Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/1999

Архив
Василий Кольченко

Глобалъные цели перед образованием лучше не ставитъ

Помните, лет десять назад в печати появились сообщения об американской национальной школьной программе “Цели-2000”? Выглядела она внушительно: ясные цели, конкретные сроки, поддержка президента, губернаторов штатов, представителей бизнеса.

“Опять американцы нас обставили! – вздыхали мы. – У них все по-деловому – что бизнес, что образование, – а у нас до школы и дела никому нет”.

Прошло десять лет. Подошел срок, обозначенный в программе. Двухтысячный год стучится в дверь, пора подводить итоги. И что же оказалось? Из восьми задач, поставленных перед американской школой в 1989 году, ни одна не выполнена. Как нарочно – ни одна! Вот вам и деловые американцы.

Они, кстати, не очень огорчаются. Перемены к лучшему есть, и на том спасибо. Национальная комиссия по образовательным целям встретилась опять и одобрила направление движения.

Американский министр образования Ричард Райли сравнил программу с Полярной звездой, которая осветила путь и помогла держаться верного курса. Новые сроки пока назначать не стали.

Какими же были эти недостигнутые цели? Щедрыми по задачам, скудными по средствам:

– Все дети будут начинать школу подготовленными к учебе.

– Девяносто процентов школьников будут получать аттестаты зрелости.

– Все ученики будут заканчивать 4, 8 и 12 классы, успевая по основным предметам.

– Учителя получат доступ к профессиональному обучению, которое поможет им подготовить учеников к жизни в наступающем столетии.

– США выйдет на первое место в мире в обучении математике и естественным наукам.

– Все взрослые будут уметь читать и писать.

– В школах не будет наркотиков, насилия и оружия.

– Каждая школа будет содружеством детей и взрослых с участием родителей.

Чему тут возразишь? Немного режет слух, когда повторяют: “все дети”, “каждая школа” – а так цели замечательные. Ошибка не в том, что их сформулировали. Ошибка в том, что назначили срок.

Когда-то Хрущев сделал подобный промах, объявив, что “нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”. Эта фраза запомнилась как насмешка, хотя изрекалась всерьез.

Американские ученые – педагоги, администраторы и политики десять лет назад дружно объявили, что нынешнее поколение американцев будет жить при педагогическом коммунизме – школьной идиллии-утопии. Это казалось им возможным и достижимым в краткие сроки, так же как Хрущеву казалось возможным вырастить кукурузу у Северного Полярного круга.

Не получилось! Кукуруза не приживается в Заполярье, а школьная жизнь не подчиняется директивам и перспективам, придуманным в начальственных кабинетах. У школы свои законы, и, чтобы на них влиять, их надо сначала понять. Даже очень могущественная страна не может пренебречь неявной логикой школьной жизни – в этом главный урок незадавшейся программы.

Сейчас ее создатели делают хорошую мину при плохой игре. Признать поражение – непродуктивно, вместо этого они празднуют юбилей и раздают награды. К тому же перемены в американской школе действительно происходят, они вызрели за прошедшее десятилетие. Но сегодняшние образовательные цели-стандарты выглядят куда скромнее и практичнее.

Школьные администраторы убеждаются, что желаемое и реально возможное – разные вещи. В штате Аризона, например, ввели новый переводной экзамен по математике для десятиклассников. Он оказался настолько трудным для неподготовленных ребят, что его удалось сдать всего лишь одному человеку из десяти. Родители возмутились, и управление образования штата отменило тест.

В России тоже спорят о стандартах. Собираются принять концепцию образования, видимо, надеясь, что она поможет школе больше, чем все прежние судьбоносные документы. Старая история: энергия начальства уходит на концепции, а в классе мало что меняется. Когда же мы поймем, что умно звучащие слова еще не наука, а вера в бумажные цели – опасная иллюзия?

Когда-то Америке понадобилось десять лет, чтобы послать человека на Луну. Президент Кеннеди наметил срок полета незадолго до своей гибели, а дальше работа шла по плану. Сейчас Америке понадобилось десять лет только для того, чтобы осознать сложность будущей школьной реформы.

Первая попытка взять эту крепость штурмом успеха не принесла. Хватит ли сил и терпения для затяжной осады? Да и вообще “Цели-2000” – они не достигнутые или же недостижимые?

Достижимые, если вдохновлять, а не подавлять учительство. Если не просто провозглашать цели, а сосредоточиться на их достижении. Иначе провал, пусть и отсроченный на десятилетия.

И космос, и компьютеры – все оказалось легче школьных проблем. С какими только трудностями не справляется Америка, а со школой никак не может. Осознание этого – первый шаг на пути к “Целям-2000”. Следующего столетия для их достижения, возможно, и хватит, а уж тысячелетия – наверняка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru