Двенадцатилетка – это шанс реформировать
школу.
Используем ли мы его?
Конечно, проще всего по отношению к тому, что
происходило в течение двух дней в Кремле, пожать
плечами. Пятитысячный педагогический
партхозактив работников образования с
непременным для подобных собраний завершающим
“одобрямсом” по отношению к политике партии и
правительства (вариант: по отношению к нынешнему
и.о. президента) – это мы уже проходили.
Почти четверть века моей работы в школе убеждают:
престиж учительский очень низок и учительская
зарплата мизерна (а так было не только в
последние годы, так было всегда), очереди на место
учительское не наблюдается, нехватка учителей
огромна,
и можно относительно спокойно закрыть дверь
своего кабинета и работать по собственному
разумению, как ты сам и твои ученики считают
нужным и необходимым, невзирая на все реформы и
контрреформы. Разумеется, доктрины, концепции и
законы могут этому процессу посильно помогать
или мешать.
Хотелось бы, чтобы помогали, как, например, наш
Закон “Об образовании” 1992 года, который при всех
его издержках и недоговоренностях все же дал
глоток свободы, дал возможность выбора – выбора
учебников, программ, профилей обучения и т.д.
Так постараемся найти что-то позитивное,
конструктивное и в том, что произошло нынче в
Кремле.
Последние годы в чехарде министров, сменявшихся
едва ли не каждую четверть, Министерство
образования жило по принципу: нам бы день
простоять да ночь продержаться. Поэтому можно
считать позитивным сам факт постановки вопроса о
том, что же будет происходить в школе, в
образовании через год, через три, через десять
лет. И надо признать несомненной заслугой
министра образования В.М.Филиппова упрямую
попытку обозначить перспективу, попытку если не
решить, то хотя бы поставить долгосрочные цели и
задачи образования.
И доктрина, и концепция вылизаны и обработаны
так, что под ними, пожалуй, может подписаться
каждый. В них нет одиозных чудовищных идей,
которыми будоражили нас некоторые идеологи
образования, нет запредельных глупостей,
произнесены все необходимые прогрессивные слова
– гуманизация, разгрузка, вариативность,
профильность, приоритетность образования и т.п.,
но нет и ни одного реального механизма
достижения красивых целей, которые прописаны и в
доктрине, и в концепции.
Пожалуй, единственная реальность – это то, что
постепенный переход к двенадцатилетке уже почти
неминуем. Вопрос, как к этому относиться, для меня
отнюдь не арифметический: 11 или 12? Лучше 11, лучше
на год меньше, если наша школа в результате
останется такой, как сегодня, и все это
размажется еще на год. Если школа – это казарма, а
иногда и тюрьма, то чем меньше срок мотать, тем
лучше.
А вот если переход к двенадцатилетке – это повод,
эффективный инструмент для обновления
содержания образования, создания реального
многообразия школьной системы развития
образовательных технологий, формирования в
школе условий для жизни, развития и
самоопределения ребенка, тогда можно рискнуть и
поддержать этот поворот педагогических рек.
В документах, принятых на совещании, есть
возможность пойти и по первому, и по второму пути.
Но менять, ничего в сущности не меняя, просто
сменив на обложке негодного учебника число 11 на
число 12 (как меняли 10 на 11), куда проще. И это та
простота, которая, как известно, хуже воровства.
Реальность такого “простого” пути в никуда
подтверждает третий документ, представленный
участникам совещания, – законопроект под
красивым названием “Об обеспечении
государственных гарантий права граждан на общее
образование”. Увы, ничего, кроме красивого
названия, в тощем двухстраничном законопроекте,
представляющем собой абстрактную декларацию о
неясных намерениях без реальных механизмов и
реальной ответственности за невыполнение, нет.
И еще. Не обозначенный в программе и поставленный
на повестку дня, разумеется, “по просьбе
трудящихся” вопрос о поддержке совещанием
кандидатуры и.о. президента на предстоящих
выборах, буквально продавленный вице-премьером
Валентиной Матвиенко. Унизительное по форме и
сути голосование по этому вопросу неизбежно
перевело совещание, вроде бы претендовавшее
представлять все наше учительство вне
зависимости от политических пристрастий, в
статус чиновно-пропрезидентской тусовки. А
унижение – это смерть учителя. И никакие
доктрины и концепции тут не помогут.
Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что
уже на следующем после совещания этапе, когда с
неизбежностью встанут вопросы о Базисном
учебном плане, о стандартах образования, о форме
и содержании экзаменов и о других конкретных
принципах реализации обозначенных пока в самом
общем виде преобразований, благодушное единство,
царившее в стенах Кремлевского дворца,
закончится.
Ибо, как известно, “в одну телегу впрячь неможно
коня и трепетную лань”. И отчего-то очень боязно
за “трепетную лань” всего того нового,
интересного, разного, что появилось в российском
образовании в последнее десятилетие...
Евгений БУНИМОВИЧ,
заслуженный учитель России,
депутат московской городской Думы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|