Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Самый опасный законопроект для самостоятельных школ

Несмотря на одобренные совещанием в Кремле концепции, доктрины и законопроекты, уже немало написано о явных системных недостатках документов, о невозможности их реальной работы ни сейчас, ни в 2025 году. Тем не менее их авторы не склонны обсуждать указанные недостатки, объяснять основные идеи документов, доказывать их действенность.
В XXI век образование России может войти, опираясь на эти три спорных документа.
Что же нас может ждать далее?
Мы снова, как и прежде, не сможем ориентироваться на якобы имеющуюся национальную образовательную политику-доктрину. Мы уже знакомы с подобной позицией – после принятия Указа № 1 и Закона РФ “Об образовании” (10% ВНП для нужд образования – ст. 40 п. 2 закона). Мы уже проходили реформирование школы без ясных и четких его целей.
Мы опять будем самостоятельно на местах преодолевать трудности перехода на двенадцатилетку, непродуманная концепция которой ориентирована на еще большую перегрузку ученика.
Наша школа уже давно привыкла сама решать все свои проблемы.
Но нас удивляет поспешность действий и нежелание слышать разные точки зрения заинтересованных сторон.
Пожалуй, самый опасный на ближайшее время документ, против которого у школы нет противоядия, – законопроект ЦК отраслевого профсоюза. Он старательно облечен в защитную форму-название
“Об обеспечении государственных гарантий прав граждан...” и,
что удивительно, исходит от людей, призванных защищать интересы учителя.
Суть же его проста – демуниципализация образования.
Сегодня в России все еще продолжают бороться две тенденции:
тенденция приближения школы к запросам муниципального сообщества (ст. 5 Закона РФ “Об образовании”);
тенденция унификации школы путем “упрощения” структуры управления в пределах региона и всей страны.
Муниципальное образование г.Краснодара на пути следования первой тенденции добилось:
снижения норматива нагрузки учителя начальной школы на тарифную ставку с 20 до 18 часов в неделю;
установления в Краснодаре доплат к тарифным ставкам до 10 разряда по ЕТС;
щадящей процедуры аттестации;
замены фронтальных инспекторских проверок, хождений инспектора на уроки систематической работой специалистов по оказанию помощи школе;
сохранения и увеличения фонда заработной платы учреждений вопреки СанПиНам, шестисотому и иным подобным постановлениям.
Мы уверены: следование этой тенденции дает возможность реального развития как краснодарского муниципального, так и всего российского образования. Более того, именно из сплава муниципальных образовательных систем состоят как региональные, так и российская системы образования.
Очевидно, при принятии данного законопроекта нас быстро лишат этих и иных результатов нашей работы.
Надеясь, что подобного не произойдет, мы начали работу над проектом “Ресурсное обеспечение развития муниципальной системы образования”, позволившим Краснодару стать в 1999 г. федеральной экспериментальной площадкой, в его рамках еще 11 школ Краснодара также получили статус ФЭП. Большое внимание в этой работе уделяется зарплате педагога. Достойная зарплата и есть то главное, что любой орган управления должен сегодня сделать для учителей.
Мы хотим и дальше своим трудом умножать многогранность, вариативность и своеобразие российского образования.

А последствия принятия профсоюзного законопроекта очевидны:

утрата муниципалитетами интереса к выполнению государственных функций в области образования;
неизбежная потеря муниципалитетами мотивации к развитию налогооблагаемой базы;
разрушение стабильной схемы финансирования отрасли;
уменьшение реального финансирования школы;
обострение противостояния регионов и их столиц.
От имени педагогов г. Краснодара мы просим депутатов Государственной Думы, Правительство России:
не допустить противостояния муниципальной и государственной власти в России;
не решать проблемы всех муниципальных образований, слепо копируя опыт регионов-доноров (Самары, Тюмени, Москвы и др.);
принимать решения гласно, в экспериментальном режиме исследуя их возможности.

Участники педагогической конференции Краснодар


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru