Запретить можно, отменить не получится,
а без диалога, видимо, не обойтись
Чтобы уточнить позиции сторонников и
противников разрабатываемых проектов полового
просвещения в школе, корреспондент «ПС» Сергей
Каменский попросил высказаться священника
Максима Обухова, активиста православного
медико-просветительского центра «Жизнь», и Инну
Алесину, директора Департамента международных
проектов российской ассоциации «Планирование
семьи», задав им несколько конкретных вопросов.
– Почему проблема полового просвещения детей и
подростков в школе вызвала такой накал страстей?
Максим Обухов. Острый спор не мог не возникнуть,
cлишком непримиримы позиции сторонников и
противников проекта полового воспитания
школьников. К великому сожалению, сексуальное
просвещение – сфера вмешательства определенных
сил из-за границы. Фонд народонаселения ООН
финансирует Министерство образования, чтобы
внедрить курс сексологии в школе. Особенно
тревожит то, что все это происходит в обход
родителей, семьи. Западные фирмы, производители
противозачаточных средств, заинтересованы в том,
чтобы превратить наших детей в потребителей их
продукции. Для сознания православного человека
вопрос о целомудрии является принципиально
важным. Если в иных вопросах возможны
определенные компромиссы – и православная
церковь пошла на них, например, при принятии
Закона о свободе совести, – то тут никакие
компромиссы недопустимы.
Инна Алесина. Прежде чем говорить о том, почему
разразилась неистовая полемика, надо
разобраться, о чем конкретно идет речь, что такое
половое воспитание, сексуальное просвещение.
Если выяснить, что конкретно подразумевается под
этими словами, то многие вопросы отпадут сами
собой. Половое воспитание – это та часть
формирования личности, которую нельзя вычленять
из процессов нравственного воспитания,
воспитания здорового образа жизни,
рассматривать изолированно от правовых и
культурных проблем. Половое воспитание – прежде
всего воспитание ответственного отношения к
своему будущему, отношения, основанного на
информированности. Уточню, что наша программа
называется «Основы планирования семьи и
здорового образа жизни». Почему возник такой
накал страстей? Думаю, по двум причинам. Одни люди
просто не поняли, о чем идет речь, или были ложно
информированы, будто детям на уроках преподают
технику секса, различные позы и так далее. Этим
людям нужно объяснить, в чем на самом деле
заключается задача школьного курса полового
воспитания. Другие – это те, с кем дискуссию
вести невозможно, они и не вступают в диалог, а
категорически высказывают свою точку зрения и
требуют, чтобы она стала точкой зрения всего
общества. Конечно, ошибка была и в том, что
разработчики программ слишком замкнулись на
специалистах, не обратились к родителям, к семье,
к обществу.
– Отчего именно сегодня обществом остро
переживаются вопросы, связанные с сексуальным
поведением молодежи? Следует ли добиваться
возврата к традиционной модели полового
воспитания?
М.О. Думаю, нам следует обратиться
непосредственно к специалистам по православной
педагогике. Наша задача – бороться с ранней
сексуализацией, ранними беременностями,
венерическими заболеваниями подростков, с их
неготовностью к супружеству. Все эти проблемы
успешно решались в православных семьях. И
сегодня, несмотря на общий негативный
нравственный фон окружающей жизни, в
православных семьях с ними справляются так же
успешно. Нам нужно вернуться к традиционному,
народно-православному воспитанию, а не
устраивать в педагогике революционную ломку.
И.А. Когда мы говорим о половом воспитании, то
прежде всего имеем в виду охрану репродуктивного
здоровья молодежи. Ситуация столь остра,
катастрофична, что требует немедленного
вмешательства. С 1992 по 1997 год количество
заболеваний сифилисом у подростков увеличилось
в 70 раз. Из шести беременностей у девушек до 19 лет
пять оканчиваются абортами. Как следствие –
увеличение числа бесплодных супружеских пар.
И это мы, взрослые, виноваты в том, что не помогли
детям в сложных условиях обрести твердую
нравственную опору, не дали им реальных знаний.
Не уроки полового воспитания тут виной, а полная
безграмотность наших детей в вопросах
межличностных отношений, понимания
ответственного родительства, охраны
собственного здоровья. Все знают, что по закону
уголовная ответственность за преступления на
сексуальной почве наступает с четырнадцати лет.
Что же получается: отвечать четырнадцатилетние
обязаны, а говорить с ними о половых проблемах
нельзя. Абсурд! Готовить детей к ответственному
родительству, учить их соблюдать здоровый образ
жизни – вот в чем главная задача программы.
– Раннее начало сексуальной жизни у подростков
уже факт. Что с этим делать?
М.О. Широко распространившиеся слухи о том, что
современные подростки рано вступают в половую
жизнь, не соответствуют действительности. Цифры,
которые приводятся, искусственно завышены. К
счастью, большинство детей все еще целомудренны.
А раннюю сексуализацию следует рассматривать
как болезнь, как тяжелое отклонение. К таким
детям нужен особый подход, как к юным наркоманам
и алкоголикам, но нельзя же распространять
приемы работы с больными детьми на всех
остальных!
И.А. Что тут поделаешь? Запрещать бесполезно.
Всемирная организация здравоохранения
опубликовала в 1993 году результаты внедрения
почти тысячи программ полового воспитания за
десять лет. Там, где эти программы были
направлены на воспитание ответственности, на
информированность, сексуальный дебют стал
происходить в более старшем возрасте.
– Влияют ли средства массовой информации и как
на половое воспитание подростков?
М.О. Есть замечательные, вдумчивые передачи и на
телевидении, и на радио. Но общая картина
достаточно печальна. Развращающее влияние
средств массовой информации в жизни подростка
слишком велико. Школа должна разработать меры
противодействия, суметь занять, заинтересовать
чем-то детей в свободное время.
И.А. На детей хлынул поток нерегулируемой
информации. Взрослые не помогли разобраться, не
вооружили знаниями для противостояния. Но
оторвать ребенка от телевизора нереально.
Запретами сейчас ничего исправить нельзя.
Грамотная, адаптированная соответственно
возрасту информация поможет подросткам
сориентироваться в сложнейших процессах
сегодняшнего дня.
– Утверждение, что русской культуре было
свойственно особое целомудрие, стало привычным.
Что это значит?
М.О. Христианское отношение к браку
воспитывалось церковью в течение сотен лет, и это
отложилось в самом сердце народной
нравственности. Обратите внимание: по
показателям раннего вступления в половую жизнь
Россия все равно отстает от развитых стран
Запада. Это происходит потому, что идеал
христианского брака невозможно вытравить из
русской души.
И.А. Мне трудно сказать, почему русская культура
была самой целомудренной и была ли она таковой. Я
тогда не жила, но и те, кто это утверждает, тоже
тогда не жили. И полтора века не прошло, как в
России отменили крепостное право. Браки по воле
помещика – целомудренная культура? Когда-то вся
семья жила в одной большой избе, где спали рядом
старый и малый, и дети, разумеется, знали, чем
занимаются на полатях отец с матерью. И это была
всеобщая практика, и Россия тут не исключение.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|