Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Артем Соловейчик

День за днем

Ранним-ранним утром на улицах никого нет. Темно. Но город пустынным не кажется. Каждую минуту то здесь, то там зажигается свет. Энергия просыпающегося дня вот-вот выплеснется наружу. И как бы в подтверждение этому из-за реки стремительно набирает силу рассвет.
В наушниках плейера – музыка, реклама, шутки, узнаваемые по первому звуку, по первому слову. Непривычны только врывающиеся скороговоркой местные новости. Там на радиостудии ритм такой, будто деление на день и ночь уже давно отменили, только мы еще про это не знаем.
Навстречу пробежал подтянутый, спортивного вида немолодой мужчина. Очевидно, старожил этой трассы. Молниеносным взглядом оценил меня с ног до головы и приветливо махнул рукой. Значит, принял в свое содружество открывателей дня. Спасибо.

...День в Ярославле начался с розыгрыша. Наверное, так было нужно, чтобы некоторые уроки мы с Матвеем усвоили с первого дня.
Спросили у горничной гостиницы:
– Не подскажете нам самую простую школу по соседству?
– Да у нас тут все простые. Это же не Москва. У нас здесь учат, как могут. Ничего особенного. Дети ходят в школу – вот и ладно. В общем, так: выйдете из гостиницы, до трамвайных путей и по ним – до самой школы, что будет справа.
Несмотря на подробные объяснения, чуть было не проехали школу, которая оказалась под боком университетского здания. Перед входом – большой памятник Пушкину. Уже одно это заставило усомниться в словах горничной. А то, что мы увидели в самой школе, превзошло все ожидания.

Как потом выяснилось, школа № 43 на Большой Октябрьской – одна из главных достопримечательностей города. Правда, в школе, рассчитанной на 600 детей, учатся 1100. Две полные смены. Школа бурлит с раннего утра до позднего вечера. Но не заметно и тени усталости. Наоборот, во всем присутствует напряженный ритм школьной жизни. Именно он, наверное, и подсказывает директору Татьяне Сергеевне Жаровой все новые и новые ходы по развитию школы. Раскрепощенной школы, основанной на здравом смысле.
В четырех первых классах, например, реализованы четыре подхода: традиционный по программе 1–3 и 1–4, по системе Занкова и развивающее обучение. Школьный психолог помогает родителям и детям определить, в какой первый класс пойти.
С первого класса изучаются два языка: немецкий и английский. Есть предметы, которые преподаются на немецком: перевод с иностранного на уроках технологии, мировая и художественная культура, филология немецкого языка.
На волне перестройки школы десять лет назад появились специализированные десятые классы, в которые поступают на конкурсной основе: инженерные (математический и физический), созданные в сотрудничестве с Ярославским государственным техническим университетом, и историко-педагогические – в сотрудничестве с историческим факультетом Ярославского государственного педагогического университета.
В этих классах преподают вузовские специалисты. Мы с Матвеем побывали на уроке истории в десятом историческом классе. Урок вела Марина Валентиновна Соколова, которая не только преподает в школе, но и учится в аспирантуре, готовится к защите кандидатской диссертации.
У школы тесные связи с германскими коллегами, и поездки учеников и учителей в Германию или прием гостей оттуда с проживанием в семьях стали обычными.
Наш с Матвеем день в школе начался с подробного разговора о школьных делах с Ириной Валентиновной Лободан, заместителем директора по среднему и старшему звеньям. Потом, как я уже сказал, мы побывали на уроке истории в старшей школе и на одном уроке – в начальной, в замечательном 3 «В», занимающемся по системе Занкова под руководством Марии Сергеевны Петровской. Завершился день, как и положено, в кабинете школьного психолога Татьяны Вячеславовны Огородовой. Все-таки у нас с Матвеем был большой перерыв в школьном обучении, поэтому психолог на этапе нового погружения в школу нам был просто необходим. Но главное, за час, который мы провели в нем, сюда заглянула, наверное, вся школа. И действительно, как прожить день и не спросить что-нибудь у Татьяны Вячеславовны?
Вообще команда в школе очень сильная. 83 преподавателя, среди которых – учителя высшей категории, соросовские учителя и преподаватели, совмещающие работу в школе с работой в вузах. А когда в школе хорошие педагоги, то, по утверждению Александры Николаевны Логиновой, заместителя директора по воспитательной работе, дети учатся с удовольствием, да и вся жизнь в школе становится в удовольствие.

На следующий день, прежде чем отправиться в Кострому, я снова сделал пробежку по набережной Волги. Добежал до стрелки, образовавшейся на месте впадения в Волгу реки Которосли. Открывшийся простор очаровал. Остановился. Снял наушники.
Сильный ветер гнал почти морскую волну. Снова вспомнил утренний разговор в гостинице: мы хотели попасть в обычную школу, а оказались в одной из лучших. Но, с другой стороны, что такое обычная школа? Средняя, что ли? Но в нашей стране все (или почти все) школы средние, государственные, общеобразовательные и так далее.
Я не знаю, лучшая это школа или нет, знаю только, что детям в ней хорошо. Я видел, как они ходят, как сидят за партами, как говорят. Мне понравилось, что начальная школа расположена в самом центре здания, на третьем этаже, а старшие классы – выше и ниже, словно согревают младших. Что кабинет директора там же, на третьем этаже, посередине, так что Татьяна Сергеевна, выходя из кабинета, сразу попадает в гущу первоклашек. Что ни на уроке в старшем классе, ни на уроке в начальном я не услышал ни одной фамилии, только имена – Алена, Эльдар, Юля, Настя, Женя, Витя, Алеся, Саша… Что ни разу никому не потребовалось делать замечание. Что заикающийся ребенок говорил так же смело, как и остальные, а все его слушали предельно внимательно. Что за окном школы проходит трамвай, от шума которого в школе уютно. Что школа открыта в 1936 году, и стены накопили столько педагогического опыта, что многое происходит само собой. Что школа в 1937 году стала школой имени А.С. Пушкина, и празднование юбилея в 1999-м было родным, а не специальным мероприятием. Что, выставляя оценку, учительница старших классов советуется с классом, а класс спокойно и серьезно высказывает свое мнение. Что в школе нет коррекционных классов, но многое делается и придумывается для того, чтобы так или иначе помогать неуспевающим. Что Ярославль – город с большими педагогическими традициями и у учителей есть прекрасные условия для саморазвития.

Я надел наушники и повернул обратно к гостинице. В местных новостях передали, что сегодня в городе пройдет день призывника. Ну конечно, вспомнил я, ведь вчера в школе собирались пойти на него 47 старшеклассников. Я почувствовал себя причастным к этой жизни, услышал новость, к которой уже имел отношение. Захотелось, чтобы ребятам досталась хорошая доля: то ли чтобы армия за один год стала профессиональной, то ли чтобы они поступили в вузы, то ли чтобы оказались достаточно сильными и духом и телом, чтобы опыт армии оказался впрок… И чтобы пошли впрок знания о Витте, об опыте строительства новой государственности в Германии и Японии, о Кирилле и Мефодии, создателях русского языка, о Ярославе Мудром, собирателе первой русской библиотеки, о Владимире Мономахе, чья жизнь прошла на конях и на коврах…
Навстречу выбежал вчерашний знакомец. На этот раз мы встретились как старые друзья, хотя так и не сказали друг другу ни слова.
Впереди у нас с Матвеем целая страна.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru