Политика образования:
информация и комментарий
Выборы – завтра. Выбор – продолжается
Этот номер газеты выйдет в субботу, 18 декабря, а
придет к читателям, когда выборы закончатся.
Наша газета ни разу не выступила “за” или
“против” кого-то из депутатов или партий: школа
должна быть вне политики, и это не ложь и не
лицемерие, школа должна быть вне этой политики. И
надо объяснить детям, объяснить не различия
между партиями или кандидатами, а объяснить, что
общество наше переживает трудный подростковый
возраст. Для нашего общественного развития нам
нужно все попробовать. Мы еще не знаем, как нам
общаться с миром и друг с другом в нашем новом
возрасте, чужая грамотность в этом для нас не
наука, мы же единственные и неповторимые, потому
мучительно ищем: как же это – выбирать и быть
избранными? И точно так, как подросток хамит
учительнице, или маме, или папе, чтобы нащупать ту
границу, за которой запрет и наказание, так и мы
пробуем всевозможные варианты поведения, чтобы
нащупать норму демократии. Надо объяснить детям,
что мы не так плохи, как кажемся, ведь мы далеки от
мысли, что подросток плох и враг всем окружающим.
Нет, у него переходный, от одной жизни к другой,
возраст. Но было бы нелепо учителю становиться на
сторону одного из подростков в их спорах. Поэтому
мы и не вмешиваемся. И сейчас это очень трудная
позиция, потому что политика лезет в школу и
заставляет ее служить и быть верноподданной.
Надо удержаться, иначе перестанешь быть
учителем.
В Новосибирске прошел съезд учителей Сибири
9–10 декабря в Новосибирске прошел съезд
работников образования Сибири. В нем участвовали
395 человек из 15 областей, краев и автономных
округов.
Этот съезд был как бы репетицией и макетом
январского 2000 года Всероссийского совещания
работников образования. Все так же: участников
назначали по разнарядке, повестка дня – проект
Национальной доктрины и Концепция
двенадцатилетней школы. Были губернатор
Новосибирской области, первый заместитель
министра, заместитель председателя думского
комитета, ну и другое начальство. Секции были
организованы так же, как планируется на
совещании, – по ступеням образования. В редакцию
пришли почти одновременно официальная
информация, резолюция съезда, свидетельства
участников и реакция педагогов Новосибирской
области.
Согласно официальным источникам “...всесторонне
обсудив проекты... заслушав и обсудив доклады и
выступления участников, мы, делегаты съезда,
поддерживаем в целом проекты Национальной
доктрины как основы долгосрочной
образовательной политики, Концепции структуры и
содержания общего среднего образования (в
двенадцатилетней школе) и Федерального закона
“Об обеспечении государственных гарантий прав
граждан на образование в образовательных
учреждениях”.
Без комментариев.
Еще важная часть резолюции: “Провозглашенные в
Законе РФ “Об образовании” муниципализация и
автономизация образовательных учреждений,
дающие возможность развития крупным школам,
приводят к нарушению Конституции РФ (ст. 43) и
Закона “Об образовании” (ст. 5), снижая
возможность реализации сельскими жителями
конституционного права на образование даже на
уровне обязательного минимума”.
Без комментариев.
Были высказаны замечания по Национальной
доктрине, среди них:
1. Название предлагается в следующей редакции:
“Государственная доктрина образования РФ”.
2. В структуре доктрины выделить раздел
“Государственно-общественное регулирование в
системе образования РФ”.
Здесь позволим себе комментарий. К подобным
мероприятиям обычно заранее готовятся проекты
резолюций. Очевидно, что содержание и даже
стилистика заготовленных решений и появившихся
в ходе мероприятия – разные.
Резолюции о поддержке в целом: состав участников
одобрил, чего и следовало ожидать.
“Обсуждение было, как положено, не очень бурным,
не очень конструктивным, – пишет в редакцию
директор центра развития “Пеликан” из города
Бердска Новосибирской области А.Кирилин. –
Делегатов, участников, конечно же, назначили.
Причем кого именно, до сих пор педагогической
общественности не известно. Решили проект
доктрины одобрить и поддержать. Правда, в тексте
резолюции по первому вопросу почему-то выражена
уверенность, что если поборы с родителей
прекратить, то учреждения образования не выживут
(в итоговом официальном тексте резолюции этого
нет. – А.А.). Концепцию, тоже с оговорками,
поддержали. Одним словом, все хорошо!
А зачем съезжались – так это за кадром. 19 декабря
в Новосибирской области избирают главу
администрации. Действующий глава вновь
претендует на высокий пост, и ему необходима
поддержка педагогической общественности. В
области катастрофическое положение с
финансированием социальной сферы, хронические
многомесячные задержки заработной платы
учителям. Однако заботу о людях нужно как-то
демонстрировать. Вот и решили... съездом”.
Без комментариев.
Фрумин уехал...
...из Красноярска в Москву. Один из самых
известных российских директоров – директор
красноярской гимназии “Универс” Исак Фрумин
стал координатором образовательных программ
Московского отделения Всемирного банка.
В директорской среде И.Фрумин – один из самых
авторитетных, несмотря на свою молодость. А
директором он стал почти случайно в 1986 году.
Тогда по инициативе ректора Красноярского
университета Вениамина Соколова математики
Александр Аронов, Виктор Болотов, Исак Фрумин и
психолог Борис Хасан развернули программу
создания экспериментального факультета –
психолого-педагогического, а также
экспериментальной школы на базе красноярской
106-й.
Так началась история знаменитой теперь школы
“Универс”. И.Фрумин был душой, одним из основных
разработчиков и бессменным руководителем 106-й
школы “Универс” – теперь университетской
гимназии № 1. Сегодня это экспериментальная
площадка, на которой есть действительно школы
разного возраста: дошкольного, младшего
школьного, подросткового и старшего, юношеского.
Кроме возрастной педагогики, И.Фрумин ведет
глубокие разработки (уникальные в нашей стране)
по гражданскому образованию, написал две
замечательные книги об этом.
Мы так привыкли к стереотипу талантливого
директора: всю жизнь он работает в одной школе,
которую создал, работает долго и, пережив два
инфаркта, в глубокой старости уходит на пенсию, а
на торжество съезжаются благодарные ученики со
всей страны (так было с моим папой, поэтому знаю
не понаслышке). Фрумин ушел в расцвете сил, круто
поменял свою жизнь и в одночасье из школьного
директора превратился в крупного международного
чиновника, который в течение дня встречается с
министрами, вице-премьером, руководителями
крупнейших фондов и решает вопросы
государственной важности. А в Красноярске
директором стал Вячеслав Башев, и снова мы скажем
– талантливый и очень авторитетный в
директорской среде, несмотря на свою молодость.
Сама процедура передачи власти в школе была
показательной. И содержательно, и правово, и
эмоционально все было выдержано так, что многие
говорили: пример цивилизованной смены директора.
Все понимают, как трудно будет новому директору,
но, уехав, Фрумин остался президентом школьного
совета, поэтому у него сохранились не только
рычаги влияния на школу, но и возможность помощи
новому директору. Так что Фрумин уехал, а дело его
живет. И процветает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|