Брак по расчету: как это делалось в средние
века
В Х–ХIII веках самого
термина “семья” вообще не существовало,
отсутствовало представление о ней в современном
смысле слова. Человек того времени не
отграничивал себя с женой (или мужем) и своих
детей от родителей, близких или дальних
родственников, живших с ним под одной крышей.
Однако были две тенденции: семья, разрастаясь,
стремится сохранить единое хозяйство – или
многоячейные семьи растут лишь до определенного
предела, а потом распадаются на малые.
На юге (Италии), как правило в небогатых семьях,
применялись обычные для средневековья способы
регулирования числа детей. В источниках
говорится о приютах для подкидышей, что
свидетельствует о немалом числе подкинутых
младенцев. В протоколах епископского суда в
Альтамуре (1299 г.) содержится 16 упоминаний о
жителях города (чаще о женщинах, но иногда и о
мужчинах, в том числе о городском нотарии),
приходивших каяться (упав на колени и плача) в
том, что они “находили у себя под боком своих
младенцев мертвыми”. Может быть, в отдельных
случаях они действительно неумышленно
придавливали во сне спавших в той же супружеской
постели младенцев. Но в своем большинстве это
намеренное детоубийство, способ избавиться от
детей (к тому же еще не крещенных) в том возрасте,
когда родители, особенно матери, не успели к ним
привязаться. Мягкость кары – покаяние –
объяснялась и массовым характером явления, с
которым церковь была бессильна бороться (в этом
отношении Южная Италия не отличалась от других
регионов Европы).
Но равнодушия в отношении к детям не было (за
исключением некоторых младенцев в бедных
семьях). Особая забота о своей больной дочери
(которой не суждено выйти замуж) либо обеспечение
будущего дочери даже в том случае, если она не
захочет обзавестись семьей, отнюдь не случайное
выражение отцовского чувства человеком, стоящим
на пороге смерти. Типичная для тех далеко не
спокойных времен ситуация: в начале ХIII века
малоимущие супруги продают виноградник, для того
чтобы освободить из тюрьмы своего сына.
Отношения между мужем и женой могли быть,
разумеется, самыми разнообразными – от любви до
острой неприязни, доходящей даже до ненависти. В
слово “любовь” средневековые люди, и особенно
супруги, вкладывали специфический смысл.
Сильная, стихийная чувственная любовь была более
характерна для людей, не связанных официальными
брачными узами. Для супругов же это скорее
чувство привязанности, развившееся и окрепшее в
совместной жизни. Муж более всего ценил в жене ее
послушание и служение ему “как своему
господину”. Бить жену, если имелись достаточные
основания, считалось настолько естественным, что
это условие особо оговаривалось лишь в
нескольких ранних брачных соглашениях.
На этом фоне особенно ярко выделялись уникальные
случаи, когда мужа и жену соединяло сильное
чувство.
Острой проблемой для малой семьи был развод –
законы исходили из нерасторжимости брака.
Изредка супруги начинали жить раздельно. Гораздо
чаще один из них с согласия второго уходил в
монастырь, не вызывая нареканий ни церкви, ни
общества. И все же развод или открытый уход от
мужа (жены) был возможен. В Х веке беневентинский
князь, возненавидевший свою бездетную жену, дал
ей развод и отправил к родителям. В следующем
столетии так же поступил Роберт Гвискар.
Интимные отношения за рамками церковного брака
очень нелегко выявить: сожительница почти
никогда не фигурирует в грамотах как
“конкубина” – любовница. Мы можем предположить,
что женщина, часто вместе с детьми, фигурирующая,
скажем, в завещании не как родственница, – тайная
любовница человека, который хочет материально ее
обеспечить. Очень часто конкубина выступает в
актах как служанка; в документах обычно
говорится об одном или нескольких ее детях.
Наиболее распространен был конкубат в среде
клириков. В конце ХIII века клирик Квинт дает
архиепископу Бари обязательство: “Если я не
прекращу открыто держать конкубину в
собственном доме или чужом, то заплачу 4 унции
золота штрафа”. Многие духовные лица живут в
собственных домах со своими семьями.
В брачные контракты всегда включалось условие:
если будущий супруг сделает любовницей служанку
– свободную женщину, он изгонит ее из своего
дома, если же рабыню (а они имелись во всех
состоятельных городских семьях) – передаст ее в
руки жены, “дабы исправила ее и делала с ней все,
что ей (жене) будет угодно”. Иногда мужу
разрешалась альтернатива: освободить рабыню и
дать ей законного мужа.
Вот сведения из протокола церковных процессов в
Альтамуре (конец ХIII века). Некий мужчина, имевший
законную жену, открыто живет с конкубиной. Когда
его возлюбленную в 1299 году приговорили к
публичному бичеванию, он на коленях умолял
прелата бичевать его самого вместо нее, на что
епископ дал согласие. А другого жителя города,
Петра Пикано, не устрашило даже церковное
отлучение: имея семью, он продолжал встречаться с
любовницей. Только посадив Петра в тюрьму, его
вынудили отречься от нее. От церкви был отрешен
Иоанн Руссо, из-за конкубины отказавшийся от
церковного брака с невестой. Разумеется, такое
открытое неповиновение церковным канонам
встречается в официальных актах крайне редко.
В духе того времени смиренное приятие всех
поступков супруга и повелителя считалось одной
из главных добродетелей женщины. Жены
участвовали в дарении имущества бастарду –
незаконному сыну мужа. В ее собственное
завещание могли быть включены побочные дети и
даже конкубина мужа или сына. Фактически ей было
положено терпеть и связь мужа, и заботиться о
бастардах, если незаконные дети росли по воле
мужа в ее собственной семье.
Но во время торговых путешествий и других
отлучек мужа руководство хозяйством полностью
переходит в руки жены. Особенно активны вдовы,
чьи права и возможности шире. Обычно мужья
завещали им – с непременным условием
“сохранения чистоты брачного ложа” – право
распоряжаться всем состоянием, опекать
малолетних детей, выдавать замуж дочерей и
женить сыновей. Впрочем, подчас они нарушали это
непременное условие.
Вдовы, реже жены, иногда даже девушки занимаются
торговлей и ростовщическими операциями.
Упоминаются даже женщины, занимавшиеся ремеслом,
– такие, как владелица мастерской Рита или же
булочница из Салерно Родоленда, которая
арендовала печь, чтобы “днем и ночью выпекать
хлеб”.
Частная жизнь в средние века была пронизана
противоречиями. Сознание горожанина было
расколото, о чем он сам скорее всего не
подозревал. Унаследованный исстари взгляд на
мир, общество, семью сосуществовал с
представлениями, которые вырабатывались в
повседневности и явно расходились с официальной
догмой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|