, с внешне невинного права обидеть
товарища, а позже – отнять, избить, преследовать.
В прошлом году американский Верховный суд
высказался в пользу судебных исков по поводу
сексуальных домогательств в школе (sexual harassment).
Речь шла о приставаниях мальчиков к девочке, а
обвинялась школьная администрация. Как всегда,
решение относилось к конкретному делу.
К девочке 12 лет приставали одноклассники,
упорно и жестоко. Она жаловалась, педагоги на эти
жалобы не откликались. В конце концов родители
подали в суд на школу. После многих решений и
апелляций Верховный суд сказал последнее слово:
администрация школы виновата, но не потому, что к
девочке приставали, а потому, что ей никто не
помог. Вот за это – за равнодушие, за
пренебрежение – управление образования и будет
платить большие деньги.
Такое решение обещает лавину судебных исков по
всей Америке. Повсюду школьные администраторы
забеспокоились: а вдруг их тоже обвинят в
подобном пренебрежении, в том, что не заметили
разницу между нормальным подростковым флиртом и
оскорбительным нажимом и запугиванием ребенка?
Как застраховаться от суда и разорительных
штрафов?
Во многих школах стали приглашать особых
консультантов и проводить уроки для детей,
начиная с пятого класса, растолковывая им эту
разницу. Сработал инстинкт бюрократа: на случай
суда ему нужно иметь защитную бумажку о том, что
профилактику проводили, – что еще с него
возьмешь?
Я видел отрывки этих уроков по телевизору.
Пятиклассники сидели чуть пристыженные, а
взрослая тетя уверенным голосом рассказывала им,
за какие места мальчиков и девочек можно трогать,
а за какие нельзя. Урок напоминал инструкцию по
вождению автомобиля. Но ребенок не машина, для
него важно не только за какие места трогать, а и с
какими мыслями, намерениями и чувствами.
Тут проходным уроком не обойдешься. Защитники
прав детей обвиняют школьных секс-консультантов
в лицемерии. В школе гораздо чаще возникают
проблемы, когда мальчики издеваются над
мальчиком, а девочки над девочкой. Но этот вид
унижения не оговорен в решении Верховного суда,
поэтому администраторы о нем меньше беспокоятся.
Кто знает, чего от таких профилактических
уроков будет больше – пользы или вреда? С них
дети выходят с невольно навязанной установкой:
все мальчики – секс-агрессоры, все девочки –
секс-жертвы. И тем и другим надо теперь постоянно
бояться, быть настороже: одним – ждать агрессии,
другим – подозрений и обвинений. Чем
компенсируешь этот неучтенный душевный ущерб?
Нередко дефект секс-воспитания состоит в том,
что детям навязывают роли, которые им не столько
помогают, сколько вредят. Рассказывают о
технологии, а травмируют душу. В пятом классе
вместо юридического секс-урока стоило бы
заняться воспитанием чувств, наладить добрые
отношения среди детей. Жаль, что на это у школьных
администраторов не хватает ни воображения, ни
денег.
Воспитание чувств, душевный контакт с каждым
учеником – лучшая профилактика подросткового
насилия. Но чувства увядают, умирают, когда о них
говорят по-казенному. Разговорное их воспитание,
не подкрепленное душевным движением, часто дает
обратный эффект, ведет к цинизму.
Раз культура чувств без живых чувств и
увлечений не развивается, значит, в школе нужна
сеть творческих дел, увлекающих всех детей.
Создадут ее сами учителя на уроке и вне урока, в
общении и в сотрудничестве, ненавязчиво и
последовательно. Только как это сделать школьной
нормой?
Вот он, ключевой вопрос: как повлиять на школу? В
демократической стране есть три основных
способа: законы, суды и общественное мнение. При
советской власти способ был один: решение партии.
Конечно, любой подход несовершенен, и все же
хорошо, когда права ребенка рассматривает
Верховный суд страны, побуждая людей задуматься.
Издевательство детей над детьми – позор любой
школы, любого общества. Суд эту проблему, может, и
не решит, но и без него, видимо, не обойтись.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|