Где тонко – там и рвется, или Карета
скорой помощи
Словесник иногда пуще других боится
какими-нибудь технологиями отбить у учеников
вкус к живому языку. Но как помочь тем, у кого не
срабатывает языковая интуиция? С логикой-то у них
все в порядке, а вот как руке стать умной и писать
без ошибок?
Практическое руководство для учеников, учителей
и даже родителей
Джентльменский набор
Поздно уже. Звонок в дверь. Юля, моя
знакомая. Она математик в соседней школе. У них
«завис» третий класс (родная учительница
собралась рожать), и закрыть амбразуру
предложили Юле: некому, мол, больше, не с улицы же
брать, да и дочка у тебя там… Куда деваться?
Она говорит: «Что с русским делать? Уроки я
худо-бедно веду: есть учебник, темы даю,
упражнения… А вот что делать, чтобы ошибок
меньше становилось? Писать-то грамотно как
учить?»
Юлина школа – массовая, никакая не гимназия, где
дети отобраны и учителя могут погружаться с ними
в грамматические категории. У Юли же всякие дети,
есть и такие, что двадцать ошибок не предел. Как
им помочь?
И я принялась составлять для Юли набор (точнее,
аптечку скорой помощи) заданий по русскому языку,
которые в образовательном центре “Азъ” уже
стали своего рода классикой. Некоторые из этих
работ были уже опубликованы в «Режиссуре урока»
(«Одиночное плавание» – “ПС” №98 за 1998г.,
«Стенка» – “ПС” №113 за 1998 г., «Дырявый текст» –
“ПС” №28 за 1999 г., «Гербарий» – “ПС” №71 за 1999 г.).
А сегодня – еще одна, в народе именуемая
«клеенки».
Эти работы под силу каждому; одинаково любимы и
отличниками, и двоечниками; помогают как бы
невзначай открывать справедливость
опостылевших правил, удивляться и радоваться
русскому языку; способствуют нормальному живому
общению учеников друг с другом; занимают мало
времени, и их можно проводить чуть не на каждом
уроке; являясь своеобразными тренажерами,
помогают набить руку в грамотном письме; их можно
использовать практически в любом классе
начальной и средней школы независимо от темы
урока; джентльменский набор обкатан в пяти
классах, и учителя, которые рискнули им
воспользоваться, не жалеют об этом.
Встречаю Юлю через некоторое время. Она, конечно,
меня благодарит, я же придирчиво вглядываюсь в ее
глаза – они и в самом деле радостные! Ребята,
говорит, с жадностью и удовольствием штопают
дырки, наперегонки заполняют «клеенки», из
корней выращивают деревья… «С удовольствием» –
достаточное ли условие успеха? Но, может, для
начала это не так уж и мало?
Долгоиграющая тетрадь
С чего началась эра клеенчатых тетрадей в
образовательном центре «Азъ»? Мне часто не
хватало чего-то, что поддерживало бы моих ребят в
хорошей форме. Чего-то вроде
спортивно-лингвистических тренажеров. Положим,
ознакомились мы с разновидностями чередования
гласной в корне или, допустим, со спряжениями
глагола. А как приучить руку безошибочно писать
именно корень -бер- (а не -бир-) или в глаголе
второго лица единственного числа – окончание
именно -ешь (а не -ишь)?
Можно, конечно, просто пройти тему (не мимо ли? –
любимая присказка моего учителя Лидии
Константиновны Филякиной). Тот, у кого есть
интуиция, и до всякой темы писал правильно. А вот
как помочь тем, у кого интуиция не срабатывает? С
логикой-то у них все в порядке, но произвести
логические операции (применить правила) в
диктанте или сочинении не всегда есть время и
сноровка. А в записке приятелю проверять ошибки
просто незачем.
Раздаточный дидактический материал? Заполнил
серую бумажку; есть ошибки или нет, все одно –
выбросил. Нет, здесь нужно что-то долгоиграющее,
многократного использования. И вот сейчас в моем
арсенале уже пять клеенчатых тетрадок по
русскому языку.
Первые три были вынужденной мерой: периодически
я вдруг ужасалась изобилию тех или иных ошибок.
Например, за некоторыми спинами аж до третьего
класса тянулись хвостом всякие «щявель» и
«плачют». SOS! Чтобы покончить раз и навсегда с
этим безобразием, мы с коллегой Ольгой Лапиной и
придумали первый задачник – на основные
фонологические правила: правописание жи-ши, ча-ща
и чу-щу; чк-чн и иже с ними; разделительных мягкого
и твердого знака.
Второй и третий задачники, посвященные трем
китам русской орфографии – безударной гласной в
корне, парной и непроизносимой согласной – вышли
следом. Эти тоже были аптечкой скорой помощи
моему четвертому классу. (А вообще-то первые три
задачника можно запускать в работу уже во
втором.)
В своем пятом классе я сделала еще два. Теперь уже
не авралом, а заранее, предвкушая продвижение в
материале. В одном задачнике – именное склонение
и все сопряженные с ним трудности правописания
окончаний, в другом – еще три больших раздела:
чередование гласной в корне, правописание
приставок пре- и при- и спряжение глаголов.
Технические характеристики
Все пять задачников были набраны нами в
системе WINDOWS. Словесный материал в основном
придумывался по ходу дела, некоторые конкретные
задания позаимствованы из замечательных книжек
Т.Рик и не менее замечательной книжки Г.Граник,
С.Бондаренко и Л.Концевой «Секреты орфографии».
Тексты для раздела «Всего понемножку» брали из
книг, что лежали под рукой, и потом «дырявили».
Две страницы задачника формата А-4, выведенные в
печать через принтер, засовываются в так
называемый файл (суть прозрачный пакет
стоимостью 2–3 рубля за штуку), и получается один
лист клеенчатой тетради. Пронумерованные листы
сшиваются вместе (в файлах предусмотрены
отверстия). Готово!
Тексты упражнений пронумерованы римскими
цифрами, а инструкции к упражнениям (см. в конце
раздел «Список инструкций») – арабскими. Запись
XV – №4, №13 и №20 означает, что с текстом упр.XV вы
должны проделать операции,указанные в «Списке»
под цифрами 4, 13 и 20.
Инструкции могут быть, например, такими:
определите падеж местоимения; поставьте
ударения; подчеркните качественные
прилагательные; обведите в кружок сомнительную
согласную; отметьте корень; выделите основы
предложений и так далее. Штук 40 самых разных
инструкций.
Это здорово, что к одному и тому же тексту я могу
отослать ученика с любым набором инструкций – в
зависимости от проживаемого материала, моих
задач или конкретных проблем этого самого
ученика.
Правила игры
В такой самодельной тетради-задачнике
работать нужно только спиртовым маркером,
который в отличие от водного собрата не
стирается пальцем. Маркер должен быть не
красного и не зеленого цвета, потому как красный
и зеленый – цвета проверяющего.
Первый заход в задачник – это инструкция №1:
«Вставить пропущенные буквы». Эта инструкция
выполняется только на время, которое и
записывается в конце упражнения (например, t1 = 1,5
м.) Это принципиально! Не ограничь ребят временем
– и они будут долго думать, вспоминать
орфограмму и, боясь ошибиться, спрашивать у мамы,
какую букву вставлять. В итоге все у них будет
правильно, и как раз это лишит их возможности еще
раз вернуться в данное упражнение. Не голова
должна думать, а рука – знать, что писать. На
сочинении подчас некогда думать над орфографией
– дай Бог закончить мысль. Значит, руку надо
приучать быть умной.
Итак, ученик заполняет заданные номера быстро
(приблизительно за одну-две минуты каждый) и
отдает учителю на проверку. Если учитель не
находит ошибок, то он зануляет упражнение, то
есть в конце ставит зеленый или красный 0. Или
другую цифру – в зависимости от количества
ошибок (1 – одна ошибка, 8 – восемь).
Если в упражнении есть хотя бы одна ошибка (не
говоря уж о нескольких), ученик ее вначале
прорабатывает. Только после проработки (!) –
стирает упражнение одеколоном (ноу-хау в этой
области – дезодорант и освежитель воздуха) и
заполняет его заново. Опять же на время.
Появляется t2.
Учитель еще раз проверяет и еще раз выставляет
количество ошибок напротив t2. И ученик с
удовольствием констатирует, во-первых, что время
t2 меньше времени t1. А во-вторых – что ошибок стало
меньше! А то и вовсе 0!
Бывают трудные случаи, и упражнение зануляется
только с третьего-четвертого раза. И не только
потому, что я не проработал ошибки, но и потому,
что выплывают новые. В конце концов я становлюсь
асом и заполняю упражнение за каких-нибудь 40
секунд и без единой ошибочки!
На зачет по “клеенке” я должен прийти с
задачником, в котором занулены или готовы к
занулению все номера и выполнены все прилагаемые
к ним инструкции. Но непременно будет что-то не
так, и вновь по школе поплывут испарения тройного
одеколона, проникая во все углы и оповещая всех о
нашем зачете...
Мне симпатичны эти клеенчатые тетрадки. Правда,
от размазанных одеколоном маркеров они
постепенно приобретают синюшный цвет... Их тяжело
таскать... Зато я вижу, как в письменных работах
моих учеников после очередного задачника резко
снижается количество определенного сорта
ошибок..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|