Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/1999

Архив
Елена Литвяк,
Елена Хилтунен

Найди в классе место для себя

и тогда ты наверняка сможешь справиться с любым беспорядком

Почему детей никак не приучить к порядку? Почему два слова – “дети” и “беспорядок” – давно уже стали синонимами во взрослом мире? Ведь родители и учителя стараются изо всех сил.

Дети любят незыблемые правила?!

Учебная комната второклассников. На полу валяются рюкзачки, съехавшая со спинки стула рубашка, ручки, тетрадки, даже чей-то термос с горячим чаем. На столах беспорядок не меньший. После звонка повторяется ежедневная процедура: книги – на правый верхний угол парты, ручки – в подставку-карандашницу. Второй год подряд каждый день ребята привыкают к школьной дисциплине и все никак не привыкнут. Учительница устало вздыхает…
Как правило, систематическое приучение к порядку происходит лет с семи. Вроде пошел в школу, значит, теперь должен быть дисциплинированным. Но этого почему-то не происходит. Может быть, потому, что часто взрослые в процессе воспитания руководствуются своими соображениями и потребностями и почти не обращают внимание на то, что на самом деле происходит сейчас с ребенком?
Парадокс заключается в том, что на самом деле дети очень любят порядок, более того, стремятся по возможности установить его в своей жизни. Когда двухлетний малыш громко ревет и отказывается идти на прогулку в шарфе, повязанном назад, потому что мама всегда повязывает его вперед, – это не каприз. Это попытка вернуть незыблемый порядок вещей: так бывает каждый день, значит, так должно быть всегда. Когда игра семи-восьмилетних мальчишек во дворе расстраивается из-за одного, который все время нарушает правила, когда они довольно долго кричат и жестикулируют, вместо того чтобы опять играть, – это тоже попытка установить порядок заново. Когда девятилетняя девочка выпрашивает у взрослых красивые коробочки от конфет и лекарств и сортирует собранные летом на море ракушки по группам, она пытается превратить собранные сокровища в упорядоченную коллекцию. Таких примеров можно приводить великое множество. Потому что в жизни каждого человека существует особый сенситивный период порядка, когда упорядочение собственного бытия и мира вокруг становится самой главной его потребностью.
Этот период – подарок природы, который подчеркивает принадлежность человека к космическому мирозданию, к общему мировому порядку. Но на него мало кто обращает внимание, потому что он протекает от первых месяцев после рождения до трех-четырех лет, а потом угасает, если не поддерживать. В это время профессиональных педагогов рядом с ребенком обычно нет. А когда дети приходят в школу, мы начинаем этот порядок требовать с них, и чаще всего наши требования и прямые призывы, к сожалению, вызывают у детей отрицательные эмоции или вообще не воспринимаются.

Как разложить по полочкам внешний мир

Дети тихи и сосредоточенны, когда им есть что делать. Например, что-то записывать, чертить, листать книжку, показывать соседу по парте фокус. Одна учительница провела такой опыт: стала читать вслух программный текст и потихоньку отмечала, на какой минуте кто из детей отвлекается от слушания, начинает вертеться на стуле, достает из кармана какую-нибудь вещицу, толкает соседа. Она обнаружила, что у некоторых внимание кончалось уже на второй минуте. Другие сидели неподвижно, повернувшись к окну, но было ясно, что они тоже потеряли нить текста и больше не слышат ее слов. На следующем уроке она сказала:
– Если хотите, можете что-нибудь рисовать или чертить на листочках, а я буду вам читать вторую главу “Евгения Онегина”. Потом поговорим, что вы услышали.
На листках у многих детей стали появляться орнаменты, заштрихованные фигурки и прочие изображения, не требующие при их выполнении сосредоточения. Учительница поняла, что руками дети выполняли именно механическую работу. А головы были заняты другим. Беспокойные руки не мешали уму воспринимать впечатления от услышанного. Поэтому когда началось обсуждение, дети включились в него моментально, и их суждения были точны и убедительны.
В том-то и дело, что, если мы хотим помочь ребенку разобраться со своими мыслями, сконцентрироваться и упорядочить внутренний мир, мы сначала должны привести в порядок мир внешний. Разумеется, не глобальный и не космический, а очень маленькую территорию: рабочий стол, полку с книгами, класс, да и просто портфель или пенал. Вся эта работа вполне механическая: перед уроком, когда детей в классе еще нет, придется снять со столов перевернутые стулья и расставить всю мебель: одно дело для лекции учителя, другое – для самостоятельной работы, третье – для работы в группах. Такая мелочь, а имеет значение.

Когда аккуратности никто не учит

Есть на свете школы, жизнь в которых построена так, что ребенок ежедневно тренирует свое чувство порядка. Вот класс, в котором занимаются дети семи – девяти лет. Вместо уроков – объяснений учителя – работа по собственному выбору с разными книгами, приборами, пособиями. Их больше ста в одной учебной комнате. У каждого предмета с самого первого дня свое место, где его всегда можно найти и куда нужно убирать после пользования. Дети свободно и спокойно перемещаются по классу, берут необходимое, работают группами или в одиночку, обсуждают свои результаты с учителем. Несмотря на предоставленную свободу, нет ощущения хаоса, бессмысленных и бесконтрольных действий, а только заранее существующая цель, которой каждый старается достичь последовательной деятельностью. Цели и действия в большинстве случаев также задают дети по собственному желанию.
В начале рабочего дня каждый составляет план работы на день (при освоении этой новой формы работы некоторым детям требуется помощь учителя) и потом действует в соответствии с ним. Лист бумаги, расчерченный на клеточки, в которых записаны разные виды работ, помогает восьмилетнему ребенку упорядочивать собственные действия, учиться самостоятельно контролировать время, качество и количество. Заметим, что такой порядок возникает сам собой из общей рабочей и одновременно очень свободной атмосферы в классе. Главный регулятор порядка – самостоятельно выбранное дело, от которого жалко отрываться, и учитывание интересов других, точно так же свободно работающих по своему выбору. Кстати, идея уважения чужих интересов и потребностей совершенно сознательно высказывается даже восьмилетними учениками без специальных воспитательных разговоров.

Что вокруг происходит?

Почему переход из детского сада в школу часто сопряжен с большими потерями и стрессами? Вернее всего потому, что резко меняются внешний порядок, ритм и способ жизни ребенка.
Но похожее происходит и с более старшими детьми, которых мы до поры до времени учим в строгой классно-урочной системе, а потом вдруг говорим: у нас с 7 класса свободный выбор предметов, индивидуальные планы. По сути, мы ломаем выстроенный нами же прежде внешний порядок детской жизни, внешние ориентиры и почему-то полагаем, что за этим последует внутренний рост. Девочке, неплохо учившейся девять лет в строгой академической школе и оказавшейся волею судьбы в школе самоопределения, пришлось все свои силенки бросить на адаптацию к новым внешним условиям жизни. Более полугода ее размышления концентрировались не на учении как таковом, а на попытках разобраться, что вокруг происходит, куда все бегут, почему кричат, как могут быть столь свободными в отношениях с учителями. Новый порядок жизни приводил ее во внутреннее смятение и притуплял сознание. Одноклассники говорили: “Ты что, дурочка? Не знаешь таких простых вещей?” Слава Богу, взрослые, которые окружали эту девочку, понимали, что именно с ней происходит, и не добивали двойками по математике или по истории ХХ века.
А ведь все произошло из-за того, что был нарушен порядок вещей, ритм и стиль ее жизни, атмосфера и прежний уклад.

Следующий шаг

Оказывается, все это надо не просто вводить в жизнь ребенка, а выращивать в нем с самого маленького возраста, с того самого момента, когда период порядка находится в своей наивысшей точке, когда он естествен, не вызывает стресса, а как раз, наоборот, упорядочивает сознание.
Именно через целенаправленные добровольные действия, самостоятельно контролируемые, регулируемые свободной деятельностью других детей у ребенка появляется внутреннее ощущение порядка. Он поднимается на качественно новую ступеньку, переходит от установления порядка во внешнем мире к установлению порядка внутри себя. С особой силой это проявляется на исходе детства, лет в восемь-девять, когда существенно важными для ребенка становятся усилия по самовоспитанию.
Если все это заметить в свое время и поддержать, у детей появится возможность начать целенаправленно и сознательно выращивать в себе внутреннего человека. Тогда и произойдет с душой ребенка настоящее чудо. Как сказал десятилетний Юра: “Главное, что я теперь слышу свой внутренний голос”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru