Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Кто поможет ребенку, 

которого класс избрал “козлом отпущения”?
Неужели только он сам?

Пару лет назад Детский открытый музей (ДОМ) из Москвы устраивал большую выставку “Я и другой”. Она побывала в нескольких российских городах, и в конце каждой экскурсии детям давали листочки с изображенным на них симпатичным козликом. И те, кому было что сказать, присаживались в уголок и писали свои грустные “козлиные истории”.

Конечно, все они немного разошлись со старым образом козла отпущения. Но расстановка фигур – та же самая.

Все – и один.

О том, кто такие козлы отпущения, как ими становятся и как перестают быть, мы разговариваем с одним из соучредителей Детского открытого музея психологом Светланой Мининой. Беседа проиллюстрирована строчками из сочинений ребят.

Мария Белиловская. На мой взгляд, почувствовать себя настоящим козлом отпущения можно в любом возрасте. Но есть люди, которых эта проблема преследует всегда.

Светлана Мишина. Обычно это происходит с теми, кто сильно отличается от остальных. С теми, кто по тем или иным причинам не вписывается в коллектив или, может быть, принадлежит к той социальной, национальной, религиозной группе, которая в данный момент обществом игнорируется. Менее уязвимы люди, которые всячески стремятся избегать сложностей.

“У нас в классе был раньше козел отпущения. Он всегда отстаивал свое мнение”.

“В нашем классе есть козел, он заикается, и у него большие уши, поэтому чуть что – все сваливают на него, а он все отмалчивается”.

Феномен козла отпущения по Библии – это перекладывание греха целого народа на козла и изгнание его в пустыню. И сейчас иногда кто-то один, а бывает, и целый народ признается виновником всех проблем, существующих и несуществующих, и ненависть к нему становится основой для объединения остальных. Чтобы объединить разваливающуюся империю, бывает достаточно объявить войну соседям. Собственно, сегодня мы видим нечто подобное в Чечне.

“Иногда мне жалко этого человека, но я думаю, что козел отпущения должен быть”.

М.Б. Значит, детский коллектив живет по тем же законам?

С.М. Думаю, что да.

“У нас в классе есть мальчик, он другой национальности, и мы один раз свалили на него вину, но он этого не делал. Мы дрались, и один ученик на физкультуре толкнул его на стекло, и он, падая, разбил стекло. И на него свалили всю вину, и он платил за стекло и вставлял его”.

Общаясь с детьми на выставке, создавая наш новый проект “Возможно быть другим”, мы ставили перед собой простую задачу: чтобы дети знали, что существует такой феномен, и понимали, какую роль они играют. В любом подобном конфликте участвуют три стороны: те, кто является козлом отпущения, зачинщики и сторонние наблюдатели.

“Козлом отпущения быть ужасно. Мне стыдно за людей, которые делают этих “козлов”.

Большинство людей – это сторонние наблюдатели, которые не понимают, что от них очень многое зависит. Они могут вмешаться, они могут изменить ситуацию, но, как правило, считают, что виноват сам “козел”, что виноват тот забияка, который его дразнит.

“Во дворе у нас есть девочка, ее постоянно обижали, с ней никто не дружил, всегда доводили ее до слез. Мне всегда было жалко ее”.

М.Б. Но в школе есть еще и учитель... Какова его роль по отношению к конфликту внутри класса?

С.М. Действительно, проблему козла отпущения можно решить только извне: силами одноклассников-наблюдателей или учителя, который снимет ситуацию соревнования и предложит совместную работу, в которой самые слабые и нелюбимые в классе ученики смогут проявить свои достоинства.

“В нашем классе учится девочка. Она живет с бабушкой, без родителей, и весь класс не считает ее ученицей. Все учителя нашей школы ее жалеют, и наш восьмой класс из-за этого ее не любит. Мне кажется, в ХХ веке к животным относятся намного лучше, чем к людям. И если человек терпит какие-либо лишения, то надо помогать ему, а не унижать и издеваться”.

Американский психолог Эллиот Аронсон в книге “Общественное животное” описал эксперимент, проведенный в летнем лагере для мальчиков. Детей разбили на отряды “Орлы” и “Гремучие змеи”, заставили соревноваться и постоянно старались поссорить. Это было несложно. Но вот как помирить?

А помирились они, когда поехали в город в кино или на дискотеку, а машина сломалась. Чтобы ее завести, нужно было объединить усилия “Орлов” и “Гремучих змей”. Ребятам все удалось, и когда они приехали в город, то уже подружились.

Глобально эту проблему решить невозможно: каждый случай индивидуален.

“Однажды я в классе сидела за партой. Я была такая рыжая, и меня все обижали. Но через два дня, когда меня стали обзывать рыжей, я встала перед ними и сказала, что если я рыжая, то, значит, как солнышко”.

Есть два варианта: можно поменять себя, можно поменять ситуацию и можно из нее выйти.

“Она все терпит. Никому ничего не скажет. На нее можно все свалить, и ничего не будет”.

Можно измениться самому, во всяком случае попытаться. Если все дело в том, что ребенок неаккуратен, не следит за собой, ленится, он может взять себя в руки, чаще ходить в душ и следить за одеждой.

А если ты аккуратен, приходишь вовремя, хорошо учишься (и тебя называют ботаником), можно в конце концов выйти из ситуации.

М.Б. Поменять школу?

С.М. Поменять школу. Зачем терпеть? Это не метод. Есть вещи, которые нельзя терпеть. Агрессия, например.

“Мне кажется, а точнее, я уверен, что их (козлов отпущения) вообще не должно быть. Но человечеству трудно изменить свою сущность, а подчас невозможно. А значит, козлы отпущения будут всегда. Это как инстинкт самосохранения”. Что им пожелать? Защищать себя до последнего. Удачи”.

Исследования, которые проводили в армии и в коллективах детей, оторванных от родителей, показали: бывшие козлы отпущения часто становятся агрессорами. Срабатывает компенсаторный механизм.

Но может ли учитель оставить детей наедине с проблемой всего общества?

Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru