Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена КРУГЛОВА

Посвяти мне себя!

«Дети Марии» – это реабилитационный центр, где мальчишки и девчонки с помощью карандашей и красок воплощают на бумаге свои мечты. «Дети Марии» – это общественная организация, оказывающая помощь маленьким инвалидам и сиротам с серьезными медицинскими диагнозами. «Дети Марии» – это 80 ребятишек из детских домов и интернатов, которых любит и опекает московская художница Мария Елисеева.

Я и представить не могла размаха деятельности Марии Елисеевой. Думала, молодая художница просто подрабатывает, рисует с ребятами за небольшую педагогическую ставку. И это замечательно и хорошо, что такие люди есть.
Приехав в центр, действительно увидела молодую красивую женщину и подростков, которые вешали на стену огромную картину. Так я познакомилась со старшими “детьми Марии”. Для них здесь всегда открыта дверь.
Старшим, окончившим вспомогательные интернаты, Мария помогает устроиться на работу. Находит средства, чтобы оплатить обучение, улаживает бытовые неурядицы. Ведь из детдомовских стен да сразу во взрослую жизнь – не каждому под силу в одиночку справиться.
Самых маленьких Мария вместе со старшими девочками навещает. Поиграть, подгузники сменить. А средние сами приезжают к Елисеевой. На занятия.
***
Как может складываться семейная жизнь у человека, занимающегося чужими детьми? Казалось бы, никак. Или неудачно. Или собственных детей не должно быть. У Марии своих четверо, еще двоих она взяла в семью из интерната. Муж – программист. Но лучше все по порядку.
Мария Елисеева начала заниматься с детьми пятнадцать лет назад. В Балашихе. В клубе по месту жительства, где ставку педагога оплачивал районный Дом культуры. Дети достались трудные, но уже тогда Мария заметила, что, если им уделять побольше внимания, занять хорошим делом, разрушительная энергия переключается на созидательную. Работа нелегкая, но потихоньку все как-то образовывалось. Рисовали, мастерили кукол для театра.
Вскоре Мария познакомилась со знаменитым американским доктором-клоуном Пэтчем Адамсом. Пэтч сейчас в зените славы. Про него даже фильм сняли, называется «Целитель Адамс». Советую его посмотреть не только потому, что это очень добрый, вдохновляющий фильм, но и потому, что он добавляет важные штрихи к портрету Марии Елисеевой, чья необычная деятельность становится сразу понятнее.
После суицидальной попытки Пэтч Адамс пришел в психиатрическую больницу. Думал, ему там помогут, но… врачи старались держаться от больных подальше, а в случае бурных припадков всаживали несчастному сильное успокоительное. На Пэтча эта экзекуция произвела такое сильное впечатление, что он попытался сам справиться с приступами безумия соседа. И у него получилось. Помогая другим, Пэтч смог справиться со своими проблемами. И, несмотря на солидный возраст, поступить в высшую медицинскую школу.
Еще в студенчестве он старался скрасить пребывание пациентов в больнице. А став врачом, открыл в Западной Виргинии институт, где и сегодня оказывают бесплатную медицинскую помощь.
И вот такой человек девять лет назад приехал с группой клоунов в Москву, чтобы дать несколько представлений в больницах и детских домах. Пэтчу не слишком обрадовались. В больницы его пустили, а в детские дома – нет. Сказали: дети у нас тяжелые, им не нужны клоуны, все равно ничего не поймут.
Тут-то Пэтч и познакомился с Марией Елисеевой. Стали
они вместе путешествовать с клоунадой по больницам. Пэтч попросил Марию найти такой детский дом, куда бы он мог приезжать со своими помощниками-актерами.
Так Мария оказалась в 103-м вспомогательном интернате. Потом подружилась и с 80-м, 6-м, 19-м, 20-м, 69-м. Нельзя сказать, что Мария сразу стала желанным гостем в этих интернатах. Наоборот, чуть что воспитатели пугали ребят: не поедете в студию! А им было действительно страшно.
Самые младшие из “детей Марии” живут в малаховском психоневрологическом доме ребенка. Каждые выходные пятнадцать женщин из американского
посольства (не скучающие дамочки, а работницы посольства) приезжают менять им подгузники.
– Неужели наши женщины не поехали бы, если бы можно было все организовать? – удивляется Мария. – Объявить, например, по телевидению, что в такое-то время от такого-то метро отправляется автобус. Наверняка поехали бы!
И едет сама, и своих девчонок в помощь берет.
Дети из 103-го интерната, с которыми Мария начала заниматься шесть лет назад, повзрослели. Двоих – Инну и Жанну – Мария взяла в свою семью. Надю пристроила к подруге.
– Недавно прошел День инвалида. На детей обрушился шквал благотворительных концертов. Подарки, гуманитарная помощь. Хорошо, конечно. Но детям нужны не подарки раз в году, а постоянное внимание, – считает Мария. – Лучше бы на все эти деньги, в огромном количестве выброшенные на совершенно формальные акции, наняли бы людей, которые бы стали ездить в детские дома. Волонтеров не хватает. Наши люди тяжело живут. Так наймите педагогов, пусть они читают детям книги, занимаются с ними!
Целыми днями дети толкутся в комнате, где, кроме парт и телевизора, ничего нет. Урокам большого значения не придается: мол, все равно у всех серьезные диагнозы. Олигофрения в стадии дебильности?! Но давно доказано, что задержки развития как раз из-за того, что с детьми никто не занимается. Да, у девочек, которых я взяла в семью, учеба туго идет, но отдавать их во вспомогательную школу не хочется. Конечно, есть и хорошие интернаты, например, 69-й,
где дети живут по одному, по двое в комнате, ходят в нормальную школу. Так должно быть везде, но…
***
Но вот вспомогательный интернат позади. После него дорога у ребят обычно одна – обувное ПТУ, малярное, а если очень повезет – швейное. Но туда берут не всякого и не каждый год. На этих детях клеймо умственной отсталости. Что делает Мария? Пытается пристроить всех.
Света поступила в очень престижный лицей имени Карла Фаберже, где обучение, между прочим, платное. Часть денег нашли через гранты, другая – вклад Маши с мужем. Потом Светины картины удалось продать на благотворительном аукционе, эти деньги тоже пошли на обучение девочки.
Саша, Света и Инна летом окончили кулинарные курсы. Скоро Саша получит права на вождение машины. Паша мечтал стать автослесарем, деньги на его обучение уже внесены.
С другими детьми сложнее. У Лены и Дениса такие серьезные диагнозы, что медико-психолого-педагогическая комиссия не рекомендовала им жить самостоятельно. На бытовом языке это означает собесовский интернат на всю жизнь.
– Пусть живут пока в интернате и каждый день приезжают в мастерскую, – решила Мария. – Дениса я все же попытаюсь устроить на работу. Он умеет тщательно убираться, помогает мне делать рамки для картин. Когда ребята выполняют какие-то работы, мы их оплачиваем.
Как ей все удается? Сидим на кухне, пьем чай. Вот Маша, вот ее дети, все происходит на самом деле. Не верится.
***
– Ко мне часто обращаются: возьмите наших ребят! А как? Транспорта у нас нет, кто их возить будет? – говорит Мария. – Пришла ко мне как-то Елена Агафонова, психолог интерната для детей с ДЦП: помогите! Мы приехали в интернат в клоунских нарядах, нарисовали с ребятами картину. Я задумалась: разве я справлюсь? Денег, чтобы их в мастерскую возить, нет. Воспитателям интерната это тоже не под силу. Что делать? Обратилась к друзьям. Оплатили автолайн. Микроавтобус внаем, транспортировка, два часа ожидания и обратный путь – дорогое удовольствие. Но ведь эти дети прикованы к инвалидным коляскам, им без микроавтобуса не обойтись.
– Почему именно вы ищете деньги на транспорт, а не интернаты?
– Вот сегодня сыро, холодно. Захочет ли воспитательница тащиться с пересадками через весь город? Не захочет. И ее можно понять. Приходится мне самой искать деньги, самой везти ребят на занятия. Тяжело, конечно, но иного выхода нет. А вообще-то интернат для детей с ДЦП хороший, люди там работают добрые, интересные. Детей любят, занимаются с ними. Но если находятся какие-то лишние деньги, их тратят на массажные столы да на инвалидные коляски. Куда-то вывозить детей при нашей нищете администрации интерната кажется непозволительной роскошью. Но знаете, как радуются ребятишки, когда ко мне приезжают?! Их восхищают самые неожиданные вещи. Как-то мы ездили рисовать в скверик к храму Христа Спасителя. Какие у них были счастливые лица!
Дети с церебральным параличом, еще к тому же и глухие. Но с ними можно общаться, они все по губам понимают, и вообще они очень светлые. Я выучила, как будет на языке глухих «получился красивый рисунок», а в будущем освою язык жестов, это важно.
Даю ребятам большие листы, и они с двух сторон начинают красить, фон для наших картин делать. Сплошной восторг! А всего-то – размазывают краску по бумаге… Но в интернате даже это для них недоступно. Еще так поступаем: старшие ребята рисуют карандашом силуэт бабочки, например, а малыши потом раскрашивают. И очень радуются, что поучаствовали в процессе и результат увидели, хотя даже кисточкой не всегда могут попасть в ту краску, какую выбрали.
Надя, Лена, Света, Саша, Денис. Изломанные судьбы, сложные характеры, дурные привычки, диагнозы, как ярлыки. Но именно они помогают детям, у которых нарушена координация движений и которым трудно буквально все.
– А разве не проще было бы самой приезжать в интернат?
– Да ведь это единственный раз в неделю, когда они хоть куда-то выезжают! Для них это целое событие. Им и так не повезло в жизни, зачем же последней радости лишать? Ничего не видят, и вдруг вырываются в другой мир!
Сейчас у Маши уже восемьдесят воспитанников. Ее спрашивают: не слишком ли много? Она смеется:
– Жаль, конечно, но больше не получается, теряется персональный контакт. С этими ребятами мы практически живем вместе. Каждому ведь нужно только на него направленное внимание, чтобы его любили, с ним дружили, ему посвящали время, себя. Просто таких организаций, как наша, должно стать больше.

Контактный телефон реабилитационного центра “Дети Марии”: (095) 236-72-67.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru