Кризис образования
толкает школу к обновлению
И именно поэтому чиновникам удобнее
считать, что никакого кризиса нет
Довольно давно, кажется, еще в
позапрошлом году, на одном из парламентских
слушаний по образованию с легкой руки академиков
из ректорского корпуса был запущен лозунг о том,
что в нашем образовании никакого кризиса нет, а
есть только кризис экономики образования, кризис
финансов.
Никто этому особого внимания не уделил, потому
что само по себе это заявление носило
идеологический характер и стояло в ряду с такими
же лозунгами: «Советская школа – лучшая в мире»,
«Дети – привилегированный класс», «Мы должны
поставить нашего учителя на такую высоту, на
какой он никогда не стоял и стоять не может в
буржуазном обществе». Никто всерьез к лозунгам
не относится, тем более что мы, кажется, уже вышли
в обсуждении и проведении образовательной
политики из того возраста, когда руководствуются
идеологией.
Но вдруг во время январского совещания
работников образования в Кремле в отчете
руководителя секции общего среднего образования
Л.Кезиной снова услышали знакомый текст: мол,
никакого кризиса в образовании нет, а есть только
кризис в финансовой области. И это было сказано
не соседу по президиуму, не за кулисами, а с
трибуны в работающий микрофон. Значит, этот
лозунг приобрел для управленцев статус
непререкаемого утверждения. Управленцы в
образовании уважают официальную науку и
прислушиваются к ней.
Не слишком доверяйте официальной науке
Российское образование находится в кризисе.
Постараемся обосновать это утверждение.
Вначале, поскольку источник этого лозунга –
«большая наука», обратимся к научным
построениям.
Говорить об отсутствии кризиса в образовании
равнозначно отрицанию возможности развития
образования.
Это только исходя из принципов партийного
руководства можно считать, что кризис –
показатель плохого состояния, а плохое состояние
– результат плохой работы.
Один из основных принципов образовательной
политики заключается в том, что если мир,
окружающий нас, меняется, то система образования
вынуждена менять и представления об этом мире,
которые она предлагает ученикам в качестве
содержания образования.
Кризис образования – объективная вещь, не
зависящая ни от качества преподавания, ни от
условий учебы и преподавания, ни от
экономического состояния системы образования.
Этот кризис обусловлен тем, что мир меняется
гораздо быстрее, чем мы успеваем изменить
содержание образования. Ведь нам необходимо
поместить достижения культуры и цивилизации в
наши программы, написать, утвердить
(попробуйте-ка!) и напечатать учебники,
подготовить других учителей. На все это
требуется не менее пяти, даже семи, нет, больше –
10 лет! А мир за это время стал другим! Мы снова
опоздали...
Отсюда и возникает кризис образования. Его,
конечно, можно не замечать из идеологических
соображений... Но тогда это не большая наука, и не
очень большая, и вовсе не наука.
Смотрите, никто из учителей литературы (как было
бы хорошо ошибиться и чтобы кто-то из читателей
прислал гневное письмо: как это никто – наш
учитель это сделал! Заранее – спасибо), никто,
повторим, из учителей литературы не разбирает с
детьми книг Пелевина, а подростки не только
читают, но многие из них именно Пелевина считают
литературой. Но в программу еще не включили –
значит, содержанием образования считать нельзя.
На эвриканском семинаре в Ижевске ученый-биолог
сокрушался, что такой сложный процесс, как
клонирование, дети изучают по бытовым
представлениям СМИ, а не серьезно, на уроках
биологии.
И это только незначительная часть примеров. А вот
более серьезные вещи: половина учеников не
усваивает половины объема учебного материала.
Нет интереса, нет доминанты, нет мотивации, нет
резона. Школа теряет свою образовательную
сущность, в глазах учеников она проигрывает
соревнование с другими образовательными
институтами – СМИ, масскультурой, модой,
компьютером, уличной тусовкой, современной
литературой, бизнесом и т.д. и т.п.
Это и есть кризис образования.
Совершенно невозможно вульгарно трактовать
кризис образования как падение успеваемости и
потерю интереса к учению. Отношение учеников к
образованию – это следствие несоответствия
содержания образования современному миру, а не
плохая работа системы образования по обучению и
воспитанию учеников.
Есть такой анекдот про больницу, в которой часто
меняли занавески, а больные все равно умирали.
Пока кто-то не догадался заменить персонал, а не
занавески.
А поскольку мы слишком долго не можем настроить
нашу систему образования на систематические
изменения, кризис будет обостряться. Как это,
спросят, это что же – нон-стоп реформа? Да. Пока
система образования не войдет в режим постоянных
изменений, она будет терять свою образовательную
сущность.
Но только изменения не должны происходить в
масштабах всей страны одномоментно.
Разве мода, например, меняется по команде
откуда-то из Парижа или Нью-Йорка и все женщины
мира получают одновременно образцы модной
одежды независимо от фигуры, возраста и
темперамента? Нет, конечно. Да и не все следят за
модой, да и не все могут себе позволить частые
обновления гардероба. Но какая-то часть женщин
зорко следит за переменами и как передовой отряд
первой откладывает в сторону устаревший фасон и
надевает что-то совершенно умопомрачительное!
И сколько бы мы ни били себя в грудь: «Наша кирза
лучше всех, у нас кризис денег на ее закупку, а не
на сапоги!» – но тем не менее ходить в этом мы не
сможем.
Как выйти из кризиса
Оказалось, и январское совещание в Кремле это
очень наглядно проиллюстрировало, что ни
«большая» наука, ни «малая» практика не готовы к
тому, чтобы увидеть новое качество образования.
Хотя мы точно знаем, что есть огромное количество
ученых и учителей, директоров и управленцев,
которые вместо отрицания кризиса готовы к
содержательной работе по изменению качества
образования.
И наша газета готова дать им трибуну, то есть
газетную площадь.
Что, с нашей точки зрения, необходимо оформить
как новое педагогическое знание?
О чем надо немедленно писать статьи, эссе,
аналитические обзоры и предложения?
Какие представления составляют картину нового
качества образования?
В качестве предложения можно выдвинуть
следующие темы:
цели и результаты образования в новом веке;
школа как институт образования, а не учреждение;
что такое образовательная программа школы,
основанная не на программах учебных предметов;
каким может быть уклад школьной жизни, например,
в 12-летней школе;
какой может быть новая система аттестации с
учетом не только зуновских результатов
образования;
если уж стандарты предусмотрены в законе, какими
они могут быть;
что такое образовательные области и какими они
могут быть;
каким может быть учебный план начальной,
основной, полной средней школы;
может ли содержание образования проектироваться
учителем в школе или только в органах управления
или РАО.
Это, конечно, не все темы, есть и другие, например,
все, что связано с правом и экономикой.
Мы только хотели показать вектор размышлений –
начинается большая работа по преодолению
кризиса в образовании по результатам январского
совещания.
Скоро будет создан координационный комитет по
общему среднему образованию, будут объявлены
конкурсы на разработку образовательных
областей, учебного плана и новых образовательных
стандартов.
Природа кризиса в образовании такова, что его
невозможно преодолеть руководящим решением. И
преодолевается он только общим движением
педагогов, учеников, ученых, управленцев и
родителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|