Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Подарок для гуманитариев

Мансуров А.Н., Мансуров Н.А. Физика: Учебник для 10–11 классов школ с гуманитарным профилем обучения. – М.: Просвещение, 1999

Авторы учебника – Мансуров А.Н. и Мансуров Н.А. – попытались средствами физики описать окружающий нас мир, с помощью научного метода познания раскрыть многообразие красок всеобъемлющей нас природы. Цель обучения физике учащихся гуманитарных классов отлична от цели, например, математических классов – средствами физики дать возможность раскрыть им самих себя и увидеть себя в окружающем мире.

Учебник «Физика 10–11» отличается от действующих учебников отсутствием строгих математических формулировок и количественных задач. Построение учебника основано на представлении о физических картинах мира, о самых простых фундаментальных взаимодействиях. В 10 классе рассматривается механическая и электродинамическая картина мира (то есть системы представлений человека об окружающем мире, сформированные с помощью классической физики), в 11 классе – релятивистская и квантово-статистическая картина мира (созданная благодаря успехам физики XX века).

Каждый параграф учебника предполагает проведение двух уроков: первый урок состоит из теоретического материала и демонстрационного эксперимента (желательно), второй урок – это обсуждение, диспут, беседа с учащимися. Наверное, это одна из самых любимых форм обучения у ребят. К сожалению, авторы не предлагают учащимся ни ученического эксперимента, ни лабораторных работ. Изучать физику только теоретически просто скучно! Научный метод познания предполагает наличие экспериментальной базы для объяснения теоретических основ. Истина – в фундаментальном эксперименте.

Отдельными параграфами выделены очень интересные с точки зрения формирования мировоззрения учащихся темы: «Пространство и время в механике», «Взаимодействие в механике», «Симметрия в механике», «Причинность в механике», «Четырехмерное пространство – время», «Энтропия. Порядок и беспорядок в макросистеме». Авторы большое внимание уделяют развитию логического мышления, предостерегают от заблуждений, которые могут возникнуть при рассмотрении природных или социальных явлений.

В сегодняшней школе основным методом обучения до сих пор остается репродуктивный. Ориентироваться на конкретные школы или отдельных талантливых педагогов бессмысленно, чужой опыт перенять нельзя. Заставить детей учиться невозможно. Но посмотрите – образовательный стандарт по предмету никто не отменяет, а наоборот, государство требует от школы давать ученикам определенный объем знаний. В Москве уже дважды проходил обязательный региональный экзамен по физике. Первый раз это был набор количественных задач (письменный экзамен), второй раз (это уже прогресс!) учителю самому разрешили выбрать форму проведения данного испытания. Экзамен можно было проводить в устной форме или заказать для своих учеников задачи для письменного экзамена.

Возникает вопрос: как же научить? Как увлечь физикой даже тех, которые совсем не математики, например, юристы или художники? В этом году провели тестирование студентов первого курса медицинского института по физике (после выпускного регионального экзамена по этому же предмету), и какой результат?..

Получается, что физика должна быть физикой, а не интеграцией литературы и физики, например, для гуманитариев.

Четкость и краткость изложения, попытка средствами физики изложить саму физику – вот смелость авторов и их удача!

Сейчас в печати находятся рабочая тетрадь для учащихся и методика преподавания по данному учебнику для учителя. Будем надеяться, что учебник даст учителю возможность работать интересно и увлекательно не только с учащимися гуманитарного профиля.

Светлана ЗАКУРДАЕВА,
учитель физики ЦОЦ № 548

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru