Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Период старшей ступени
не может уместиться в два года

Замечания к Концепции 12-летней школы

1. При общей правильной ориентации на возрастную периодизацию развития личности представляется странным определение второй ступени как 6-летнего периода. Практически все исследователи подросткового возраста и практики подростковой педагогики знают, что этот период внутренне неоднороден и практически завершается к 14, а не к 16 годам. И прежде чем подойти к первичной ориентировке в социально-профессиональной действительности с точки зрения поиска своего места, подросток решает важнейшую для себя задачу половозрастной идентичности. Здесь был бы более логичен и уместен переход. И наоборот, удерживание подростков в условиях одной ступени потребует значительных усилий и создаст массу проблем.
2. Если учесть все многообразие задач, решение которых возложено на последний школьный этап, а именно: определение социально-профессионального профиля будущей деятельности и фактически подготовка проекта этой деятельности и его ресурсного обеспечения, то становится понятным, что период старшей школы не может уместиться в два года, поскольку именно в этот период приобретают особое значение и могут быть в полной мере развернуты метапредметные области знаний: проектирование, планирование, анализ и интерпретация сложных текстов, построение развернутого дискурса, сложные коммуникации
и т.п.
3. В концепции совершенно отсутствует описание динамики школьных форм. Если для первой ступени характерно и уместно построение учебной деятельности, для которой традиционная классно-урочная система уже выступает как анахронизм, то какие школьные формы должны быть выстроены как адекватные подростковой школе? И уже совсем не годятся традиционная классно-урочная система и соответствующие ей отношения учителя и ученика для старшей школы, где ведущая форма должна быть основана на уже реализующейся учебной (образовательной) самостоятельности.

Б.ХАСАН,
профессор, заведующий кафедрой психологии
Красноярского университета

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru