Будут ли попечительские советы заниматься
подготовкой детей к военной службе?
В образовательной политике России отсутствует
генеральная линия. Можно сказать, что это
недостаток в работе правительства, а можно – что
это условие самоопределения образовательного
сообщества.
Два документа – два школьных мира
Конец прошлого года оказался урожайным на
правительственные документы, касающиеся
образования.
В суете подготовки и проведения всероссийского
совещания эти документы как-то незаслуженно
отошли на второй план. Но сегодня мы хотим
вспомнить о них и прокомментировать основные
положения этих материалов.
Наконец-то вышло долгожданное Примерное
положение о попечительском совете
общеобразовательного учреждения. Мы опубликуем
его в одном из ближайших номеров “Документов”.
Сам факт выхода этого положения можно отнести к
весьма и весьма позитивным факторам. Трудности, с
которыми этот документ проходил бюрократические
препоны в высших эшелонах российской власти,
показывают, как сложно, как практически
невозможно пробить решение, продиктованное
жизнью, а не генеральной линией.
Второй документ – Положение о подготовке
граждан Российской Федерации к военной службе.
Тут мы можем отметить совершенно
противоположное положение вещей. Мощное военное
лобби начинает проламывать оборону системы
образования и постепенно восстанавливать
пошатнувшиеся было позиции. Ниже мы подробно
прокомментируем содержание этого положения, а
пока скажем лишь, что этот документ похож на
разведывательную вылазку, с тем чтобы увидеть
реакцию учителей и родителей – пройдет или нет.
Если пройдет, можно форсировать события. И
наконец-то восстановить святое – преподавание
НВП в школе, вернуть в школу оружие, полосу
препятствий, военную форму и хождение строевым
шагом.
Почти одновременно появились два
противоположных по своей сути и направленности
правительственных документа: один – о началах
гражданского общества в школе, другой – о
возвращении в школу милитаризма и муштры. Оба
документа – робкие и неконкретные, оба – без
финансовых механизмов реализации, оба больше
похожи на пробный шар, чем на руководство к
действию. И это сегодня отражает уровень
образовательной политики... даже не власти, а
высшего бюрократического слоя, той когорты
клерков, через которых проходят
правительственные документы.
А это означает, что с самого верха, из
администрации президента, например, еще не
поступила команда, какой быть системе
образования в ближайшем будущем. Чаши весов
застыли в равновесии, на одной – школа как
институт гражданского общества, модель
демократического уклада и правового
государства, на другой – военизированная
структура, мобилизованная под решение
стратегических задач в русле государственной
безопасности.
Попечительский совет – реальная связь
школы и общества
На наш взгляд, главной задачей
образовательного сообщества сегодня является
задача создания эффективного института
партнерства с обществом. Сколько бы мы ни
повторяли ставший уже банальным призыв к
приоритетности образования – ничего не
произойдет, пока не возникнет эффективный
институт непосредственного взаимодействия
школы и общества. Фактически мы, школа,
продолжаем существовать в условиях отделения от
общества.
И это одна из причин сегодняшнего плачевного
состояния школы: единственным “независимым”,
реальным хозяином школы является государство.
Даже формальный хозяин школы – муниципалитет –
находится на полном государственном
обеспечении. Вернее, не находится. Из-за этого и
вся коллизия со школьной экономикой.
Нам кажется, что единственный конкурент
государству во влиянии на школу – это родители.
Они и сейчас во многом оплачивают
жизнеобеспечение школы. Только благодаря
родителям школа еще живет. Только благодаря их
фактически незаконным денежным вливаниям.
Наконец-то правительство выпустило документ,
который может помочь вывести родительское
влияние на школу из тени на свет.
В самом положении наиболее важным являются, с
нашей точки зрения, первый и последний пункты.
Согласно положению компетенция попечительского
совета определяется уставом
общеобразовательного учреждения. Это самая
демократическая формула из всех возможных.
Она означает, что образовательное учреждение
(общее собрание, совет школы, администрация)
вносит в свой устав полномочия и компетенцию
попечительского совета, затем согласует эти
изменения в уставе с учредителем (на сегодняшний
день это, как правило, муниципалитет), и
попечительский совет получает легитимность.
Удивительно, как в сегодняшней атмосфере общего
усиления бюрократического влияния вдруг
появляется возможность демократического шага –
создания органа самоуправления школой,
компетенция которого устанавливается самим
школьным сообществом. Это не значит, что все
будет гладко – ведь изменения в уставе должны
быть согласованы с администрацией района или
города, но если учредители согласятся с
полномочиями попечителей, это и есть легитимная
основа для работы.
Мы по-прежнему считаем, что для эффективной
деятельности попечительских советов они должны
влиять на три главных школьных вопроса:
– образовательная программа;
– бюджет или смета школы;
– назначение директора.
При этом события последнего времени (можно
сказать, что надвигается повальное закрытие
неугодных школ) подсказали еще один важный
участок работы попечительских советов – без их
согласия не может быть закрыто образовательное
учреждение.
И мы по-прежнему считаем, что попечителей надо
готовить, их надо учить и образовательной
политике, и образовательному праву, и
образовательной экономике. Для этого
Министерство образования, Совет по ФЭП и
“Эврика” проводят в конце февраля специальный
семинар, объявление о котором мы сегодня
публикуем.
...В самом Министерстве образования среди
чиновников среднего уровня достаточно скепсиса,
придумали даже словечко “попсоветы”, и для нас
это хороший знак. К становлению общественного
управления школой у чиновника пока отношение
настороженное. Но тут уже и мы можем говорить на
языке бюрократии: есть закон, есть указ
президента, есть постановление правительства,
есть приказ министра – что еще нужно?
Присоединяйтесь, господа.
Аты-баты, шли ребята
31 декабря для системы образования было каким-то
особенно символическим днем. Известно, что в
последний день своего президентства Б.Ельцин
вернул закон о Федеральной программе развития
образования. При этом зацепка была какая-то очень
формальная: администрация президента возразила
против согласования программы с Государственной
Думой. Хотя именно такое согласование вообще
позволило принять многострадальную ФПРО в Думе и
Совете Федерации.
И именно в этот день будущий и.о. президента
В.Путин утвердил постановление о Положении о
подготовке граждан Российской Федерации к
военной службе, которое опубликовано в
“Российской газете” от 13 января.
В постановлении еще раз подтверждается, что в
аккредитованных негосударственных вузах можно
вести подготовку офицеров запаса, то есть
студенты негосударственных вузов получают
отсрочку от призыва на время учебы. После резкой
критики негосударственных вузов на
всероссийском совещании и прозвучавшего
намерения сделать более строгой процедуру
лицензирования этот шаг правительства
представляется прогрессивным.
В то же время заместитель министра образования
Виктор Болотов, который курирует работу с
Министерством обороны, отметил, что в отношении
школы позиция Министерства образования остается
прежней: никакого НВП в расписании, никакого
оружия в любом виде, никаких строевых занятий на
плацу или упражнений на полосе препятствий.
Однако та часть положения, в которой речь идет об
обязательной подготовке к военной службе,
чрезвычайно настораживает. Вполне возможно, что
вместо учебных центров, в которых подростки по
желанию могли бы заниматься военно-спортивной
деятельностью, как это было в ДОСААФ, могут быть
созданы пункты наподобие УПК для обязательного,
введенного в учебный план прохождения
подготовки к военной службе.
Напомним, что по Закону РФ “Об образовании”
такая подготовка может вестись исключительно
факультативно из средств заинтересованного
ведомства, то есть Министерства обороны. Эти два
главных требования в последнем положении в таком
жестком виде не прописаны. Более того, к делу
активно привлекаются местные органы власти.
Но главное не в этом.
Главное в том, что обязательная подготовка
расписана в положении так, что при всем желании
поверить в мирные намерения правительства по
отношению к системе образования не получается.
Судите сами, цитируем по тексту положения:
“2. Обязательная подготовка граждан к военной
службе предусматривает:
...
б) подготовку по основам военной службы в
государственном, муниципальном или
негосударственном образовательном учреждении
среднего (полного) общего образования...;
в) военно-патриотическое воспитание;
3. Получение начальных знаний об обороне, включая
приобретение навыков в области гражданской
обороны, осуществляется в государственном,
муниципальном или негосударственном
образовательном учреждении среднего (полного)
общего образования...
4. Граждане мужского пола получают начальные
знания в области обороны в соответствии с
примерной программой обучения, согласованной с
Министерством обороны Российской Федерации.
5. Подготовка по основам военной службы
предусматривается для граждан мужского пола и
проводится в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального
образования в течение последних 2 лет обучения и
в учебных пунктах.
...
6. Подготовка граждан по основам военной службы
проводится в соответствии с государственными
образовательными стандартами”.
Как видите, ни о каком факультативе и речи нет. А
то, что слова “начальная военная подготовка”
заменены другими – “подготовка по основам
военной службы”, “знания в области обороны”,
так ведь это хоть горшком назови.
У генералов своя ответственность, у нас – своя.
Теорией доказано и практикой проверено –
милитаризация образования вредна в моральном,
психологическом и любом другом смысле.
Современные вооруженные силы отличаются от
буденновских войск тем, что моральный дух солдат
и офицеров формируется не столько идеологией –
люди все-таки грамотные, – сколько
справедливостью боевых действий и
профессионализмом.
Никто не спорит с добровольной подготовкой.
Но вводить обязательную военную подготовку, да
еще в школах, да еще на основе государственного
образовательного стандарта...
Вот и вся цена разговорам о гуманизации и
гуманитаризации образования.
...У нас нет никакого желания придавать
разрозненным фактам образовательной политики
знаковый смысл и тем самым создавать впечатление
системной работы органов власти в сфере
образования.
Слишком легко и соблазнительно соединить
стремление к сильной руке и появление на свет
специального постановления о подготовке к
военной службе. Слишком легко соединить войну в
Чечне и потери наших солдат со стремлением
генералов на этой волне подчинить себе
образовательную политику. Хотя мы не раз слышали
утверждение генералов, что наши потери в боевых
действиях напрямую связаны с отсутствием
военной подготовки в школе. Это нелепое и в
высшей степени спекулятивное утверждение не
имеет права на то, чтобы его серьезно обсуждать.
Но знаковым, на наш взгляд, является появление
почти одновременно двух полярных по духу
правительственных документов в области
образовательной политики.
Оба документа можно назвать декларативными и в
известном смысле фиктивно-демонстративными.
Но можно сказать и по-другому: оба документа дают
возможность образовательному сообществу (не
только учителям или директорам, но и родителям)
самоопределиться и решить, что им делать –
милитаризовать школу или создавать гражданские
образовательные институты.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|