Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №89/1999

Архив

Политика образования:
информация и комментарий

Выборы – завтра. Выбор – продолжается

Этот номер газеты выйдет в субботу, 18 декабря, а придет к читателям, когда выборы закончатся.
Наша газета ни разу не выступила “за” или “против” кого-то из депутатов или партий: школа должна быть вне политики, и это не ложь и не лицемерие, школа должна быть вне этой политики. И надо объяснить детям, объяснить не различия между партиями или кандидатами, а объяснить, что общество наше переживает трудный подростковый возраст. Для нашего общественного развития нам нужно все попробовать. Мы еще не знаем, как нам общаться с миром и друг с другом в нашем новом возрасте, чужая грамотность в этом для нас не наука, мы же единственные и неповторимые, потому мучительно ищем: как же это – выбирать и быть избранными? И точно так, как подросток хамит учительнице, или маме, или папе, чтобы нащупать ту границу, за которой запрет и наказание, так и мы пробуем всевозможные варианты поведения, чтобы нащупать норму демократии. Надо объяснить детям, что мы не так плохи, как кажемся, ведь мы далеки от мысли, что подросток плох и враг всем окружающим. Нет, у него переходный, от одной жизни к другой, возраст. Но было бы нелепо учителю становиться на сторону одного из подростков в их спорах. Поэтому мы и не вмешиваемся. И сейчас это очень трудная позиция, потому что политика лезет в школу и заставляет ее служить и быть верноподданной. Надо удержаться, иначе перестанешь быть учителем.

В Новосибирске прошел съезд учителей Сибири

9–10 декабря в Новосибирске прошел съезд работников образования Сибири. В нем участвовали 395 человек из 15 областей, краев и автономных округов.
Этот съезд был как бы репетицией и макетом январского 2000 года Всероссийского совещания работников образования. Все так же: участников назначали по разнарядке, повестка дня – проект Национальной доктрины и Концепция двенадцатилетней школы. Были губернатор Новосибирской области, первый заместитель министра, заместитель председателя думского комитета, ну и другое начальство. Секции были организованы так же, как планируется на совещании, – по ступеням образования. В редакцию пришли почти одновременно официальная информация, резолюция съезда, свидетельства участников и реакция педагогов Новосибирской области.
Согласно официальным источникам “...всесторонне обсудив проекты... заслушав и обсудив доклады и выступления участников, мы, делегаты съезда, поддерживаем в целом проекты Национальной доктрины как основы долгосрочной образовательной политики, Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в двенадцатилетней школе) и Федерального закона “Об обеспечении государственных гарантий прав граждан на образование в образовательных учреждениях”.
Без комментариев.
Еще важная часть резолюции: “Провозглашенные в Законе РФ “Об образовании” муниципализация и автономизация образовательных учреждений, дающие возможность развития крупным школам, приводят к нарушению Конституции РФ (ст. 43) и Закона “Об образовании” (ст. 5), снижая возможность реализации сельскими жителями конституционного права на образование даже на уровне обязательного минимума”.
Без комментариев.
Были высказаны замечания по Национальной доктрине, среди них:
1. Название предлагается в следующей редакции: “Государственная доктрина образования РФ”.
2. В структуре доктрины выделить раздел “Государственно-общественное регулирование в системе образования РФ”.
Здесь позволим себе комментарий. К подобным мероприятиям обычно заранее готовятся проекты резолюций. Очевидно, что содержание и даже стилистика заготовленных решений и появившихся в ходе мероприятия – разные.
Резолюции о поддержке в целом: состав участников одобрил, чего и следовало ожидать.
“Обсуждение было, как положено, не очень бурным, не очень конструктивным, – пишет в редакцию директор центра развития “Пеликан” из города Бердска Новосибирской области А.Кирилин. – Делегатов, участников, конечно же, назначили. Причем кого именно, до сих пор педагогической общественности не известно. Решили проект доктрины одобрить и поддержать. Правда, в тексте резолюции по первому вопросу почему-то выражена уверенность, что если поборы с родителей прекратить, то учреждения образования не выживут (в итоговом официальном тексте резолюции этого нет. – А.А.). Концепцию, тоже с оговорками, поддержали. Одним словом, все хорошо!
А зачем съезжались – так это за кадром. 19 декабря в Новосибирской области избирают главу администрации. Действующий глава вновь претендует на высокий пост, и ему необходима поддержка педагогической общественности. В области катастрофическое положение с финансированием социальной сферы, хронические многомесячные задержки заработной платы учителям. Однако заботу о людях нужно как-то демонстрировать. Вот и решили... съездом”.
Без комментариев.

Фрумин уехал...

...из Красноярска в Москву. Один из самых известных российских директоров – директор красноярской гимназии “Универс” Исак Фрумин стал координатором образовательных программ Московского отделения Всемирного банка.
В директорской среде И.Фрумин – один из самых авторитетных, несмотря на свою молодость. А директором он стал почти случайно в 1986 году. Тогда по инициативе ректора Красноярского университета Вениамина Соколова математики Александр Аронов, Виктор Болотов, Исак Фрумин и психолог Борис Хасан развернули программу создания экспериментального факультета – психолого-педагогического, а также экспериментальной школы на базе красноярской 106-й.
Так началась история знаменитой теперь школы “Универс”. И.Фрумин был душой, одним из основных разработчиков и бессменным руководителем 106-й школы “Универс” – теперь университетской гимназии № 1. Сегодня это экспериментальная площадка, на которой есть действительно школы разного возраста: дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего, юношеского. Кроме возрастной педагогики, И.Фрумин ведет глубокие разработки (уникальные в нашей стране) по гражданскому образованию, написал две замечательные книги об этом.
Мы так привыкли к стереотипу талантливого директора: всю жизнь он работает в одной школе, которую создал, работает долго и, пережив два инфаркта, в глубокой старости уходит на пенсию, а на торжество съезжаются благодарные ученики со всей страны (так было с моим папой, поэтому знаю не понаслышке). Фрумин ушел в расцвете сил, круто поменял свою жизнь и в одночасье из школьного директора превратился в крупного международного чиновника, который в течение дня встречается с министрами, вице-премьером, руководителями крупнейших фондов и решает вопросы государственной важности. А в Красноярске директором стал Вячеслав Башев, и снова мы скажем – талантливый и очень авторитетный в директорской среде, несмотря на свою молодость. Сама процедура передачи власти в школе была показательной. И содержательно, и правово, и эмоционально все было выдержано так, что многие говорили: пример цивилизованной смены директора. Все понимают, как трудно будет новому директору, но, уехав, Фрумин остался президентом школьного совета, поэтому у него сохранились не только рычаги влияния на школу, но и возможность помощи новому директору. Так что Фрумин уехал, а дело его живет. И процветает.

Александр АДАМСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru