День за днем
Ранним-ранним утром
на улицах никого нет. Темно. Но город пустынным не
кажется. Каждую минуту то здесь, то там
зажигается свет. Энергия просыпающегося дня
вот-вот выплеснется наружу. И как бы в
подтверждение этому из-за реки стремительно
набирает силу рассвет.
В наушниках плейера – музыка, реклама, шутки,
узнаваемые по первому звуку, по первому слову.
Непривычны только врывающиеся скороговоркой
местные новости. Там на радиостудии ритм такой,
будто деление на день и ночь уже давно отменили,
только мы еще про это не знаем.
Навстречу пробежал подтянутый, спортивного вида
немолодой мужчина. Очевидно, старожил этой
трассы. Молниеносным взглядом оценил меня с ног
до головы и приветливо махнул рукой. Значит,
принял в свое содружество открывателей дня.
Спасибо.
...День в Ярославле начался с розыгрыша. Наверное,
так было нужно, чтобы некоторые уроки мы с
Матвеем усвоили с первого дня.
Спросили у горничной гостиницы:
– Не подскажете нам самую простую школу по
соседству?
– Да у нас тут все простые. Это же не Москва. У нас
здесь учат, как могут. Ничего особенного. Дети
ходят в школу – вот и ладно. В общем, так: выйдете
из гостиницы, до трамвайных путей и по ним – до
самой школы, что будет справа.
Несмотря на подробные объяснения, чуть было не
проехали школу, которая оказалась под боком
университетского здания. Перед входом – большой
памятник Пушкину. Уже одно это заставило
усомниться в словах горничной. А то, что мы
увидели в самой школе, превзошло все ожидания.
Как потом выяснилось, школа № 43 на Большой
Октябрьской – одна из главных
достопримечательностей города. Правда, в школе,
рассчитанной на 600 детей, учатся 1100. Две полные
смены. Школа бурлит с раннего утра до позднего
вечера. Но не заметно и тени усталости. Наоборот,
во всем присутствует напряженный ритм школьной
жизни. Именно он, наверное, и подсказывает
директору Татьяне Сергеевне Жаровой все новые и
новые ходы по развитию школы. Раскрепощенной
школы, основанной на здравом смысле.
В четырех первых классах, например, реализованы
четыре подхода: традиционный по программе 1–3 и
1–4, по системе Занкова и развивающее обучение.
Школьный психолог помогает родителям и детям
определить, в какой первый класс пойти.
С первого класса изучаются два языка: немецкий и
английский. Есть предметы, которые преподаются
на немецком: перевод с иностранного на уроках
технологии, мировая и художественная культура,
филология немецкого языка.
На волне перестройки школы десять лет назад
появились специализированные десятые классы, в
которые поступают на конкурсной основе:
инженерные (математический и физический),
созданные в сотрудничестве с Ярославским
государственным техническим университетом, и
историко-педагогические – в сотрудничестве с
историческим факультетом Ярославского
государственного педагогического университета.
В этих классах преподают вузовские специалисты.
Мы с Матвеем побывали на уроке истории в десятом
историческом классе. Урок вела Марина
Валентиновна Соколова, которая не только
преподает в школе, но и учится в аспирантуре,
готовится к защите кандидатской диссертации.
У школы тесные связи с германскими коллегами, и
поездки учеников и учителей в Германию или прием
гостей оттуда с проживанием в семьях стали
обычными.
Наш с Матвеем день в школе начался с подробного
разговора о школьных делах с Ириной
Валентиновной Лободан, заместителем директора
по среднему и старшему звеньям. Потом, как я уже
сказал, мы побывали на уроке истории в старшей
школе и на одном уроке – в начальной, в
замечательном 3 «В», занимающемся по системе
Занкова под руководством Марии Сергеевны
Петровской. Завершился день, как и положено, в
кабинете школьного психолога Татьяны
Вячеславовны Огородовой. Все-таки у нас с Матвеем
был большой перерыв в школьном обучении, поэтому
психолог на этапе нового погружения в школу нам
был просто необходим. Но главное, за час, который
мы провели в нем, сюда заглянула, наверное, вся
школа. И действительно, как прожить день и не
спросить что-нибудь у Татьяны Вячеславовны?
Вообще команда в школе очень сильная. 83
преподавателя, среди которых – учителя высшей
категории, соросовские учителя и преподаватели,
совмещающие работу в школе с работой в вузах. А
когда в школе хорошие педагоги, то, по
утверждению Александры Николаевны Логиновой,
заместителя директора по воспитательной работе,
дети учатся с удовольствием, да и вся жизнь в
школе становится в удовольствие.
На следующий день, прежде чем отправиться в
Кострому, я снова сделал пробежку по набережной
Волги. Добежал до стрелки, образовавшейся на
месте впадения в Волгу реки Которосли.
Открывшийся простор очаровал. Остановился. Снял
наушники.
Сильный ветер гнал почти морскую волну. Снова
вспомнил утренний разговор в гостинице: мы
хотели попасть в обычную школу, а оказались в
одной из лучших. Но, с другой стороны, что такое
обычная школа? Средняя, что ли? Но в нашей стране
все (или почти все) школы средние,
государственные, общеобразовательные и так
далее.
Я не знаю, лучшая это школа или нет, знаю только,
что детям в ней хорошо. Я видел, как они ходят, как
сидят за партами, как говорят. Мне понравилось,
что начальная школа расположена в самом центре
здания, на третьем этаже, а старшие классы – выше
и ниже, словно согревают младших. Что кабинет
директора там же, на третьем этаже, посередине,
так что Татьяна Сергеевна, выходя из кабинета,
сразу попадает в гущу первоклашек. Что ни на
уроке в старшем классе, ни на уроке в начальном я
не услышал ни одной фамилии, только имена –
Алена, Эльдар, Юля, Настя, Женя, Витя, Алеся, Саша…
Что ни разу никому не потребовалось делать
замечание. Что заикающийся ребенок говорил так
же смело, как и остальные, а все его слушали
предельно внимательно. Что за окном школы
проходит трамвай, от шума которого в школе уютно.
Что школа открыта в 1936 году, и стены накопили
столько педагогического опыта, что многое
происходит само собой. Что школа в 1937 году стала
школой имени А.С. Пушкина, и празднование юбилея в
1999-м было родным, а не специальным мероприятием.
Что, выставляя оценку, учительница старших
классов советуется с классом, а класс спокойно и
серьезно высказывает свое мнение. Что в школе нет
коррекционных классов, но многое делается и
придумывается для того, чтобы так или иначе
помогать неуспевающим. Что Ярославль – город с
большими педагогическими традициями и у
учителей есть прекрасные условия для
саморазвития.
Я надел наушники и повернул обратно к гостинице.
В местных новостях передали, что сегодня в городе
пройдет день призывника. Ну конечно, вспомнил я,
ведь вчера в школе собирались пойти на него 47
старшеклассников. Я почувствовал себя
причастным к этой жизни, услышал новость, к
которой уже имел отношение. Захотелось, чтобы
ребятам досталась хорошая доля: то ли чтобы армия
за один год стала профессиональной, то ли чтобы
они поступили в вузы, то ли чтобы оказались
достаточно сильными и духом и телом, чтобы опыт
армии оказался впрок… И чтобы пошли впрок знания
о Витте, об опыте строительства новой
государственности в Германии и Японии, о Кирилле
и Мефодии, создателях русского языка, о Ярославе
Мудром, собирателе первой русской библиотеки, о
Владимире Мономахе, чья жизнь прошла на конях и
на коврах…
Навстречу выбежал вчерашний знакомец. На этот
раз мы встретились как старые друзья, хотя так и
не сказали друг другу ни слова.
Впереди у нас с Матвеем целая страна.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|