Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2000

Первая тетрадь. Политика образования

А здесь дорожат
интересом родителей к образованию

Но, оказывается, интерес – это полдела,
надо еще научиться его использовать...

О том, что без родителей современной школе не обойтись, многие педагоги Оренбургской области поняли давно. Понимали это и в Главном управлении образования, но не знали, как достучаться до родителей, помочь им понять, что они нужны школе. Что пора взаимных упреков закончилась и надо становиться партнерами.

Несколько лет назад специалисты управления уже пытались привлечь родителей к проблемам образования. Тогда в области для них проводили родительский всеобуч – раз в месяц устраивали встречи с представителями ведомств, которые занимались воспитанием детей. Но постепенно интерес к этим встречам угас: не чувствовали себя родители равноправными участниками единого дела. Возвращаться к прошлому опыту не имело смысла, стали искать другие формы сотрудничества.
– Ездили по городам и селам, встречались с родителями, рассказывали им, как мы видим их роль и участие в системе образования, выслушивали их мнения по этому поводу, – говорит Лидия Михайловна Цыганкова, заместитель начальника Главного управления образования администрации Оренбургской области. – Устраивали “прямые линии” – всегда было много телефонных звонков. Было очевидно, что родителям не безразлично, в какой школе учатся их дети и что с этой школой происходит. И тем не менее все оставалось по-прежнему. В какой-то момент мы поняли, что только своими силами нам эту проблему не решить: пока не подключатся представители местных администраций, школе и родителям будет трудно прийти к взаимопониманию.
Губернатор Оренбургской области В.Елагин поддержал инициативу и подписал распоряжение “О взаимодействии семьи, образовательных учреждений и общественности в интересах детей”, в котором рекомендовал главам городов и районов скоординировать работу всех заинтересованных ведомств по привлечению родителей в образовательный и воспитательный процесс. Сошлись во мнении, что, с одной стороны, необходимо просвещать родителей, а с другой – предоставить им право решать жизненно важные школьные вопросы: участвовать в разработке устава, в составлении учебных планов.
Осенью в Оренбурге прошло областное родительское собрание “Каким мы видим подрастающее поколение: идеалы, ценности, ориентиры”. Из многих районов съехались представители родительских комитетов, заместители или даже главы местных администраций. Говорили о том, как растить гражданина, воспитывать в детях самостоятельность, развивать в них способность противостоять жизненным неудачам и невзгодам. Родители предложили создать на уровне глав администраций районные и сельские родительские комитеты, которые координировали бы работу всех родительских советов. Было и такое пожелание: учить работать председателей родительских комитетов.
Вскоре после собрания состоялось областное совещание руководителей органов управлений, директоров школ с участием представителей родительской общественности. На нем уже обсуждали конкретный опыт взаимодействия семьи, школы и общественности в разных школах. Оказалось, везде он по-своему уникален.
Все вместе пришли к выводу, что и дети, и родители ценят открытую школу, куда может прийти со своими предложениями каждый, кого волнуют проблемы образования и воспитания. А родители между тем времени не теряли и стали активно меняться телефонами и адресами: зачем изобретать велосипед, когда земляки из соседнего района уже придумали такой замечательный ход!
И вот теперь пошли отголоски: специалистов Главного управления образования уже вовсю приглашают на районные родительские собрания. Значит, удалось пробудить инициативу – включились родители в школьные проблемы.
Главное теперь – удержать интерес родителей, считают специалисты главного управления, не заформализовать живое дело. Именно поэтому в области не насаждают создание попечительских советов в каждой школе – они есть на уровне районов и во всех интернатах, есть в школах, где педагоги и родители готовы всерьез работать вместе: именно эта готовность считается основной движущей силой.
До конца учебного года запланированы еще три областных родительских собрания, это будут тематические встречи: “Здоровый образ жизни”, “Роль ученических органов самоуправления в школе” и “Ответственность родителей за воспитание детей”.

P.S. Пока материал готовился к публикации, в Оренбургской области состоялись губернаторские выборы. Прежнего губернатора Владимира Елагина сменил новый – Алексей Чернышев. Многих теперь волнует вопрос: продолжит ли он инициативу своего предшественника? Сотрудники главного управления образования надеются, что все-таки продолжит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru