И про Это, и про То
...Жаль, что, обсуждая проблемы полового
воспитания, специалисты совершенно не
интересуются мнением тех, кого это касается
непосредственно, – самих подростков
Педагоги, публицисты, писатели,
священнослужители возмущены: “В школе вводится
детальное сексуальное образование – и в то же
время ставится под сомнение необходимость
преподавания литературы!”
Действительно ли в школе вводится “детальное
сексуальное образование”? Это первый вопрос.
Второй: детальное или не детальное, но какое-то
половое воспитание и сексуальное просвещение в
школе необходимо или нет?
Разобраться трудно, потому что вопросы эти
вызвали такой взрыв эмоций и столько
кривотолков, что реальное обсуждение и
доказательную полемику очень скоро подменили
глобальными обвинениями и жуткими
предсказаниями. Обобщенно позиции оппонентов
можно представить таким образом: “Те, кто хочет
ввести в школе курс полового воспитания,
занимаются растлением детей и тем самым
подрывают национальную безопасность и
жизнеспособность нашего государства!” – “Те,
кто препятствует введению курса полового
воспитания в школе, оставляют детей без
необходимых знаний и тем самым подрывают
национальную безопасность и жизнеспособность
нашего государства”.
Восклицательный знак в первом случае я
поставила, во втором – нет. Потому что противники
полового воспитания подростков разыгрывают свою
партию с несравненно большим пафосом и
темпераментом, чем защитники. Тон и названия
протестующих публикаций в различных СМИ – набат:
“Уроки растления”, “Маньяки”, “Склонение
причастных к сожительству”. А как вам такое
высказывание: “То, что происходит в школах, иначе
как фашизмом назвать нельзя. Если мы не примем
необходимых мер самозащиты, наша страна и народ
через несколько лет прекратят свое
существование!”
Самое забавное: никакого сексуального
образования в школе не было, нет и, судя по силе
противодействия, в обозримом будущем не
предвидится.
А что было? Откуда такой накал страстей? В 1996 году
в нескольких пилотных школах страны был
опробован проект “Половое воспитание
российских школьников” (научные руководители –
Борис Шапиро и Валерий Червяков). Проект вызвал
множество заслуженных нареканий, и его
скорехонько свернули, однако шум поднялся такой,
что дело дошло до требования привлечь авторов к
уголовной ответственности. Генеральная
прокуратура провела проверку, и хотя
разработчики проекта не подверглись уголовному
преследованию, общественное мнение осталось
прежним: дыма без огня не бывает.
Время шло. Было предложено сразу несколько
других программ: “Гигиена полового воспитания с
элементами сексологии” Д.Колесова, “Культура
общения и здоровье” Л.Анастасовой, “Основы
сексологии и семейной жизни” С.Агаркова,
“Половозрастное воспитание учащихся. Основы
сексологии” группы авторов. Занятия по этим
программам не проводились, детям их не
предлагали, но даже слабый намек на их появление
в школах (не для реализации, для обсуждения лишь)
породил не дискуссию, а возмущенные обращения в
прокуратуру.
Здесь следует особо подчеркнуть: ни к проекту, ни
к одной из программ российская ассоциация
“Планирование семьи” отношения не имела. Это
замечание крайне необходимо. Потому что призывы
к запрещению федеральной программы
“Планирование семьи” и ее детища – проекта
“Половое воспитание российских школьников”
раздаются до сих пор. Только вот детища такого у
ассоциации «Планирование семьи» нет.
Российская ассоциация “Планирование семьи”,
поддерживая идею о необходимости полового
воспитания подростков, предлагает свою
концепцию, но в школах она не внедряется, а
противники самой идеи с удовлетворением
отмечают: “Растлителям детей не удалось
добиться принятия в Думе “Закона о
репродуктивных правах”, а то бы он открыл им
доступ в школы”.
Точка зрения противников категорична – дело не в
недостатках конкретных программ, а в том, что
половое просвещение детей и подростков в школе
совершенно недопустимо. Всякое подобное
просвещение есть растление.
Но ни для кого не секрет, что семьи в подавляющем
большинстве этот вопрос обходят. Родители не
умеют разговаривать с детьми о проблемах пола.
Существует даже такая точка зрения, что это
правильно и хорошо: родители, как и учителя, не
должны обсуждать с детьми подобные темы, между
детьми и взрослыми допустимы беседы только о
духовной сущности любви, но ни в коем случае не о
ее физическом модусе. Что же остается? Если ни
семья, ни школа столь важные для подростков
явления не обсуждают, а книги по данной тематике
доступны не всем, остается знание из подворотни.
Знание пошлое, во-первых, и недостоверное,
во-вторых.
По поводу подзаборного просвещения в стане
противников полового воспитания в школе есть две
позиции. Одна заключается в том, что семья должна
воспитывать в детях целомудрие, тогда и все
остальное приложится. Очень красивая позиция, ее
легко защищать высокими словами, но как
объяснять детям, что именно происходит с их
организмом, остается неясным. Позицию эту можно
назвать благородно-утопической, у нее много
сторонников, но, по сути, она посылает детей за
сведениями в ту же подворотню. Вторую позицию
отстаивает психолог Ирина Медведева, которая
убеждена: «Уличное просвещение является
естественным и необходимым этапом духовного
развития ребенка, как это ни парадоксально. Когда
подростки в подворотне обсуждают друг с другом
вопросы про это, нервных срывов не происходит».
Защитники полового воспитания полагают, что
усвоенные на уроке реальные сведения о жизни
пола снимут нездоровую тягу к смакованию этого.
Исправят «сексуальное невежество и дремучие
отношения между мужчиной и женщиной – один из
мощнейших факторов, калечащих семью», – пишет
психиатр профессор Виктор Каган.
Но тут слышится возражение: тысячи лет люди
влюблялись, женились, и семьи были крепче, и детей
больше, дети воспитывались в чистоте, и никакого
полового просвещения в школе не требовалось.
Когда так говорят, то чистоту при этом чаще всего
отождествляют с неведением: ребенок невинен,
потому что асексуален. Многие педагоги и сегодня
в этом убеждены. Например, известный московский
педагог Татьяна Касаткина в своей статье «Как мы
читаем русскую классику: о сладострастии»,
опубликованной в седьмом номере журнала «Новый
мир» за прошлый год, пишет: «Само отпадение
человека от Бога вовсе не по недоразумению
связывают с плотской любовью, плотским грехом».
Сенсация, произведенная в начале ХХ века учением
Зигмунда Фрейда о том, что невинный ребенок есть
сексуальное существо, для нас все еще остается
сенсацией, и очень неприятной, требующей
страстного опровержения.
Но зададимся вопросом: почему фрейдовская
сенсация разразилась именно в то время? Скорее
потому, что только с середины ХIХ века, в
викторианскую эпоху, окончательно утвердился
миф об ангельской, асексуальной сущности дитяти.
К тому же миф этот был барской штучкой, да ведь и
Фрейд практиковал в средних и высших венских
кругах, а не среди земледельцев.
Крестьянских детей продолжали воспитывать по
старинке в соответствии с многовековыми
традициями, и никакого особого, отдельного
полового просвещения им действительно не
требовалось: жизнь в большой семье, в близости к
природе, к домашним животным, ранние браки
братьев и сестер исключали сексуальное
неведение. Cо школьной скамьи все помнят историю
замужества няни Татьяны Лариной:
... Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
В средних и высших кругах общества на протяжении
веков существовал непременный институт
кормилиц, мамок, нянек. Эти женщины, прошедшие
реалистическое народное воспитание, и к половому
развитию своих подопечных относились
реалистически. Французская исследовательница,
психолог Франсуаза Дольто замечает: «Не потому
ли при кормилицах дети легче переживали свою
детскую сексуальность, что кормилицы не налагали
запретов, которые стали налагать матери позже, в
ХIХ веке, когда сами начали кормить своих детей?»
Как жаль, что при обсуждении проблем полового
воспитания специалисты совершенно не
интересуются мнением тех, кого это
непосредственно касается, – самих подростков. А
их положение сегодня очень сложно: опасное
невежество в половых вопросах соединяется с
видимостью знания, которое черпается все из той
же подворотни, сомнительных в нравственном
отношении модных журналов, лихих телепередач.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|