Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №91/1999

Архив

Первый раз в пятый класс

Каким должен быть переход из начальной школы в среднюю? Чего в жизни пятиклассников должно быть больше – основного или дополнительного образования?
Должен ли измениться способ получения ими образования? Эти вопросы мы обсуждали в прошлый раз в Институте учительского мнения (№85)

Приближаются праздники, мы заняты приятными хлопотами, все проблемы на время забываются. Сегодня мы заканчиваем разговор о пятиклассниках, но не прощаемся. В будущем году наш Институт продолжит свою работу. Предлагайте темы для обсуждения! Счастливого вам Нового года!

Важны ли для подростков знакомства с новыми “внешкольными” людьми, которых мы приглашаем на уроки?

Валентина Гусева (дер. Кладово, Ярославская область):
– Новый человек в школе (особенно в сельской) всегда вызывает огромный интерес даже среди учителей, не говоря уже о детях. Поэтому мы стараемся не пропустить ни одного удобного случая. Но сказать, что эти встречи имеют для ребят какое-то важное, судьбоносное значение, не могу, не знаю таких примеров в своей практике.

Андрей Ехно (г. Краснодар):
– Мне кажется, нельзя однозначно говорить, кто имеет на подростков большее влияние – учителя или приглашенные люди со стороны. Все зависит от того, увидят ли ребята в конкретном человеке интересную личность, сможет ли этот человек по-настоящему заинтересоваться подростковыми проблемами и участвовать в их решении.

Тамара Пакулова (станция Горхон, Бурятия):
– Люди, приглашаемые на время из внешкольного мира, пользуются огромным спросом. К нам приходит один из родителей – музыкант Карлушин Александр Васильевич, учит детей игре почти на всех инструментах. Ребята готовы целыми вечерами пропадать у него, скучают, когда его нет. Беда только в том, что мы можем платить ему очень мало, да и зарплату не дают по пять месяцев, поэтому найти таких людей очень сложно.

Какую роль в изменении положения пятиклассников должны играть учителя, какую – директор? Что зависит от учебников, от самих ребят?Андрей Ехно:
– Я думаю, что качество учебников и мнение школьного руководства – второстепенные факторы. Как мне кажется, для пятиклассников гораздо важнее, чтобы в средней школе их встретил слаженный творческий коллектив педагогов-единомышленников, чтобы среди учителей каждый мог найти старшего друга и советчика.

Валентина Гусева:
– Наверное, я отвечу не по сути вопроса, но мне кажется, что успешная жизнь такой вот маленькой школы, как наша, во многом зависит от управленцев. Кто-то где-то чисто формально расписал, например, сколько положено нам часов на дополнительное образование и сколько на основное. А мне кажется, что в классах с малым количеством ребят учиться детям труднее, велика нагрузка. В таких школах и следовало бы часть предметов перевести в сферу дополнительного образования.
А в ком – в учителях или подростках кроются основные проблемы – сказать трудно. Любой творческий учитель способен время от времени взглянуть на свою работу под новым углом, способен увидеть просчеты и вовремя перестроиться.
Многое зависит от методик и учебников. Поэтому приходится собирать по крупицам, придумывать, сочинять карточки для домашних заданий и т.д. А от директора, мне кажется, требуется одно – чтобы не мешал работать.

Тамара Пакулова:
– Я бы сказала так: основные проблемы – в учителях. Мы консервативны и не хотим меняться. Мы затвердили еще в институте знания по своим предметам и не хотим совершенствоваться. Мы боимся новшеств, мало читаем, не интересуемся искусством, шарахаемся от политики, общаемся только в своем кругу, боимся настоящего общения со своими учениками, постепенно превращаемся в урокодателей, мало умеем сами, чтобы увлечь ребят.
Методики и новые учебники нужны как воздух. Права образовательного учреждения ущемлены на уровне государства – отсутствие денег на современное развитие, постоянное отсутствие гарантированной зарплаты учителю делают его еще более серым и заурядным, а от этого страдает самый любопытный, самый желающий пока учиться пятиклассник, о котором мы сегодня пытаемся говорить в Институте учительского мнения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru