Елена Литвяк,
Елена Хилтунен
Найди в классе место для себя
и тогда ты наверняка сможешь
справиться с любым беспорядком
Почему детей никак не приучить к
порядку? Почему два слова – “дети” и
“беспорядок” – давно уже стали синонимами во
взрослом мире? Ведь родители и учителя стараются
изо всех сил.
Дети любят незыблемые правила?!
Учебная комната второклассников. На
полу валяются рюкзачки, съехавшая со спинки
стула рубашка, ручки, тетрадки, даже чей-то термос
с горячим чаем. На столах беспорядок не меньший.
После звонка повторяется ежедневная процедура:
книги – на правый верхний угол парты, ручки – в
подставку-карандашницу. Второй год подряд каждый
день ребята привыкают к школьной дисциплине и
все никак не привыкнут. Учительница устало
вздыхает…
Как правило, систематическое приучение к порядку
происходит лет с семи. Вроде пошел в школу,
значит, теперь должен быть дисциплинированным.
Но этого почему-то не происходит. Может быть,
потому, что часто взрослые в процессе воспитания
руководствуются своими соображениями и
потребностями и почти не обращают внимание на то,
что на самом деле происходит сейчас с ребенком?
Парадокс заключается в том, что на самом деле
дети очень любят порядок, более того, стремятся
по возможности установить его в своей жизни.
Когда двухлетний малыш громко ревет и
отказывается идти на прогулку в шарфе,
повязанном назад, потому что мама всегда
повязывает его вперед, – это не каприз. Это
попытка вернуть незыблемый порядок вещей: так
бывает каждый день, значит, так должно быть
всегда. Когда игра семи-восьмилетних мальчишек
во дворе расстраивается из-за одного, который все
время нарушает правила, когда они довольно долго
кричат и жестикулируют, вместо того чтобы опять
играть, – это тоже попытка установить порядок
заново. Когда девятилетняя девочка выпрашивает у
взрослых красивые коробочки от конфет и лекарств
и сортирует собранные летом на море ракушки по
группам, она пытается превратить собранные
сокровища в упорядоченную коллекцию. Таких
примеров можно приводить великое множество.
Потому что в жизни каждого человека существует
особый сенситивный период порядка, когда
упорядочение собственного бытия и мира вокруг
становится самой главной его потребностью.
Этот период – подарок природы, который
подчеркивает принадлежность человека к
космическому мирозданию, к общему мировому
порядку. Но на него мало кто обращает внимание,
потому что он протекает от первых месяцев после
рождения до трех-четырех лет, а потом угасает,
если не поддерживать. В это время
профессиональных педагогов рядом с ребенком
обычно нет. А когда дети приходят в школу, мы
начинаем этот порядок требовать с них, и чаще
всего наши требования и прямые призывы, к
сожалению, вызывают у детей отрицательные эмоции
или вообще не воспринимаются.
Как разложить по полочкам внешний мир
Дети тихи и сосредоточенны, когда им
есть что делать. Например, что-то записывать,
чертить, листать книжку, показывать соседу по
парте фокус. Одна учительница провела такой опыт:
стала читать вслух программный текст и
потихоньку отмечала, на какой минуте кто из детей
отвлекается от слушания, начинает вертеться на
стуле, достает из кармана какую-нибудь вещицу,
толкает соседа. Она обнаружила, что у некоторых
внимание кончалось уже на второй минуте. Другие
сидели неподвижно, повернувшись к окну, но было
ясно, что они тоже потеряли нить текста и больше
не слышат ее слов. На следующем уроке она сказала:
– Если хотите, можете что-нибудь рисовать или
чертить на листочках, а я буду вам читать вторую
главу “Евгения Онегина”. Потом поговорим, что вы
услышали.
На листках у многих детей стали появляться
орнаменты, заштрихованные фигурки и прочие
изображения, не требующие при их выполнении
сосредоточения. Учительница поняла, что руками
дети выполняли именно механическую работу. А
головы были заняты другим. Беспокойные руки не
мешали уму воспринимать впечатления от
услышанного. Поэтому когда началось обсуждение,
дети включились в него моментально, и их суждения
были точны и убедительны.
В том-то и дело, что, если мы хотим помочь ребенку
разобраться со своими мыслями,
сконцентрироваться и упорядочить внутренний
мир, мы сначала должны привести в порядок мир
внешний. Разумеется, не глобальный и не
космический, а очень маленькую территорию:
рабочий стол, полку с книгами, класс, да и просто
портфель или пенал. Вся эта работа вполне
механическая: перед уроком, когда детей в классе
еще нет, придется снять со столов перевернутые
стулья и расставить всю мебель: одно дело для
лекции учителя, другое – для самостоятельной
работы, третье – для работы в группах. Такая
мелочь, а имеет значение.
Когда аккуратности никто не учит
Есть на свете школы, жизнь в которых
построена так, что ребенок ежедневно тренирует
свое чувство порядка. Вот класс, в котором
занимаются дети семи – девяти лет. Вместо уроков
– объяснений учителя – работа по собственному
выбору с разными книгами, приборами, пособиями.
Их больше ста в одной учебной комнате. У каждого
предмета с самого первого дня свое место, где его
всегда можно найти и куда нужно убирать после
пользования. Дети свободно и спокойно
перемещаются по классу, берут необходимое,
работают группами или в одиночку, обсуждают свои
результаты с учителем. Несмотря на
предоставленную свободу, нет ощущения хаоса,
бессмысленных и бесконтрольных действий, а
только заранее существующая цель, которой каждый
старается достичь последовательной
деятельностью. Цели и действия в большинстве
случаев также задают дети по собственному
желанию.
В начале рабочего дня каждый составляет план
работы на день (при освоении этой новой формы
работы некоторым детям требуется помощь учителя)
и потом действует в соответствии с ним. Лист
бумаги, расчерченный на клеточки, в которых
записаны разные виды работ, помогает
восьмилетнему ребенку упорядочивать
собственные действия, учиться самостоятельно
контролировать время, качество и количество.
Заметим, что такой порядок возникает сам собой из
общей рабочей и одновременно очень свободной
атмосферы в классе. Главный регулятор порядка –
самостоятельно выбранное дело, от которого жалко
отрываться, и учитывание интересов других, точно
так же свободно работающих по своему выбору.
Кстати, идея уважения чужих интересов и
потребностей совершенно сознательно
высказывается даже восьмилетними учениками без
специальных воспитательных разговоров.
Что вокруг происходит?
Почему переход из детского сада в школу
часто сопряжен с большими потерями и стрессами?
Вернее всего потому, что резко меняются внешний
порядок, ритм и способ жизни ребенка.
Но похожее происходит и с более старшими детьми,
которых мы до поры до времени учим в строгой
классно-урочной системе, а потом вдруг говорим: у
нас с 7 класса свободный выбор предметов,
индивидуальные планы. По сути, мы ломаем
выстроенный нами же прежде внешний порядок
детской жизни, внешние ориентиры и почему-то
полагаем, что за этим последует внутренний рост.
Девочке, неплохо учившейся девять лет в строгой
академической школе и оказавшейся волею судьбы в
школе самоопределения, пришлось все свои силенки
бросить на адаптацию к новым внешним условиям
жизни. Более полугода ее размышления
концентрировались не на учении как таковом, а на
попытках разобраться, что вокруг происходит,
куда все бегут, почему кричат, как могут быть
столь свободными в отношениях с учителями. Новый
порядок жизни приводил ее во внутреннее смятение
и притуплял сознание. Одноклассники говорили:
“Ты что, дурочка? Не знаешь таких простых вещей?”
Слава Богу, взрослые, которые окружали эту
девочку, понимали, что именно с ней происходит, и
не добивали двойками по математике или по
истории ХХ века.
А ведь все произошло из-за того, что был нарушен
порядок вещей, ритм и стиль ее жизни, атмосфера и
прежний уклад.
Следующий шаг
Оказывается, все это надо не просто
вводить в жизнь ребенка, а выращивать в нем с
самого маленького возраста, с того самого
момента, когда период порядка находится в своей
наивысшей точке, когда он естествен, не вызывает
стресса, а как раз, наоборот, упорядочивает
сознание.
Именно через целенаправленные добровольные
действия, самостоятельно контролируемые,
регулируемые свободной деятельностью других
детей у ребенка появляется внутреннее ощущение
порядка. Он поднимается на качественно новую
ступеньку, переходит от установления порядка во
внешнем мире к установлению порядка внутри себя.
С особой силой это проявляется на исходе детства,
лет в восемь-девять, когда существенно важными
для ребенка становятся усилия по самовоспитанию.
Если все это заметить в свое время и поддержать, у
детей появится возможность начать
целенаправленно и сознательно выращивать в себе
внутреннего человека. Тогда и произойдет с душой
ребенка настоящее чудо. Как сказал десятилетний
Юра: “Главное, что я теперь слышу свой внутренний
голос”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|