Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Пространство, свободное от стандарта

Именно в нем формируется новая школа

Помнится, на одном из психологических тренингов учителям был задан вопрос: с чем у вас ассоциируется школа? И в ответ кто-то сказал, что в последние годы школа снова становится похожей на конвейер.
Содержание образования жестко задается стандартом. Число учебных часов и уроков менять нельзя. Количество детей в классе тоже регламентировано. Так может ли школа по-настоящему творить?
И все-таки даже в нынешних условиях такой шанс есть, потому что существует область образования, свободная от жестких норм и ограничений.

Кроме меня по этой теме писали...

В школе №130 города Перми необходимость в дополнительном образовании первыми почувствовали дети. Произошло это, когда школа получила статус экономического лицея и в классы пришли ребята, которые не довольствовались только учебной программой. Тогда-то и было создано научное объединение школьников “Эврика”.
Вступив в него, ученик в течение двух месяцев имеет возможность переходить из одной секции в другую в поисках своей темы и руководителя. А потом начинается работа, в которой у каждого свой стимул. Младшим интересно себя проявить: я знаю то, чего ты не знаешь. Подросткам интересно довести до конца какое-нибудь исследование, например, некой истории биржи труда или института судебных приставов.
Старшеклассников же волнует профессиональное самоопределение. И впоследствии большинство поступают в вузы по профилю выбранной когда-то секции. В институте ребята уже не затеряются среди однокурсников. Ведь многие преподаватели вуза их хорошо знают по научно-практическим конференциям. К тому же у каждого юного исследователя кроме руководителя – школьного учителя имеется научный консультант – сотрудник вуза.

Вслед за Кириллом и Мефодием

В школе № 48 Ярославля дополнительное образование выросло совсем на другой почве. Точнее, на желании, чтобы все школьные дела объединяла одна, но очень важная идея.
А что общего у людей, живущих на одной земле, как не история, истоки, из которых вышла их культура? Этот подход в корне отличается от традиционного. Ведь в основании нашей культуры, как известно, лежат не география с химией, а народные и христианские традиции, славянская письменность, деятельность отечественных ученых, писателей, просветителей. В этом наследии ярославские педагоги видят самый прочный фундамент образования.
Но вот совсем не риторический вопрос: где и как говорить об этом с детьми? Писать приложения к базовым программам? Вводить дополнительные предметы? Открывать факультативы? Все это в 48-й школе делается. А душой просветительской работы стали разновозрастные объединения – микрогруппы, в которые вошли дети и педагоги. Скажем, одну группу объединяет интерес к историческому краеведению, другую – к географическому, а третью больше занимает проблема “Россия и зарубежье”. Эти небольшие летучие объединения, как их называет заместитель директора по воспитательной работе Наталья Труханова, охватывают своей деятельностью буквально все грани школьной жизни.
С результатами исследований дети выступают в классах, перед родителями, шефами. Знания славянских традиций музыкального, хореографического и прикладного творчества ярко раскрываются на фестивале “Кириллица”. А самые интересные исследовательские работы зачитываются на общешкольной конференции.
И, кстати, некоторые сообщения становятся открытиями даже для учителей. Как, к примеру, доклад об имении рода Пушкиных в Ярославской области “Племянник мой – Гаврила Пушкин”.

Неужели это наши девчонки?!

Помните, был мультфильм, герои которого жили по принципу: “Ломать, крушить и рвать на части – вот это жизнь, вот это счастье!” Примерно такая жизнь началась в Челябинской школе-новостройке № 153 десять лет назад, когда в нее пришли первые ученики – ребята из окрестных школ. Двери летели с петель, стекла сыпались – в общем, все в школе переворачивалось вверх дном.
Проведенное анкетирование дало шокирующие результаты: в театрах дети практически не бывали, из композиторов знали только Баха, Моцарта, Бетховена и Глинку, во всей школе почти невозможно было найти ребенка, способного отличить живописца Крымова от баснописца Крылова. Но некоторые ребята написали, что хотели бы заниматься музыкой или живописью. С этого маленького “но” и начались перемены.
Первым шагом стало открытие филиала музыкальной школы. Из него впоследствии вышли школьный вокально-инструментальный ансамбль, оркестр, хор и ансамбль бального танца.
Часть ребят пожелали посещать различные кружки, которые стали расти как грибы после дождя: макраме, фриволите, мягкой игрушки, инкрустации по дереву... Сегодня в школе существует уже 34 направления дополнительного образования.
И все-таки оставались дети, которые ни к чему не проявили интереса. И тогда вспомнили о знаменитых КТД – коллективных творческих делах.
13 ноября, в день рождения школы, с утра до позднего вечера сменяли одна другую праздничные программы. Причем параллель каждого класса показывает свою.
Открылся Спартфестиваль, на котором вся школа возрождает игры древней Спарты. В нем все по-настоящему, начиная с церемонии открытия, с олимпийской чаши огня, который зажег лучший спортсмен школы. И первое шествие с учителями в первых рядах, когда все 1200 детей, пришедших в спорткомплекс местной гандбольной команды “Полет”, узнали, что среди их педагогов есть чемпион России по фигурному катанию, кандидат в мастера спорта (учитель математики) и перворазрядники (всего 27 человек).
С октября началась подготовка к февральско-мартовскому фестивалю дарований “Палитра творчества”. Каждый класс отбирал своих лучших чтецов, музыкантов, танцоров, мастеров.
Заместитель директора по эстетическому воспитанию Раиса Павленко считает, что на этом фестивале и была одержана первая педагогическая победа. Случилось это на конкурсе “Мисс звездный час”. Жюри надо было решить: у кого же волосы красивее и длиннее? Девочки вышли из-за кулис, повернулись к зрителям спиной, и по залу пронесся возглас удивления.
Ну разве это не победа – восхищение в устах “наших хулиганов”, как говорят учителя, в устах мальчишек, которые никогда не проявляли сколько-нибудь уважительного отношения к девчонкам?
Многим школьным делам становится тесно в границах первоначального замысла, и они обретают новые формы. Из кружка кройки и шитья вырос театр моды “Прелестница”, который в первый же год своего существования занял второе место на городском конкурсе. Из кружка прикладного творчества возник коллектив “Кудесники”. Школьные кудесники готовят реквизит, делают макияж и грим участникам фольклорного ансамбля “Ладушка”. Так что самое интересное еще впереди!

Такие вот несхожие школы с таким различным дополнительным образованием. И у каждой модели свои плюсы и минусы. Но каждая, как заметил психолог А.Асмолов, “дополняет систему образования до полного”, потому что придает школьной жизни тот явный и очевидный для всех смысл, который и делает группу людей общностью, а человеческие взаимодействия – общим делом учеников и учителей.
Ведь что примечательно? И челябинские, и ярославские, и пермские педагоги в один голос заявляют, что в их школах не разделяют образование на основное и дополнительное. Одно теснейшим образом переплетается с другим. Часто именно дополнительное образование становится мостиком, по которому проходит интерес ребенка к знанию.
Во всяком случае, оно дает возможность детям не через уверения взрослых, а на собственном опыте убедиться, что образование – это не просто учеба, ответы и оценки. Это то, что делает жизнь увлекательной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru