Главный школьный предмет –
“вера в себя”
Может быть, именно он необходим тем,
кого мы
называем отстающими
Есть такой способ борьбы с
детским стрессом. Группа ребят обыгрывает
ситуацию, сходную с той, в которой побывала
жертва.
Но с каждым повтором действие развивается
немного иначе: могут появиться новые персонажи,
неожиданные сюжетные повороты, меняется
интонация голоса... И в какой-то момент
пострадавшему самому становится смешно, он
понимает, что случившееся с ним не так страшно,
как казалось. Примерно тот же принцип
использовали кубанские педагоги, чтобы победить
страхи и неуверенность отстающих детей.
Замысел этот возник не вдруг. Поначалу
руководитель медико-биологического отделения
Малой академии наук школьников Кубани Андрей
Юхно вместе с учителями-энтузиастами стремился
решить проблему по-другому, что называется в лоб.
Они пытались изменить преподавание так, чтобы
любой урок стал интересен для всех – и для
сильных, и для слабых учеников. Да вот беда: у
ребят, которые на фоне других оказались менее
успешными, уже выработалось неприятие учебных
предметов. А кроме того, на уроках сложно
избежать ситуаций, снижающих самооценку
слабоуспевающих детей. Отметки у них ниже,
задания они выполняют хуже и дольше, с
недовольством учителя сталкиваются чаще. Все это
травмирует психику ребенка, вызывая ответную
агрессию.
При изучении предметов на первый план выступает
прохождение учебной программы. В этом случае
учителю трудно отойти от привычного разделения
учеников на сильных и тех, кто больше тройки
никогда не получает.
Между тем отношение учителя, его недоверие,
пренебрежение или безразличие, даже если и не
выражается напрямую, все равно чувствуется
ребенком. В психологии даже существует такой
специальный термин – “выученная
беспомощность”. То есть беспомощность, в которую
сначала поверил учитель, а уже от него эта
убежденность перешла к ученику.
Коль со всеми этими трудностями сложно
справиться на уроке, рассуждал Юхно, значит,
чтобы адаптировать отстающих ребят к школьной
жизни, с ними надо вести особую внеурочную
работу. В школе должно появиться что-то
совершенно новое, не ассоциирующееся с
привычными дисциплинами. Причем нужен не просто
новый предмет с другим названием и содержанием.
Измениться должна сама организация учебной
деятельности. Ведь это две разные цели – освоить
предметное знание и привить вкус к учебе.
География, история и биология в одном
вопросе
Но начинать все-таки надо с содержания. Если это
не литература, не язык, не математика, тогда что?
Андрей Юхно предложил содержанием нового курса
сделать знания о человеке. О том, как он устроен,
что ему полезно, а что может навредить. Почему
одни занятия людям нравятся, а других они
стремятся избежать? Каждому ведь интересно
изучать самого себя.
К тому же эти знания, по сути, являются
междисциплинарными, связующими между собой
разные предметы. Скажем, простой вопрос: почему в
полярных странах люди употребляют много жирной
пищи? Ответ очевиден: потому что жиры обладают
наибольшей энергетической ценностью и помогают
жителям севера уберечься от переохлаждения. А
почему то же самое делают украинцы? Вот вам,
пожалуйста, и география, и история, и этнография,
и биология, и медицина...
Конкурсы, в которых выигрывают все
Итак, решено: в школе вводится факультативный
курс творческого развития и социальной
адаптации “Жизнь и здоровье”. Необычный курс,
где успех определяется не тем, что ты освоил те
или другие сведения, а тем, что активно
участвовал в общем обсуждении.
Здесь действует правило: имеешь право на ошибку и
можешь ее исправить. При этом никакого наказания
за ошибку не существует. Оценок нет. Правда, есть
один запрет. Запрещено молчать. Сколько
молчальников отсиживаются у нас на последних
партах! Да и только ли на последних?
Андрей Викторович мягко, без навязчивости и
давления старается побудить каждого ученика к
участию в общем разговоре. Если хоть один ребенок
остается в стороне, Юхно оценивает это как свою
неудачу.
Мнение учителя по тому или иному вопросу
выслушивается в последнюю очередь. Главная его
задача – увидеть и развить малейшее
рациональное зернышко в высказывании ребенка.
Вчера ты молча сидел, а сегодня уже предлагаешь
решение ситуационной задачи. Молодец!
Кстати, о них, о задачах. Это не те задачи из
учебника математики, где “у Пети было три
яблока...” В курсе Андрея Юхно действуют не
безликие незнакомцы, а близкие и любимые детьми
герои: Денис Кораблев, Сережа Сыроежкин, Витя
Малеев.
Еще одна черта, характерная для занятий по теме
“Жизнь и здоровье” – на них постоянно
присутствует момент конкурса без проигравших. К
примеру, когда дети выполняют письменное
задание, оно оценивается. Как такое может быть:
оценок нет, а задание оценивается? А вот как: у
тебя самая полная работа, а у тебя самая
оригинальная... самая точная... самая остроумная...
Все успехи ученика записываются на отдельном
листе, и в конце года каждый ребенок получает
почетный диплом проучившегося год.
С какого класса вводится факультатив?
Оптимально – с третьего. Но так получается редко.
Хорошо, если удается поработать с
пятиклассниками, а, как правило, администрации
школ обращаются к авторам курса, чтобы поправить
дела в 7–8 классах. Но и с восьмиклассниками можно
достигнуть многого.
Обычно уже через год занятий по программе
спецкурса у ребенка проходит страх перед
учителем и соответственно перед предметом.
Ребенок становится более спокойным,
уравновешенным и открытым для педагога. Теперь с
ним можно вести работу, облегчающую усвоение
учебного материала.
И если факультативный курс преподает
учитель-предметник, по прошествии года занятий
он начинает организовывать различные
творческо-интеллектуальные турниры с
занимательными задачами, содержание которых
взято из конкретного предмета.
Диплом для победителей
Через полтора-два года занятий по программе
“Жизнь и здоровье” ребята выходят на новый
уровень – обращаются к исследовательской
работе. Сначала пишут рефераты, а потом готовят
доклады для конкурса, организованного Малой
академией наук.
Организаторы конкурса ввели несколько уровней
оценок для участников. За доклад, в котором
проделана глубокая работа с литературой, сделаны
самостоятельные выводы, присуждается диплом
третьей степени. Сообщения, имеющие ярко
выраженную исследовательскую направленность,
оцениваются дипломами второй и первой степени.
В результате выигрывают все.
А для педагогов возникла интересная задача в
стиле курса “Жизнь и здоровье”. Что чувствует
ребенок с укоренившейся репутацией троечника,
когда он приходит в школу после конкурса и
показывает директору диплом Малой академии наук?
И как это связано с его обучением и воспитанием?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|