Плисецкая
От ее жеста остается
то, что не знает названия и что не существует без
нее.
Уже закончилась музыка, и Плисецкая застыла в
тишине, а это (без имени) продолжает жить,
вырастать или погибать.
Вероятно, это след движения.
Стекая с кончиков пальцев, он плывет над сценой.
Его догоняет другой, пущенный словно из пращи... И
так все время, пока она царит. Чудесное это
явление, впрочем, возможно наблюдать только тем,
кто видел и само движение и для кого имя Майя
означает нечто большее, чем символ молчаливого
искусства вечно менять позы.
Почти вечно. То есть не вечно вовсе, но Плисецкая
сопротивляется времени, отвоевывая у него право
на след. Соперничает.
...Она вышла на сцену в 44-м году и до сих пор не
сошла с нее...
Ну, разумеется, эта фотография не сегодняшнего
дня. Я сделал ее в преддверии юбилея Большого
театра. Тогда редакция поручила снять что-нибудь
необычное. Комплимент артистов, из-за закрытого
занавеса, на фоне аплодирующего зала, с зажженной
люстрой мог бы стать (и стал, как вы верно
догадались) кадром, какового не бывало. Схема
выстроилась легко. После первых двух поклонов
лампы в театре зажигают, рампа подсвечивает
силуэты танцовщиц на фоне заполненных партера и
ярусов, но занавес еще не дают, и остается только,
чуть его раздвинув, просунуть аппарат с
широкоугольным объективом и щелкнуть, оставаясь
спрятанным от публики.
...Давали “Шопениану” . В ожидании финала я в
кожаной потертой куртке и штанах типа джинсы в
компании пожарных за кулисами коротал время,
хотя выпивать им на работе не положено. Но
юбилей...
Финал спектакля застал меня тем не менее в
совершенно рабочем состоянии. Съемка была
проведена, как задумано, и удачно.
Удовлетворенный, я отступил в глубь сцены и
оказался среди застывших в полупоклонах балерин
в легких одеждах. Природная наблюдательность
позволила мне заметить разницу между воздушными
созданиями и пожарными, с которыми я расстался.
Процесс сравнения увлек меня настолько, что
легкий ветерок – знак открывающегося занавеса –
меня не насторожил.
Бурная овация, которую я услышал в следующий
момент, показалась чрезмерной, но я все же счел
необходимым ответить моим почитателям легким
кивком головы.
Дирекция театра ревностно отнеслась к моему
успеху (о театральные интриги!) и больше за кулисы
не пускала никогда. Поэтому в следующий визит к
Большому я отправился в класс к Асафу Мессереру,
где и сделал этот снимок повелительницы жеста,
каковой она и останется в театральных легендах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|