Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Образованию необходимо свое лобби

Кто знает, чему и как будут учить в следующем тысячелетии? Кто ответит, что затевает государство в сфере образования? Кто знает, что хочет общество от школы?
Никто, кроме самих педагогов. Однако они в большинстве своем молчат. Молчат не потому, что нечего сказать, молчат потому, что есть более насущные проблемы, чем будущее нашего общества. Собственное настоящее.
Вовлеченные в борьбу за выживание педагоги направляют все свои усилия именно на выживание. Потому что важнее задачи нет.
Однако реальность такова, что если педагоги сами не будут решать свои проблемы, то вместо них и не в их интересах эти проблемы будут решать чиновники. Эти люди в отличие от учителей вполне осознают свои потребности, свою общность. В этом их сила. А еще в том, что большинство педагогов и родителей не интересуются и не хотят интересоваться происходящим в сфере управления образованием. Об идеологии российского чиновничества очень хорошо написал А.Платонов в своих записных книжках: “Надо принимать меры, выйдет что или не выйдет, это вопрос не важный. Важно лишь принять меры, учредить суету, за которую отвечать не нужно и не будешь отвечать, если даже меры не дадут никаких результатов”.
Одним из таких мероприятий стало, по всей видимости, Всероссийское совещание работников образования, главным вопросом которого было обсуждение и принятие Национальной доктрины образования.
В этой связи хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями и опасениями, связанными с данным документом.
Во-первых, называть доктриной одобренный совещанием документ, по-моему, нельзя. Это лишь набор плохо структурированных позиций, по которым совершенно не хочется вести какие-либо дискуссии. Вспоминая эпопею с концепциями очередного этапа реформирования образования, позволю себе отметить, что обращение к вопросам образования со стороны государства всегда связано с какими-то собственными, нам непонятными целями.
Во-вторых, кто будет лоббировать положения доктрины при принятии бюджета? Представляется, что этим должно заниматься правительство. Однако учреждения образования в большинстве своем финансируются органами местного самоуправления, значит, надо именно в этих бюджетах предусматривать средства на выполнение положений доктрины. Справится ли правительство с проведением своей жесткой линии по всей вертикали власти? Об этом в доктрине нет ни слова.
И, наконец, может быть, самое важное. Для выполнения основных положений доктрины ее должны понимать и принимать большинство педагогов и общество в целом.
Однако в настоящее время в стране нет широкого обсуждения положений доктрины, педагоги мало что о ней знают, не заинтересованы в ее обсуждении, не видят себя в этой доктрине, не верят в возможность самим участвовать в ее выработке.
Не проявляет инициативы и профсоюз работников образования, который все больше превращается в орган социальной защиты учителей (что совершенно необходимо), тогда как профсоюз должен быть организацией, выражающей прежде всего профессиональные интересы педагогов. В настоящее время эти интересы, за исключением соблюдения трудовых прав учителей, представлены очень слабо. Именно поэтому как такового профессионального сообщества педагогов не существует. Именно поэтому доктрина перестает быть делом государственным, а становится личным делом нескольких сотен человек.
Итак, по всей видимости, доктрина превращается в чисто политическое предприятие, предназначенное для того, чтобы педагогическое сообщество более или менее спокойно дожило до выборов президента.
Очередной пустой документ общество, конечно, как-нибудь переживет. Но если это действительно так, то просто жаль очередных потерь времени, средств и, что самое главное, веры в желание власти что-нибудь изменить к лучшему.

Р.ЕВСТИФЕЕВ,
кандидат политических наук
Владимир

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru