Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Главный школьный предмет –
“вера в себя”

Может быть, именно он необходим тем, кого мы
называем отстающими

Есть такой способ борьбы с детским стрессом. Группа ребят обыгрывает ситуацию, сходную с той, в которой побывала жертва.
Но с каждым повтором действие развивается немного иначе: могут появиться новые персонажи, неожиданные сюжетные повороты, меняется интонация голоса... И в какой-то момент пострадавшему самому становится смешно, он понимает, что случившееся с ним не так страшно, как казалось. Примерно тот же принцип использовали кубанские педагоги, чтобы победить страхи и неуверенность отстающих детей.

Замысел этот возник не вдруг. Поначалу руководитель медико-биологического отделения Малой академии наук школьников Кубани Андрей Юхно вместе с учителями-энтузиастами стремился решить проблему по-другому, что называется в лоб. Они пытались изменить преподавание так, чтобы любой урок стал интересен для всех – и для сильных, и для слабых учеников. Да вот беда: у ребят, которые на фоне других оказались менее успешными, уже выработалось неприятие учебных предметов. А кроме того, на уроках сложно избежать ситуаций, снижающих самооценку слабоуспевающих детей. Отметки у них ниже, задания они выполняют хуже и дольше, с недовольством учителя сталкиваются чаще. Все это травмирует психику ребенка, вызывая ответную агрессию.
При изучении предметов на первый план выступает прохождение учебной программы. В этом случае учителю трудно отойти от привычного разделения учеников на сильных и тех, кто больше тройки никогда не получает.
Между тем отношение учителя, его недоверие, пренебрежение или безразличие, даже если и не выражается напрямую, все равно чувствуется ребенком. В психологии даже существует такой специальный термин – “выученная беспомощность”. То есть беспомощность, в которую сначала поверил учитель, а уже от него эта убежденность перешла к ученику.
Коль со всеми этими трудностями сложно справиться на уроке, рассуждал Юхно, значит, чтобы адаптировать отстающих ребят к школьной жизни, с ними надо вести особую внеурочную работу. В школе должно появиться что-то совершенно новое, не ассоциирующееся с привычными дисциплинами. Причем нужен не просто новый предмет с другим названием и содержанием. Измениться должна сама организация учебной деятельности. Ведь это две разные цели – освоить предметное знание и привить вкус к учебе.

География, история и биология в одном вопросе

Но начинать все-таки надо с содержания. Если это не литература, не язык, не математика, тогда что?
Андрей Юхно предложил содержанием нового курса сделать знания о человеке. О том, как он устроен, что ему полезно, а что может навредить. Почему одни занятия людям нравятся, а других они стремятся избежать? Каждому ведь интересно изучать самого себя.
К тому же эти знания, по сути, являются междисциплинарными, связующими между собой разные предметы. Скажем, простой вопрос: почему в полярных странах люди употребляют много жирной пищи? Ответ очевиден: потому что жиры обладают наибольшей энергетической ценностью и помогают жителям севера уберечься от переохлаждения. А почему то же самое делают украинцы? Вот вам, пожалуйста, и география, и история, и этнография, и биология, и медицина...

Конкурсы, в которых выигрывают все

Итак, решено: в школе вводится факультативный курс творческого развития и социальной адаптации “Жизнь и здоровье”. Необычный курс, где успех определяется не тем, что ты освоил те или другие сведения, а тем, что активно участвовал в общем обсуждении.
Здесь действует правило: имеешь право на ошибку и можешь ее исправить. При этом никакого наказания за ошибку не существует. Оценок нет. Правда, есть один запрет. Запрещено молчать. Сколько молчальников отсиживаются у нас на последних партах! Да и только ли на последних?
Андрей Викторович мягко, без навязчивости и давления старается побудить каждого ученика к участию в общем разговоре. Если хоть один ребенок остается в стороне, Юхно оценивает это как свою неудачу.
Мнение учителя по тому или иному вопросу выслушивается в последнюю очередь. Главная его задача – увидеть и развить малейшее рациональное зернышко в высказывании ребенка.
Вчера ты молча сидел, а сегодня уже предлагаешь решение ситуационной задачи. Молодец!
Кстати, о них, о задачах. Это не те задачи из учебника математики, где “у Пети было три яблока...” В курсе Андрея Юхно действуют не безликие незнакомцы, а близкие и любимые детьми герои: Денис Кораблев, Сережа Сыроежкин, Витя Малеев.
Еще одна черта, характерная для занятий по теме “Жизнь и здоровье” – на них постоянно присутствует момент конкурса без проигравших. К примеру, когда дети выполняют письменное задание, оно оценивается. Как такое может быть: оценок нет, а задание оценивается? А вот как: у тебя самая полная работа, а у тебя самая оригинальная... самая точная... самая остроумная...
Все успехи ученика записываются на отдельном листе, и в конце года каждый ребенок получает почетный диплом проучившегося год.

С какого класса вводится факультатив?

Оптимально – с третьего. Но так получается редко. Хорошо, если удается поработать с пятиклассниками, а, как правило, администрации школ обращаются к авторам курса, чтобы поправить дела в 7–8 классах. Но и с восьмиклассниками можно достигнуть многого.
Обычно уже через год занятий по программе спецкурса у ребенка проходит страх перед учителем и соответственно перед предметом. Ребенок становится более спокойным, уравновешенным и открытым для педагога. Теперь с ним можно вести работу, облегчающую усвоение учебного материала.
И если факультативный курс преподает учитель-предметник, по прошествии года занятий он начинает организовывать различные творческо-интеллектуальные турниры с занимательными задачами, содержание которых взято из конкретного предмета.

Диплом для победителей

Через полтора-два года занятий по программе “Жизнь и здоровье” ребята выходят на новый уровень – обращаются к исследовательской работе. Сначала пишут рефераты, а потом готовят доклады для конкурса, организованного Малой академией наук.
Организаторы конкурса ввели несколько уровней оценок для участников. За доклад, в котором проделана глубокая работа с литературой, сделаны самостоятельные выводы, присуждается диплом третьей степени. Сообщения, имеющие ярко выраженную исследовательскую направленность, оцениваются дипломами второй и первой степени.
В результате выигрывают все.
А для педагогов возникла интересная задача в стиле курса “Жизнь и здоровье”. Что чувствует ребенок с укоренившейся репутацией троечника, когда он приходит в школу после конкурса и показывает директору диплом Малой академии наук? И как это связано с его обучением и воспитанием?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru