Научите меня вспоминать
Человек помнит все. Но гигантские резервы
его памяти остаются невостребованными
Память
– данность или нечто развивающееся? Поддается ли
она трансформации и коррекции? Ответить на эти
вопросы нам поможет книга доктора
педагогических наук, профессора Академии
естественных наук, директора центра “Эйдос” И.Ю.Матюгина
“Школа эйдетики. Методы развития памяти,
образного мышления, воображения”.
А началось все с того, что Игорь Матюгин провел
эксперименты с памятью и получил интересные
результаты. С группой школьников “ниже
среднего” провели занятие – немного гипноза,
немного медитации и т.п. И вдруг эти дети начали
демонстрировать огромные успехи, причем не
только в школе. В опытах с гипнозом обнаружилось:
есть яркие образы – есть и яркие воспоминания;
чем ярче образ, тем сильнее воспоминание.
“Сверхвоспоминания” связаны с резервами памяти.
Матюгин стал усиленно искать, как еще назвать эти
сверхъяркие образы, и натолкнулся на греческое
“эйдос, эйдетизм”. Позже оказалось, что в
Германии еще в тридцатых годах психолог Генш
впервые ввел этот термин. Главная заслуга
немецкого психолога состояла в том, что он
доказал, что это закономерная стадия детского
развития. Что это норма, а не отклонение.
Исследования показали, что, например, у истериков
часты яркие образы и галлюцинации; яркие образы
порой путают с галлюцинациями. Но, как утверждает
Игорь Матюгин, это совершенно разные вещи!
Эйдетизм – умение видеть то, что исчезло из поля
восприятия. Например, на экране слайд, потом
картинка исчезает, а дети продолжают ее видеть.
Естественно, не все одинаково. Матюгин ввел
пятибалльную шкалу: 0 – образов нет, 5 – когда
видят с открытыми глазами легко, быстро и без
усилий. Но крайности бывают редко, причем иногда 5
связано с некоторыми отклонениями (например,
повышенное внутричерепное давление). Если
ребенок не яркий эйдетик и у него спрашивают,
например, сколько окон в доме, его реакция: “Ой,
не успел сосчитать!..”; реакция эйдетика: “Сейчас
посмотрю”. Он вызывает образ и считает... Причем у
детей эти слайды достаточно легко оживают,
трансформируются, меняют цвет, дети могут
“входить” в картинку, то есть у них гибкие
образы, им не надо прилагать никаких серьезных
усилий, надо только задействовать их возможности.
“Поэтому, когда мы обучаем запоминанию цифр, мы
говорим, чтобы дети “оживляли” цифры,
представляли, что они похожи на животных, фрукты
и т.п. И когда они начинают общаться с цифрами не
как с абстракцией, а как с чем-то живым и реальным,
многие перестают прогуливать уроки математики...”
– рассказывает Матюгин.
И все же: что такое память? Есть три базовые
функции – мышление, воображение и собственно
память. Мышление развивают математика, физика;
воображение развивают рисование, танцы; память
же, как правило, ничем не развивают. Считается,
что либо она дана природой, либо ее нет. Учитель в
школе объясняет, как надо решать те или иные
задачи; но, когда надо что-то запомнить, учитель
никогда не скажет как! Будто ребенок с пеленок
знает, как правильно запоминать. Нет апелляций к
зрительной памяти, хотя 60 процентов информации
мы получаем через глаза. Память имеет
двойственную природу – логическую и образную.
Есть несколько видов памяти – двигательная,
обонятельная, тактильная, зрительная; в школе
“Эйдос” пытаются задействовать все. Другое
деление: память произвольная (запоминание с
помощью разных приемов) и более непосредственная
– непроизвольная, она развивается аутотренингом.
Есть и другие виды памяти – мгновенная,
кратковременная, долговременная,
голографическая.
Память сама по себе от нагрузки (а объем
информации по-прежнему удваивается каждые
десять лет) не развивается. Нужны приспособления.
Сейчас доказано, что долговременная память вечна,
человек помнит каждый день своей жизни и при
определенных условиях может вспомнить любые
подробности – под гипнозом, в результате стресса
или болезни... Но раз так, то секрет связан именно
с воспоминанием! В первую очередь надо учиться
вспоминать – увиденный фильм, книгу, мелькнувшее
лицо... Обычно же все наоборот: учат запоминать, а
уже потом вспоминать. Матюгин и его коллеги
сделали акцент на умении вспоминать, проводя для
этого специальные тренировки с релаксациями,
аутотренингом. Еще важно внимание: часто “плохая
память” связана просто с его отсутствием. По
разным причинам. Здесь может помочь самая
простая и универсальная методика концентрации –
делать несколько дел одновременно. Например,
строить колодец из спичек и диктовать слова,
правой и левой рукой рисовать различные фигуры
опять же при диктовке. Плюс аутотренинг,
сверхконцентрация... И только после этого –
собственно запоминание, то есть навык
упорядочить информацию для запоминания.
Потом был проведен эксперимент в школе. Набрали
двоечников из разных классов и обследовали их на
энцефалографе. Почти у всех нашлись те или иные
отклонения от нормы: они плохо учились не из-за
лени, а по причинам более серьезным. Затем
специалисты из “Эйдоса” провели серию занятий.
Через месяц их снова обследовали – у всех почти
поменялась картина мозга! Причем если по тестам у
иных память почти не улучшилась, то, по словам
родителей и учителей, дети изменились очень
сильно: стали учиться с удовольствием, у многих
выросла самооценка, что сказалось, например, на
занятиях спортом. А у двоих диабетиков – вообще
чудо! – сахар нормализовался.
Это же показало и анкетирование в школе слепых:
единицы написали, что только улучшили память; у
некоторых появились новые увлечения, у других
вернулся смысл жизни...
Несколько лет назад решили посмотреть, а что в
школьной программе надо запоминать? Самое первое
– стихи. Дети с задержкой в развитии или
педагогически запущенные их не учат практически
никогда. Матюгин адаптировал для запоминания
метод пиктограмм, который используется для
тестирования в психологии. Например, диктуют
строчку: “Пруд лениво серебрится” – дети рисуют
пруд, отдыхающего на диване человека и снежинки.
Потом они берут эти пиктограммы и по ним читают.
Конечно, бывают и ошибки, но запоминали все.
Сильные дети стали учить вещи посложнее, средние
– запоминать все прямо на уроке, слабые просто
стали заучивать. Метод оказался очень
эффективным. К тому же для детей это момент игры,
ведь обычно им запрещают рисовать на уроках, а
тут можно рисовать сколько угодно, только на тему
занятий. Опять же учитель не успевает опросить
всех, каждому уделить внимание – а здесь
работают все!
Еще выяснилось, что в школе все зубрят словарные
слова. Например, слово “винегрет”: дети его
вызубрят, потом начинают делать по три ошибки,
учитель заставляет переписывать слово сто раз. А
через какое-то время дети опять начинают
ошибаться. Но достаточно придумать удобную
ассоциацию – и проблемы нет! Например,
“винегрет”: вино пьют негры и закусывают
винегретом. Или “собака”: она свернулась в
клубок, как “О”.
Считается, что со старостью приходит потеря
памяти, хотя реально память становится хуже
всего-то на 10 процентов. Все остальное либо
связано с заболеваниями, либо память остается
просто не задействованной. Но есть универсальные
способы ее сохранить, причем не требующие
никакого реквизита – например, вспоминание
прожитого дня перед сном. В прямом порядке или,
что более сложно, в обратном. Вспоминание лиц,
фраз, запахов – по шагам. Или мысленно вернуться
в наиболее приятный период жизни, подробно его
вспомнить. На идею такого варианта Матюгина
натолкнул известный философ Алексеев – ему уже 70
лет. Придя в “Эйдос”, он сказал, что благодаря
философии мир стал ему понятен, но теперь не
хватает детского непосредственного восприятия.
Ему посоветовали перед сном возвращаться в
детство, вспоминать, путешествовать – и в то же
время отдыхать и тренировать память.
Еще очень простой совет – меньше записывать,
больше запоминать. К примеру, если идешь в
магазин, не составлять список покупок, а держать
его в голове. Можно это делать по методу Цицерона
– раскладываешь мысленно на кухонном столе
необходимые продукты, потом мысленно проходишь
по кухне и таким образом вспоминаешь, что надо
было купить. Этот метод самый универсальный и,
наверное, самый эффективный.
А если в очень короткое время надо много всего
“засунуть в голову”? Один из методов – умение
забывать. Например, у студентов во время сессии
это происходит автоматически: студент читает-читает-читает,
держит все это в голове, боясь потерять, забыть. И
наступает критический объем, начинается
интерференция, вытеснение. А Игорь и его коллеги
советуют так: прочитал – забыл на конкретный
срок. Есть хорошие методы забывания, они менее
известны по понятным причинам. Вроде бы и так
умеем; хотя, как показывают эксперименты, просто
так ничего не забывается, это все равно активный
процесс – что-то в голове продолжает происходить.
Поэтому таким процессом можно в той или иной
степени управлять, можно забывать на конкретное
время. У людей с развитой образной памятью это
получается лучше.
“Один из способов забывания – сжигать на свечке.
Представить пламя свечи, на листочке в
воображении пишешь или рисуешь все, что хочешь
забыть – имя, дату, лицо, страх, – и сжигаешь в
этом пламени, внимательно следя за процессом,
внушая себе, что все с этим листком сгорает,
превращается в пепел. И надо сказать себе такую
фразу: “Я стараюсь вспомнить – но не могу, все
сгорело!” После, если попытаться вспомнить,
видишь один только пепел. Интересно, что если
реально сжигать, то эффект менее ощутимый”, –
делится опытом Игорь Матюгин.
Вы заинтригованы? Возьмите в руки книгу,
выпущенную центром “Эйдос”, “Школа эйдетики.
Методы развития памяти, образного мышления,
воображения”. И – дерзайте!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|