Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2000

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИНТЕРВЬЮ ЕЛЕНЫ ИВАНИЦКОЙ

Две плетеные корзины с глиняными кувшинами

Мы не имеем права рассуждать о мистических пластах истории. Так говорит Александр Луарсабович Эбаноидзе – известный писатель, переводчик, публицист, главный редактор журнала «Дружба народов». Последняя работа Эбаноидзе – произведение совершенно неожиданного жанра: он переложил для широкого читателя, прежде всего для подростков, многотомную эпопею Томаса Манна «Иосиф и его братья».

– Александр Луарсабович, по вашим произведениям мне показалось, что вы считаете красоту и пользу конфликтующими началами.

– В моем детстве воду возили на ослике, по бокам его висели две плетеные корзины с глиняными кувшинами. Моя деревня была удивительна и совершенна. Вокруг нее били ключи, журчали ручьи. Теперь родники умолкли. Вместо певучих струй – черные шланги. Конечно, стало удобнее, прогресс – вода подведена. Однако зрелище это печальное. Наш дом был самым удаленным, идти приходилось дальше всех. Но идти за водой было удовольствием. А родники еще и воспитывали – слух, зрение, душу...

Существует ли конфликт между пользой и красотой? Думаю, что в высшем смысле – нет. В абсолютном соответствии вещи и ее предназначения и заключается ее красота. Но ложное, поспешное понимание пользы разрушает мир.

– Значит, противоречат друг другу не прогресс и красота, а красота и… скорость?

– Мне нравится такая формула, хотя я и не помню сейчас, кто ее вывел: глубокое заблуждение – считать, что скорость и прогресс – синонимы. Мы гордимся тем, что живем в век скоростей, и очень многим жертвуем скорости. Прокладываем дороги, жертвуя ландшафтом – прекрасным лесом, красавицей рекой... Гийом Аполлинер говорил: медленные времена, оставившие нам нетленные памятники своего терпения, больше дали человечеству, чем эпоха скоростей. Мы сейчас подошли к такой черте, когда происходит некий слом, и неизвестно, будут ли его последствия положительными. Какая форма подачи информации сейчас становится привычной? Скорость, мельтешение, скороговорка. Но человек веками читал, говорил и слушал, а не тараторил на фоне мелькающих картинок. Мы почему-то считаем, что наш нервный аппарат в век скоростей стал более изощренным и утонченным, но, может быть, все наоборот? Мы привыкли пропускать мимо ушей обрушивающуюся на нас массу информации. Так скорее мы огрубели, чем утончились. Конечно, процессы эти нам не подчиняются, но задача людей нашей профессии, людей пишущих, задача учителей, задача всех, кто воспитывает ребенка, – противодействовать негативным тенденциям по мере сил.

– Но ведь эти негативные тенденции проводят в жизнь не пришельцы, а те самые люди, которые воспитывались в традиционной культуре. Родник спрятан тем самым человеком, который возле него вырос...

– Нужно быть человеком внутренне талантливым, чтобы гармонично включать находки прогресса в совершенство традиции. Специальное, искусственное выгораживание культурных уголков не решает проблемы, резервация, музей – это не выход, это неинтересно. Cобственно, из размышлений об этом и вырос замысел переложить для юного читателя грандиозную эпопею Томаса Манна “Иосиф и его братья”.

– Почему именно ее?

– Сколько веков живет эта удивительная история! Еще Лев Толстой говорил, что этот библейский сюжет хочется изложить подробнее. Такое желание возникло и у Томаса Манна и привело к созданию его крупнейшего романа. Эта история бездонна. В меру своего понимания я и постарался пересказать этот вечный сюжет.

– Но ведь и библейский Иосиф, и Иосиф Томаса Манна были преобразователями, реформаторами, прогрессистами.

– Да, это так. Существуют вечные поведенческие модели, и одна из них с необыкновенной полнотой и выразительностью воплотилась в образе Иосифа. Иосиф переживает бесконечные превращения: ввергнутый в темницу, он впоследствии возвышается до правителя Египта, но во всех превращениях сохраняет в душе самое дорогое, он просветляется в испытаниях. Сломы, которые выпали на долю Иосифа, – это вечное превращение человеческой, исторической жизни.

Сейчас и мы стали участниками эпохального слома. Хочется надеяться, что именно участниками, а не жертвами, ибо возникает все более отчетливое понимание, сколь многое надо сберечь, сохранить, поддержать. Впрочем, человек – существо чуткое, быстро реагирует на перемены, жадно осваивает новые обстоятельства. Этому тоже учит история Иосифа.

– Но ведь история Иосифа и довольно рискованная – ее герой часто и сознательно шел на риск, провоцировал судьбу. Вам так не кажется?

– Важно всегда оставаться верным высшему в себе. Помнить свое предназначение и свое достоинство. Человек верующий назовет эту верность памятью о том, что он создан по образу и подобию Божию, неверующий гуманист обратится к общечеловеческим ценностям, но при наличии доброй воли они поймут друг друга. Осип Мандельштам писал: “Есть ценностей незыблемая скала...” Так вот, когда она действительно есть, то поступки человека благотворны. Опасно, страшно, когда шкала ценностей перестает быть незыблемой, когда человек просто не знает или даже не хочет знать, что в нем действительно самое ценное. Такой внутренне слепой человек рискует собой и другими и приходит к катастрофе, не осознавая этого. Верность высшему в себе позволяет улавливать таинственное, глубинное согласие своего поведения с теми линиями истории, которые действительно возвышают и спасают человека. На такой глубине нет различий между консерватизмом и прогрессом. Но мы не имеем права рассуждать о мистических пластах истории.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru