А здесь дорожат
интересом родителей к образованию
Но, оказывается, интерес – это полдела,
надо еще научиться его использовать...
О том, что без родителей современной школе
не обойтись, многие педагоги Оренбургской
области поняли давно. Понимали это и в Главном
управлении образования, но не знали, как
достучаться до родителей, помочь им понять, что
они нужны школе. Что пора взаимных упреков
закончилась и надо становиться партнерами.
Несколько
лет назад специалисты управления уже пытались
привлечь родителей к проблемам образования.
Тогда в области для них проводили родительский
всеобуч – раз в месяц устраивали встречи с
представителями ведомств, которые занимались
воспитанием детей. Но постепенно интерес к этим
встречам угас: не чувствовали себя родители
равноправными участниками единого дела.
Возвращаться к прошлому опыту не имело смысла,
стали искать другие формы сотрудничества.
– Ездили по городам и селам, встречались с
родителями, рассказывали им, как мы видим их роль
и участие в системе образования, выслушивали их
мнения по этому поводу, – говорит Лидия
Михайловна Цыганкова, заместитель начальника
Главного управления образования администрации
Оренбургской области. – Устраивали “прямые
линии” – всегда было много телефонных звонков.
Было очевидно, что родителям не безразлично, в
какой школе учатся их дети и что с этой школой
происходит. И тем не менее все оставалось
по-прежнему. В какой-то момент мы поняли, что
только своими силами нам эту проблему не решить:
пока не подключатся представители местных
администраций, школе и родителям будет трудно
прийти к взаимопониманию.
Губернатор Оренбургской области В.Елагин
поддержал инициативу и подписал распоряжение “О
взаимодействии семьи, образовательных
учреждений и общественности в интересах детей”,
в котором рекомендовал главам городов и районов
скоординировать работу всех заинтересованных
ведомств по привлечению родителей в
образовательный и воспитательный процесс.
Сошлись во мнении, что, с одной стороны,
необходимо просвещать родителей, а с другой –
предоставить им право решать жизненно важные
школьные вопросы: участвовать в разработке
устава, в составлении учебных планов.
Осенью в Оренбурге прошло областное
родительское собрание “Каким мы видим
подрастающее поколение: идеалы, ценности,
ориентиры”. Из многих районов съехались
представители родительских комитетов,
заместители или даже главы местных
администраций. Говорили о том, как растить
гражданина, воспитывать в детях
самостоятельность, развивать в них способность
противостоять жизненным неудачам и невзгодам.
Родители предложили создать на уровне глав
администраций районные и сельские родительские
комитеты, которые координировали бы работу всех
родительских советов. Было и такое пожелание:
учить работать председателей родительских
комитетов.
Вскоре после собрания состоялось областное
совещание руководителей органов управлений,
директоров школ с участием представителей
родительской общественности. На нем уже
обсуждали конкретный опыт взаимодействия семьи,
школы и общественности в разных школах.
Оказалось, везде он по-своему уникален.
Все вместе пришли к выводу, что и дети, и родители
ценят открытую школу, куда может прийти со своими
предложениями каждый, кого волнуют проблемы
образования и воспитания. А родители между тем
времени не теряли и стали активно меняться
телефонами и адресами: зачем изобретать
велосипед, когда земляки из соседнего района уже
придумали такой замечательный ход!
И вот теперь пошли отголоски: специалистов
Главного управления образования уже вовсю
приглашают на районные родительские собрания.
Значит, удалось пробудить инициативу –
включились родители в школьные проблемы.
Главное теперь – удержать интерес родителей,
считают специалисты главного управления, не
заформализовать живое дело. Именно поэтому в
области не насаждают создание попечительских
советов в каждой школе – они есть на уровне
районов и во всех интернатах, есть в школах, где
педагоги и родители готовы всерьез работать
вместе: именно эта готовность считается основной
движущей силой.
До конца учебного года запланированы еще три
областных родительских собрания, это будут
тематические встречи: “Здоровый образ жизни”,
“Роль ученических органов самоуправления в
школе” и “Ответственность родителей за
воспитание детей”.
P.S. Пока материал готовился к
публикации, в Оренбургской области состоялись
губернаторские выборы. Прежнего губернатора
Владимира Елагина сменил новый – Алексей
Чернышев. Многих теперь волнует вопрос:
продолжит ли он инициативу своего
предшественника? Сотрудники главного управления
образования надеются, что все-таки продолжит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|