Сонный гений
О знаменитом дедушке, который говорил,
что правая рука
у едока должна быть свободной, как у скрипача
Он родился за тридцать лет до Пушкина, а
умер семь лет после него, оставшись яркой,
неподвижной звездой в пушкинском созвездии.
Между тем, разминись они еще немного во времени, и
эпоха, возможно, получила бы имя этого одышливого
старика, который принужден теперь мерзнуть в
Летнем саду среди сочиненных им медведей,
журавлей и лисиц в чине классика детской
литературы.
Каждый из них знал цену другому. Хотя слово
«гений» не было для них рабочим приветствием, как
это случается в окололитературных кругах, Крылов
называл своего друга гением. Пушкин же на вопрос
Бестужева, почему в России нет уже гениальных
писателей, ответил: «…у нас Державин и Крылов…»
Державин к тому времени был уже мертв, оставался
Иван Андреевич.
Пушкин передал в «Истории Пугачева» рассказы
Крылова о своем оренбургском детстве, «Евгения
Онегина» начал цитатой из басни «Осел и мужик»:
«Осел был самых честных правил», а в «Домике в
Коломне» и в «Езерском» не раз перефразировал и
цитировал крыловские строки. Остроумные фразы
Крылова Пушкин не только пересказывал другим, но
и записывал (редкое дело при собственном-то
безукоризненном эпиграмматическом остроумии).
Наши приоритеты расставлены с таким
простодушным догматизмом, что теперь и
вообразить трудно, как «в чаду очарования» Ивана
Андреевича Крылова Анна Керн поначалу просто не
заметила Пушкина. Тот, правда, на том же вечере не
замедлил сказать ей дерзость и взял свое.
Наложение биографий двух погружает в туманную,
соблазняющую неотчетливыми определенностями
атмосферу жизни, призванной вылепить из самой
себя художника. При этом значимо все: как
совпадения, так и отсутствие каких-либо аналогий.
Оба начали писать по-французски. И тот и другой –
с басен и комедий.
В 13 лет Крылов переводит басню Лафонтена, по
воспоминаниям, замечательно, но, как пишет
биограф, «время истребило ее». Пушкин в 10 лет
сочиняет комедию «Похититель», заимствованную у
Мольера, и с жадностью читает французских
просветителей, во французском переводе –
Плутарховы биографии, “Илиаду” и “Одиссею”.
16-летний Крылов пишет оперу «Кофейница», но
гонорар просит не деньгами, а книгами Расина,
Мольера и Буало. Страсть к чтению одинакова,
источники схожие.
Однако стартовый литературный возраст у каждого
разный. Оба как будто знали, сколько им отмерено
жизни: Пушкин спешил, Крылов неторопливо искал
свое призвание. Собрание сочинений Пушкина
начинается стихами шестнадцатилетнего поэта,
Крылов же во всю жизнь относился к своим
произведениям небрежно. Бывало, повторят при нем
какую-нибудь шутку из прежних его комедий, он
спрашивает: «Откуда это? Чье это?» – «Ваше, Иван
Андреевич». – «Быть не может!»
Уже в 57 лет он решил напечатать-таки свою
«Кофейницу». Предложил издателю отыскать
рукопись в его квартире. «В бумагах И.А.Крылова не
было порядка, – вспоминал тот. – И это было почти
то же, что искать золота в песчаной степи». Крылов
сказал с обыкновенной своей беспечностью:
«Нечего делать, братец, пропала так пропала!» Но
все же чуть после добавил: «А жаль».
Впрочем, может быть, все эти потери и к лучшему.
Мемуарист вспоминал, что ранние драматические
произведения Крылова производили впечатление,
что автор писал их как бы «впросонках». Да и то
сказать, ведь литература долгое время шла у него
по разряду увлечений, большую часть жизни он был
человеком служивым. При этом, говорят, много
времени отдавал разгульной жизни: бывал на пирах,
играл в карты, однако продолжал много читать и
сочинять между делом лирические стихи.
Первая тетрадка басен вышла только в 1809 году.
Автору-дебютанту 37 лет – возраст жизни Пушкина.
Если же иметь в виду, что Крылов перестал писать
басни за восемь лет до своей смерти, литературный
стаж у того и другого примерно одинаков.
Однако как ни жаловался порой Пушкин на лень и
скуку, его ум, похоже, не знал отдыха. Совсем иное
– Крылов. Месяцами, годами пропитывался он живым
языком, заходил на рынки и в торговые ряды, любил
выслушивать в трактирах исповеди охмелевших душ,
писал и десятки раз переписывал свои басни,
готовил к изданию очередную книгу, а потом…
устраивал себе долговременный отдых. Читал,
вспоминает мемуарист, «романы не по выбору, а
только бы назывались романами, не пренебрегая и
самыми глупейшими и стародавними». Сколь
бездумным было это чтение, говорит тот факт, что
иногда брал одну и ту же книгу по второму, а то и
по третьему разу и лишь при развязке обнаруживал,
что она уже была им читана.
Смешно объявлять очевидное, но тем не
менее нужно сказать, что дедушка Крылов не всегда
ведь был дедушкой (хотя, сколько я знаю, не
сохранилось ни одного портрета юного Крылова –
люди его среды не имели денег, чтобы позировать
художникам, а слава пришла много позже). Вообще же
так нередко случается, что негибкая фантазия
потомков застывает памятью на каком-то одном
образе поэта, у которого нет ни прошлого, ни
будущего.
Но даже если исключить рассказ о полном опасных
приключений детстве Вани Крылова, а задержаться
лишь на мгновение в его молодости, то и тогда
закрадется в душу подозрение, что жизнь Крылова
могла сложиться совсем по-иному и анекдотический
образ ленивца и обжоры несколько потускнел бы.
Остановлюсь только на одном эпизоде.
Было ему уже за двадцать, когда Иван Крылов
страстно влюбился в некую деревенскую красавицу,
которую в стихах называл Анетой. Эта любовь, как и
всякая любовь, преобразила его. Он сам перестал
узнавать себя. Исчезла угрюмость, он сделался
болтлив и весел, а чтобы иметь возможность
являться к Аннушке щеголем, научился занимать
деньги.
Прежде он казался искренним поклонником лени,
человеком, чуждым какого-либо честолюбия.
Влюбленный, он жаждет славы и богатства и готов
даже надеть мундир. Что уж говорить о том, что
сама смерть представлялась ему желанной, когда
бы он мог увянуть на груди обожаемой Анеты.
Все это так не вяжется с привычным обликом
Крылова, что долгое время Анету считали плодом
его поэтической фантазии. Однако некто
П.В.Алабин, литератор и городской голова в Самаре,
рассказывал, что спустя годы разыскал крыловскую
Анету – к тому времени уже старую женщину Анну
Алексеевну Константинову. История
вырисовывалась такая.
Любовь была пылкой и взаимной. Крылов просил руки
Анны Алексеевны, но получил отказ. Был он беден,
Константиновы же гордились своим родством с
Ломоносовым и насчитывали в своей родне
несколько генералов. Естественно им было искать
партии более блестящей.
Крылов уехал в Петербург. Анна Алексеевна же в
его отсутствие так плакала и тосковала, что
родители стали бояться за ее жизнь и в конце
концов написали Крылову, чтобы он приезжал в
Брянск играть свадьбу. Иван Андреевич ответил,
что не имеет средств для поездки в Брянск, просил
осчастливить его и привезти невесту в Петербург.
Константиновы оскорбились окончательно и
прекратили с Крыловым всякие сношения.
«Тем это дело и кончилось для света, – пишет
растроганный до слез мемуарист, – но не для
любящих сердец. Они остались верны друг другу всю
жизнь. Крылов страдания свои изливал в
поэтических стонах и на всю жизнь остался
холостяком. Анна Алексеевна плакала, молилась, на
всю жизнь сохранив святую любовь к своему
избраннику, отказалась от представлявшихся ей
прекрасных партий и осталась девицею».
Алабин до того был известен как автор военных
мемуаров, эти же строки выдают его симпатии к
тому, что называли в былые времена женскими
романами. Увы, не только это, однако, заставляет
усомниться в достоверности рассказанной им
истории.
Во-первых, свидетельство Алабина не подтверждено
ни одним мемуарным документом. К таким
свидетельствам историки литературы обычно
относятся с осторожностью (так до сих пор
подвергается сомнению романтическая история
Чехова и Авиловой, изложенная в воспоминаниях
последней).
Мне же представляется сомнительным и то, что
Крылов не мог найти деньги на поездку в Брянск.
Правда, в эти годы он находился в отставке. Но в 1798
году вместе с капитаном Рахмановым издавал
журнал «Почта духов», являясь его единственным
автором, затем был издателем журнала «Зритель»
вместе с Клушиным и товарищами, которые
содержали даже, кажется, книжную лавку. В 1793 году
начал выходить «С.-Петербургский Меркурий», в
котором Крылов печатал свои оды, песни, послания
и прозу.
А потому, думаю
я, была и влюбленность, и отказ родителей, и
приглашение приехать в Брянск на свадьбу, и отказ
на этот раз Крылова по тем именно мотивам, о
которых говорит мемуарист. Вот только смысл этой
истории совсем иной, нежели тот, который пытается
придать ей мемуарист.
Верности до гроба со стороны Крылова биографы
подтвердить никак не желают. И холостяцкая жизнь
была выбрана, вероятно, сознательно, из
соображений комфорта ленивого и рассеянного
поэта, который, например, мог явиться на званый
вечер без жилетки (расстегнулся в экипаже от
духоты, жилетка незаметно сползла, хозяин сурово
застегнул сюртук и в таком виде, благодушный и
уверенный в себе, явился перед публикой).
Вообще же сильные порывы, похожие на подвиг,
случались в его жизни не раз, поэтому отказывать
Крылову в юношеской влюбленности нет никаких
оснований. Но, правда, и остывал он быстро и
бесповоротно.
Так однажды, будучи при деньгах, решил он изгнать
из дома черную неопрятность. У всех картин
переменил рамки, завел новую мебель, серебряный
столовый сервиз, купил у Гамбса лучшую горку
красного дерева, наставил на нее много
прекрасного фарфора и хрусталя, завел несколько
дюжин полотняного и батистового белья, а пол
устлал английским ковром. Но все это великолепие
продержалось всего несколько дней. «Недели через
две вхожу к нему, – вспоминает мемуарист, – и что
же вижу? На ковре насыпан овес. Он заманил к себе в
гости всех голубей Гостиного двора… При входе
каждого голуби стаею поднимались, бренчали его
фарфоры и хрустали, которые убавлялись со дня на
день, наконец вовсе исчезли, и на горке, некогда
блиставшей лаковым глянцем, лежала густая пыль,
зола и кучи сигарочных огарков».
А то повстречал однажды жонглера-индейца, ловко
играющего светящимися мячиками, которые
составлялись наконец в светлый венок вокруг его
головы. Взревновал: «Почему русскому не сделать
того же, что делает индеец?» Несколько недель
тренировался в запертой комнате, затем также
тайком, запершись в кабинете А.Н.Оленина, показал
милому семейству свое искусство, к которому
никогда больше уже не возвращался.
Так же в 50 лет из спора выучил греческий язык, да
так превосходно, что по просьбе удивленного
Гнедича стал помогать тому переводить «Одиссею»,
но вскоре отказался, утомившись великим трудом.
Сколько правды в этих и тысяче других подобных
историй – трудно сказать. Иван Андреевич редко
бывал искренен, хвалил из учтивости, всем желал
счастья и добра, но от соучастия в судьбе того или
другого уклонялся. Вольнодумцы разного рода
любили общаться с ним, а при этом он был лично
знаком с наследником престола и его женой.
Крылов не оставил по себе ни записок, ни
автобиографии. Зато с удовольствием рассказывал
про себя забавные анекдотические истории и
постепенно сам превратился в литературного
персонажа. Этот рассказчик басен, чудак получил
наконец и имя собственное, которое дошло до нас,
– «дедушка Крылов».
Живой и деятельный, виртуозный скрипач и сильный
математик, а вместе с тем вечно сонливый,
неряшливый и патологически жадный до еды (он
говаривал, что у едока правая рука должна быть
совершенно свободной в движении, как у скрипача).
Что это? Неразрешимые противоречия загадочной
натуры или мудрая попытка под видом чудачества
избежать конфликта со средой?
Его отзыв о пушкинском «Борисе Годунове» – смесь
толерантной учтивости и яда, добавленного для
остроты вкуса. Вот как вспоминает об этом
П.А.Вяземский: «По окончании чтения, я стоял тогда
возле Крылова, Пушкин подходит к нему и,
добродушно смеясь, говорит: «Признайтесь, Иван
Андреевич, что моя трагедия вам не нравится и, на
глаза ваши, не хороша». «Почему же не хороша? –
отвечает он, – а вот что я вам расскажу:
проповедник в проповеди своей восхвалял божий
мир и говорил, что все так создано, что лучше
созданным быть не может. После проповеди
подходит к нему горбатый, с двумя округленными
горбами, спереди и сзади: не грешно ли вам, пеняет
он ему, насмехаться надо мною и в присутствии
моем уверять, что в божьем создании все хорошо и
все прекрасно. Посмотрите на меня. Так что же,
возражает проповедник: для горбатого и ты очень
хорош». Пушкин расхохотался и обнял Крылова».
Кажется, он был не самого высокого мнения о людях
и уж во всяком случае достаточно умен, чтобы не
требовать добродетелей от сильных мира сего.
Славу свою принимал со старческими слезами на
глазах, но все же предпочитал оставаться в глазах
окружающих уединенным чудаком, над которым если
и подсмеивались, то все же любили.
Так и дожил Крылов до семидесяти пяти лет, но не
от обжорства умер, как гласит легенда и как, шутя,
напророчил Батюшков, а от паралича легких,
наступившего вследствие пневмонии. Это
единственное, что мы знаем о жизни и смерти Ивана
Андреевича определенно.
Он умер, чтобы уже через десять лет превратиться
в памятник, созданный на деньги его почитателей,
а мы имеем возможность каждые пять лет отмечать
круглые даты закольцованного существования
великого баснописца: 1769–1844.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|