Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЮРИЙ РОСТ

Плисецкая

wpe5D3.jpg (23620 bytes)От ее жеста остается то, что не знает названия и что не существует без нее.
Уже закончилась музыка, и Плисецкая застыла в тишине, а это (без имени) продолжает жить, вырастать или погибать.
Вероятно, это след движения.
Стекая с кончиков пальцев, он плывет над сценой. Его догоняет другой, пущенный словно из пращи... И так все время, пока она царит. Чудесное это явление, впрочем, возможно наблюдать только тем, кто видел и само движение и для кого имя Майя означает нечто большее, чем символ молчаливого искусства вечно менять позы.
Почти вечно. То есть не вечно вовсе, но Плисецкая сопротивляется времени, отвоевывая у него право на след. Соперничает.
...Она вышла на сцену в 44-м году и до сих пор не сошла с нее...
Ну, разумеется, эта фотография не сегодняшнего дня. Я сделал ее в преддверии юбилея Большого театра. Тогда редакция поручила снять что-нибудь необычное. Комплимент артистов, из-за закрытого занавеса, на фоне аплодирующего зала, с зажженной люстрой мог бы стать (и стал, как вы верно догадались) кадром, какового не бывало. Схема выстроилась легко. После первых двух поклонов лампы в театре зажигают, рампа подсвечивает силуэты танцовщиц на фоне заполненных партера и ярусов, но занавес еще не дают, и остается только, чуть его раздвинув, просунуть аппарат с широкоугольным объективом и щелкнуть, оставаясь спрятанным от публики.
...Давали “Шопениану” . В ожидании финала я в кожаной потертой куртке и штанах типа джинсы в компании пожарных за кулисами коротал время, хотя выпивать им на работе не положено. Но юбилей...
Финал спектакля застал меня тем не менее в совершенно рабочем состоянии. Съемка была проведена, как задумано, и удачно. Удовлетворенный, я отступил в глубь сцены и оказался среди застывших в полупоклонах балерин в легких одеждах. Природная наблюдательность позволила мне заметить разницу между воздушными созданиями и пожарными, с которыми я расстался. Процесс сравнения увлек меня настолько, что легкий ветерок – знак открывающегося занавеса – меня не насторожил.
Бурная овация, которую я услышал в следующий момент, показалась чрезмерной, но я все же счел необходимым ответить моим почитателям легким кивком головы.
Дирекция театра ревностно отнеслась к моему успеху (о театральные интриги!) и больше за кулисы не пускала никогда. Поэтому в следующий визит к Большому я отправился в класс к Асафу Мессереру, где и сделал этот снимок повелительницы жеста, каковой она и останется в театральных легендах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru