Пространство, свободное от
стандарта
Именно в нем формируется новая школа
Помнится, на одном из психологических
тренингов учителям был задан вопрос: с чем у вас
ассоциируется школа? И в ответ кто-то сказал, что
в последние годы школа снова становится похожей
на конвейер.
Содержание образования жестко задается
стандартом. Число учебных часов и уроков менять
нельзя. Количество детей в классе тоже
регламентировано. Так может ли школа
по-настоящему творить?
И все-таки даже в нынешних условиях такой шанс
есть, потому что существует область образования,
свободная от жестких норм и ограничений.
Кроме меня по этой теме писали...
В школе №130 города Перми необходимость в
дополнительном образовании первыми
почувствовали дети. Произошло это, когда школа
получила статус экономического лицея и в классы
пришли ребята, которые не довольствовались
только учебной программой. Тогда-то и было
создано научное объединение школьников
“Эврика”.
Вступив в него, ученик в течение двух месяцев
имеет возможность переходить из одной секции в
другую в поисках своей темы и руководителя. А
потом начинается работа, в которой у каждого свой
стимул. Младшим интересно себя проявить: я знаю
то, чего ты не знаешь. Подросткам интересно
довести до конца какое-нибудь исследование,
например, некой истории биржи труда или
института судебных приставов.
Старшеклассников же волнует профессиональное
самоопределение. И впоследствии большинство
поступают в вузы по профилю выбранной когда-то
секции. В институте ребята уже не затеряются
среди однокурсников. Ведь многие преподаватели
вуза их хорошо знают по научно-практическим
конференциям. К тому же у каждого юного
исследователя кроме руководителя – школьного
учителя имеется научный консультант – сотрудник
вуза.
Вслед за Кириллом и Мефодием
В школе № 48 Ярославля дополнительное
образование выросло совсем на другой почве.
Точнее, на желании, чтобы все школьные дела
объединяла одна, но очень важная идея.
А что общего у людей, живущих на одной земле, как
не история, истоки, из которых вышла их культура?
Этот подход в корне отличается от традиционного.
Ведь в основании нашей культуры, как известно,
лежат не география с химией, а народные и
христианские традиции, славянская письменность,
деятельность отечественных ученых, писателей,
просветителей. В этом наследии ярославские
педагоги видят самый прочный фундамент
образования.
Но вот совсем не риторический вопрос: где и как
говорить об этом с детьми? Писать приложения к
базовым программам? Вводить дополнительные
предметы? Открывать факультативы? Все это в 48-й
школе делается. А душой просветительской работы
стали разновозрастные объединения –
микрогруппы, в которые вошли дети и педагоги.
Скажем, одну группу объединяет интерес к
историческому краеведению, другую – к
географическому, а третью больше занимает
проблема “Россия и зарубежье”. Эти небольшие
летучие объединения, как их называет заместитель
директора по воспитательной работе Наталья
Труханова, охватывают своей деятельностью
буквально все грани школьной жизни.
С результатами исследований дети выступают в
классах, перед родителями, шефами. Знания
славянских традиций музыкального,
хореографического и прикладного творчества ярко
раскрываются на фестивале “Кириллица”. А самые
интересные исследовательские работы
зачитываются на общешкольной конференции.
И, кстати, некоторые сообщения становятся
открытиями даже для учителей. Как, к примеру,
доклад об имении рода Пушкиных в Ярославской
области “Племянник мой – Гаврила Пушкин”.
Неужели это наши девчонки?!
Помните, был мультфильм, герои которого жили по
принципу: “Ломать, крушить и рвать на части – вот
это жизнь, вот это счастье!” Примерно такая жизнь
началась в Челябинской школе-новостройке № 153
десять лет назад, когда в нее пришли первые
ученики – ребята из окрестных школ. Двери летели
с петель, стекла сыпались – в общем, все в школе
переворачивалось вверх дном.
Проведенное анкетирование дало шокирующие
результаты: в театрах дети практически не бывали,
из композиторов знали только Баха, Моцарта,
Бетховена и Глинку, во всей школе почти
невозможно было найти ребенка, способного
отличить живописца Крымова от баснописца
Крылова. Но некоторые ребята написали, что хотели
бы заниматься музыкой или живописью. С этого
маленького “но” и начались перемены.
Первым шагом стало открытие филиала музыкальной
школы. Из него впоследствии вышли школьный
вокально-инструментальный ансамбль, оркестр, хор
и ансамбль бального танца.
Часть ребят пожелали посещать различные кружки,
которые стали расти как грибы после дождя:
макраме, фриволите, мягкой игрушки, инкрустации
по дереву... Сегодня в школе существует уже 34
направления дополнительного образования.
И все-таки оставались дети, которые ни к чему не
проявили интереса. И тогда вспомнили о
знаменитых КТД – коллективных творческих делах.
13 ноября, в день рождения школы, с утра до
позднего вечера сменяли одна другую праздничные
программы. Причем параллель каждого класса
показывает свою.
Открылся Спартфестиваль, на котором вся школа
возрождает игры древней Спарты. В нем все
по-настоящему, начиная с церемонии открытия, с
олимпийской чаши огня, который зажег лучший
спортсмен школы. И первое шествие с учителями в
первых рядах, когда все 1200 детей, пришедших в
спорткомплекс местной гандбольной команды
“Полет”, узнали, что среди их педагогов есть
чемпион России по фигурному катанию, кандидат в
мастера спорта (учитель математики) и
перворазрядники (всего 27 человек).
С октября началась подготовка к
февральско-мартовскому фестивалю дарований
“Палитра творчества”. Каждый класс отбирал
своих лучших чтецов, музыкантов, танцоров,
мастеров.
Заместитель директора по эстетическому
воспитанию Раиса Павленко считает, что на этом
фестивале и была одержана первая педагогическая
победа. Случилось это на конкурсе “Мисс звездный
час”. Жюри надо было решить: у кого же волосы
красивее и длиннее? Девочки вышли из-за кулис,
повернулись к зрителям спиной, и по залу пронесся
возглас удивления.
Ну разве это не победа – восхищение в устах
“наших хулиганов”, как говорят учителя, в устах
мальчишек, которые никогда не проявляли
сколько-нибудь уважительного отношения к
девчонкам?
Многим школьным делам становится тесно в
границах первоначального замысла, и они обретают
новые формы. Из кружка кройки и шитья вырос театр
моды “Прелестница”, который в первый же год
своего существования занял второе место на
городском конкурсе. Из кружка прикладного
творчества возник коллектив “Кудесники”.
Школьные кудесники готовят реквизит, делают
макияж и грим участникам фольклорного ансамбля
“Ладушка”. Так что самое интересное еще впереди!
Такие вот несхожие школы с таким различным
дополнительным образованием. И у каждой модели
свои плюсы и минусы. Но каждая, как заметил
психолог А.Асмолов, “дополняет систему
образования до полного”, потому что придает
школьной жизни тот явный и очевидный для всех
смысл, который и делает группу людей общностью, а
человеческие взаимодействия – общим делом
учеников и учителей.
Ведь что примечательно? И челябинские, и
ярославские, и пермские педагоги в один голос
заявляют, что в их школах не разделяют
образование на основное и дополнительное. Одно
теснейшим образом переплетается с другим. Часто
именно дополнительное образование становится
мостиком, по которому проходит интерес ребенка к
знанию.
Во всяком случае, оно дает возможность детям не
через уверения взрослых, а на собственном опыте
убедиться, что образование – это не просто учеба,
ответы и оценки. Это то, что делает жизнь
увлекательной.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|