Творчество в зеркале политики
Энциклопедия для детей. Т. 9. Ч. 2: Русская
литература. ХХ век. М.: Аванта+, 1999
"Аванта+» выпустила том «Энциклопедии для
детей», посвященный русской литературе ХХ века.
Он интересен не только детям, но и взрослым.
Основная идея, двигавшая авторами тома, –
показать противостояние литературы и
тоталитарной власти, писателя и цензуры.
Нарисован такой литературный пейзаж: «В
«советском» лесу исчез подлесок… Возвышалось
шесть-семь гигантов – мачтовый лес, который
выстоит при любых условиях (Платонов, Пастернак,
Мандельштам, Ахматова, Зощенко, Булгаков…). Видны
были пусть не гиганты, но безупречно стройные
(такие, как драматург Шварц, поэт Кедрин); с
десяток изогнувшихся и согнувшихся, но с мощными
все-таки стволами (Шолохов, А.Толстой,
Твардовский). А по земле стелились мох да
лишайники». Насчет «безупречно стройных» можно
поспорить. Боюсь, не много найдется сегодня
ценителей поэзии Кедрина. Да и с согнувшимися
дело обстояло не так просто. Тот же Алексей
Толстой признавался в беседе с американским
журналистом Юджином Лайонсом, творцом термина
«homo soveticus»: «Когда я вхожу в свой кабинет, то
стряхиваю с себя советский кошмар… Пока я со
своим Петром, я могу сказать этим мерзавцам:
идите к чертям. В один прекрасный день, поверьте,
вся Россия пошлет их к чертям». Этот день уж
восемь лет как наступил, но новой великой
литературы пока не видно. А вот литературный
«подлесок» авторы энциклопедии обозревать
решительно отказываются. В результате книга
состоит в основном из биографических очерков.
Правда, иной раз подбор персонажей удивляет.
Отдельный очерк посвящен Михаилу Осоргину, зато
отсутствует Куприн. Чем провинился Александр
Иванович – неведомо. Алексей же Толстой
удостоился лишь сюжета на полях, где о главном
его романе «Петр Первый» – буквально два-три
предложения. Тема политики и литературы
представлена в томе весьма убедительно, но
собственно художественная, неидеологическая
сторона творчества порой оказывается на втором
плане. Например, почти ничего не сказано о
философском смысле и поэтике «Мастера и
Маргариты». Нет обзора по жанрам. Только
применительно к последним десятилетиям есть
очерки массовой литературы – детектива и
фантастики (но не женского романа). А ведь и при
советской власти творили не только «генералы».
Из энциклопедии исчез фурмановский «Чапаев»,
романы Яна и Чаплыгина, «Время, вперед!» Катаева и
многое другое, достойное упоминания. Место
«классиков соцреализма» заняла авторская песня,
самиздат, рок-поэзия, другая «неофициальная
литература». Внимание к этим явлениям
закономерно, но стоит ли отказываться от взгляда
на советскую литературу как на некий
завершенный, пусть и внутренне противоречивый,
культурный феномен? В этом качестве ее блестяще
спародировал Владимир Сорокин и другие
постмодернисты.
Литература Серебряного века удостоилась в
отличие от советской ряда общих статей, в
частности, о влиянии на нее русской религиозной
философии. Действительно, накануне революции эта
философия играла в русской культуре ведущую
роль. Однако порой ее влияние преувеличивается.
Неверно мнение, будто “Легенда о Великом
Инквизиторе” отразила идеи Владимира Соловьева.
На самом деле здесь отразилась поэма Майкова
«Приговор», опубликованная за десять лет до
знакомства Соловьева и Достоевского.
Современной литературе 80–90-х повезло меньше.
Лицом к лицу лица не увидать. Например, о том же
Сорокине рассказано столь стерильно, что
создается впечатление: перед нами детский
писатель, а не эпатажный автор.
Хорошо, что специальный раздел посвящен
филологической науке. Бахтин, Лотман, Лихачев
достойно соседствуют с Ахматовой, Булгаковым,
Мандельштамом. Но вряд ли правильно считать,
будто текст «не должен истолковываться
произвольно, в зависимости от позиции
исследователя». На самом деле число толкований
бесконечно. Наука может лишь отбраковать
некоторые, однако сама множественность
принципиально неустранима. Порой замысел до
конца не осознает и сам автор. Постмодернизм это
прекрасно показал.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|