Первый раз в пятый класс
Каким должен быть переход из начальной
школы в среднюю? Чего в жизни пятиклассников
должно быть больше – основного или
дополнительного образования?
Должен ли измениться способ получения ими
образования? Эти вопросы мы обсуждали в прошлый
раз в Институте учительского мнения (№85)
Приближаются
праздники, мы заняты приятными хлопотами, все
проблемы на время забываются. Сегодня мы
заканчиваем разговор о пятиклассниках, но не
прощаемся. В будущем году наш Институт продолжит
свою работу. Предлагайте темы для обсуждения!
Счастливого вам Нового года!
Важны ли для подростков знакомства с
новыми “внешкольными” людьми, которых мы
приглашаем на уроки?
Валентина Гусева (дер. Кладово,
Ярославская область):
– Новый человек в школе (особенно в сельской)
всегда вызывает огромный интерес даже среди
учителей, не говоря уже о детях. Поэтому мы
стараемся не пропустить ни одного удобного
случая. Но сказать, что эти встречи имеют для
ребят какое-то важное, судьбоносное значение, не
могу, не знаю таких примеров в своей практике.
Андрей Ехно (г. Краснодар):
– Мне кажется, нельзя однозначно говорить, кто
имеет на подростков большее влияние – учителя
или приглашенные люди со стороны. Все зависит от
того, увидят ли ребята в конкретном человеке
интересную личность, сможет ли этот человек
по-настоящему заинтересоваться подростковыми
проблемами и участвовать в их решении.
Тамара Пакулова (станция Горхон,
Бурятия):
– Люди, приглашаемые на время из внешкольного
мира, пользуются огромным спросом. К нам приходит
один из родителей – музыкант Карлушин Александр
Васильевич, учит детей игре почти на всех
инструментах. Ребята готовы целыми вечерами
пропадать у него, скучают, когда его нет. Беда
только в том, что мы можем платить ему очень мало,
да и зарплату не дают по пять месяцев, поэтому
найти таких людей очень сложно.
Какую роль в изменении положения
пятиклассников должны играть учителя, какую –
директор? Что зависит от учебников, от самих
ребят?Андрей Ехно:
– Я думаю, что качество учебников и мнение
школьного руководства – второстепенные факторы.
Как мне кажется, для пятиклассников гораздо
важнее, чтобы в средней школе их встретил
слаженный творческий коллектив
педагогов-единомышленников, чтобы среди
учителей каждый мог найти старшего друга и
советчика.
Валентина Гусева:
– Наверное, я отвечу не по сути вопроса, но мне
кажется, что успешная жизнь такой вот маленькой
школы, как наша, во многом зависит от управленцев.
Кто-то где-то чисто формально расписал, например,
сколько положено нам часов на дополнительное
образование и сколько на основное. А мне кажется,
что в классах с малым количеством ребят учиться
детям труднее, велика нагрузка. В таких школах и
следовало бы часть предметов перевести в сферу
дополнительного образования.
А в ком – в учителях или подростках кроются
основные проблемы – сказать трудно. Любой
творческий учитель способен время от времени
взглянуть на свою работу под новым углом,
способен увидеть просчеты и вовремя
перестроиться.
Многое зависит от методик и учебников. Поэтому
приходится собирать по крупицам, придумывать,
сочинять карточки для домашних заданий и т.д. А от
директора, мне кажется, требуется одно – чтобы не
мешал работать.
Тамара Пакулова:
– Я бы сказала так: основные проблемы – в
учителях. Мы консервативны и не хотим меняться.
Мы затвердили еще в институте знания по своим
предметам и не хотим совершенствоваться. Мы
боимся новшеств, мало читаем, не интересуемся
искусством, шарахаемся от политики, общаемся
только в своем кругу, боимся настоящего общения
со своими учениками, постепенно превращаемся в
урокодателей, мало умеем сами, чтобы увлечь
ребят.
Методики и новые учебники нужны как воздух. Права
образовательного учреждения ущемлены на уровне
государства – отсутствие денег на современное
развитие, постоянное отсутствие гарантированной
зарплаты учителю делают его еще более серым и
заурядным, а от этого страдает самый любопытный,
самый желающий пока учиться пятиклассник, о
котором мы сегодня пытаемся говорить в Институте
учительского мнения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|