Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/1999

Архив

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)

2 декабря состоялось заседание совета по общественному обсуждению Концепции структуры и содержания общего среднего образования. На этом заседании было принято решение о передаче в средства массовой информации текста проекта концепции. Сегодня газета “Первое сентября” публикует текст проекта концепции в том виде, в котором он был получен из Министерства образования.

Введение

Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны. Система образования должна быть приведена в соответствие с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века.

Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному обществу на основе устойчивого и стабильного прогресса, формирования социально ориентированной модели общественных отношений.

В намечающихся контурах постиндустриального, информационного общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации потенциала страны.

В этих условиях обновление общеобразовательной школы становится объективной необходимостью.

Мировые тенденции развития образования

Процесс развития образовательных систем в современном мире характеризуется:

– ростом общего уровня образованности населения;
– повышением требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан;
– становлением системы непрерывного образования;
– увеличением сроков обучения в общем среднем образовании.

Характерными чертами современного этапа развития общего среднего образования являются следующие:

– образование для всех – разнообразные учебные программы ориентируются на высококачественное обучение всех детей;
– учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
– максимальное развитие способностей ребенка независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
– развитие системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
– личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них процессуальные умения;
– адаптация молодежи к меняющимся социальным условиям жизни общества;
– открытость образования, обеспечивающая доступность знаний и информации широким социальным слоям самых различных регионов.

Необходимость перехода на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу

1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла. Увеличение недельной нагрузки школьников негативно сказывается на их здоровье. По официальным данным, только 10% выпускников средней школы оцениваются по категории вполне здоровых, у 15% школьников выявляются нервно-психические отклонения; у 50% – хронические заболевания.

Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и соответственно к переутомлению детей.

Перегруженный интенсивный учебный процесс не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности школьников.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу даст возможность снизить ежедневную учебную нагрузку школьников путем рационального использования появившихся резервов времени, перераспределения учебного материала между основной и старшей школой, а также использования здоровьесберегающих технологий.

2. Обновление содержания образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по математике и естествознанию, в первую очередь, по функциональной грамотности. В содержании российского образования еще не заняли соответствующего места информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельности, недооцениваются воспитательные возможности гуманитарных предметов.

Переход на концентрическую систему обучения истории и литературы в целом отрицательно сказался на усвоении учащимися изучаемого материала. Снизилось качество знаний по русскому языку. Неоправданно обеднена экономическая и правовая подготовка учащихся.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее учащимися знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает целостности образования.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены также на решение указанных проблем.

3. Повышение уровня общего образования. Высокий уровень образования – средство социализации учащихся, условие их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке населения. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Работа с одаренными детьми без опоры на массовое образование не способна обеспечить общий духовный и экономический прогресс общества.

При новой структуре общего среднего образования появляется возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.

4. Конкурентоспособность отечественного образования. По международному стандарту общее среднее образование рассчитано не менее чем на 12 лет. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 г. приняла декларацию, в которой отмечается, что “преобладающей международной практикой является двенадцатилетнее школьное образование”. В большинстве развитых стран (США, Канада, Япония, Франция, Испания, Польша и др.) общее среднее образование дается за 12 лет; в Германии, Швеции, Чехии, Италии – за 13 лет, а в Голландии – за 14 лет. 12-летнее общее образование уже существует в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся проходят за 10–11 лет, что вызывает перегрузку школьников и снижает качество обучения.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.

5. Усиление личностной ориентации образования. В начальной и основной школе создаются условия для реализации личностно ориентированного обучения, учета интересов и способностей учащихся.

Десятилетняя основная школа будет представлять собой относительно завершенное базовое образование для продолжения его в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе. Старшие классы 12-летней средней школы станут по преимуществу профильными и предоставят школьникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов.

6. Влияние демографических и социально-экономических факторов. Переход к 12-летней школе сопряжен с социально-экономическими проблемами, требующими решения. По прогнозам, в 2011 г. в школах будет обучаться не 21 млн учащихся, как сейчас, а только 13 млн, что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь – в сфере образования. Переход к новой структуре общего среднего образования смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать значительных финансовых затрат по обеспечению этого перехода.

В складывающихся рыночных отношениях в России сложно решаются проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации, что сказывается на усилении криминогенности в молодежной среде. 10-летнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается на улице, образуя резерв для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) будет способствовать обоснованному выбору профессиональной деятельности. Выпускник будет лучше подготовлен к самостоятельной жизни.

Планируемое изменение сроков обучения восстанавливает масштабы всеобщего обязательного образования, близкие к достигнутым в середине 80-х годов. При 12-летнем образовании ученики будут заканчивать школу в 18–19 лет и будут обладать всеми конституционными правами гражданина России.

7. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создаст предпосылки и условия для решения проблемы преемственности уровней образования.
Увеличение периода обучения в основной школе будет способствовать повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин, предпрофессиональное обучение в старших классах средней школы позволят обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. В 2009 г. число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн человек, а сегодня число мест в учреждениях профессионального образования (начального, среднего и высшего) – 1,7 млн. Это позволит ввести, как и во всех развитых странах мира (США, Англия, Франция, Германия и др.), прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, на основе общегосударственного тестирования, отбора вузами абитуриентов по профессиональной ориентации и т.п.), что будет способствовать реализации равных прав на образование, социальной справедливости.

Цели и задачи общего среднего образования

Главная цель общего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений).

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

– формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
– воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
– формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
– разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Реализация этих целей и задач предполагает:

– создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
– усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности;
– адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
– последовательную ориентацию на культуросообразную систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры;
– систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
– непрерывность образования в течение всей жизни человека;
– многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования;
– преемственность уровней и ступеней образования;
– информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
– развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании;
– развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью;
– развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

Структура 12-летней школы

В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов: младенческий (до года), ранний возраст (1–3 года), собственно дошкольный возраст (3–7 лет), составляющие период дошкольного детства; период отрочества (7–10 лет); подростковый (10–16 лет) и ранний юношеский возраст (16–18 лет).

В возрасте от рождения до 7 лет формируются основы двигательной и сенсорной активности. Ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью – музыкальной, изобразительной, конструктивной и др., в процессе которых у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольного возраста формируются познавательный интерес к изучению окружающего мира и “образу себя”, а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности.

I ступень – начальное общее образование (обязательное, 1–4 классы). Начальный возраст обучающихся – не менее 6,5 лет на 1 сентября (продолжительность обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач; развиваются коммуникативные умения детей (вести диалог, контролировать и оценивать поведение друг друга и др.).

В 1–4 классах происходят становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

II ступень – основное общее образование (обязательное, 5–10 классы). Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм; возрастают возможности самоорганизации личности (поиск идеалов, стремление к обоснованию принимаемых решений, к отстаиванию своих позиций). Подросток уже может поставить перед собой личностно значимую цель, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ “я”, составляющий основу для самоопределения. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Основная школа остается обязательной для всех граждан. Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. Именно в этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизм самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения образования в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования.

III ступень – среднее (полное) общее образование (11–12 классы). Продолжительность обучения 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

Старшая ступень школы создает условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций: трудовых, познавательных, общественных, семейных, досуговых. Обучение строится на основе профильной дифференциации.

Определение приоритетных образовательных направлений и профилей обучения (социально-гуманитарный, естественно-научный, технологический) происходит с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы и особенностей социокультурной среды, ее традиций, а также прогнозируемой потребности в специалистах того или иного уровня квалификации.

Профильный характер старшей ступени предполагает сохранение инвариантного ядра содержания образования, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности, подготовку к жизни.

В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах сложно реализуется дифференциация обучения, возможна организация профильных групп со своими специфическими формами организации учебного процесса. В сельских школах могут создаваться направления профильного обучения, связанные с характерными для региона видами деятельности.

Профильная дифференциация старшей ступени дает такие же возможности выпускнику основной школы для профессионального выбора, как и система начального и среднего профессионального образования. В системе начального и среднего профессионального образования необходимо обновление содержания инвариантного общеобразовательного компонента среднего (полного) общего образования.

Таким образом, педагогические функции основной и средней (полной) ступени 12-летней школы отличаются от традиционной модели школы относительной завершенностью, цикличностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Содержание 12-летнего общего образования

Основополагающими принципами конструирования содержания образования 12-летней школы являются следующие:

– обеспечение сокращения учебной нагрузки в основной школе за счет педагогического и психологического отбора содержания образования и переноса более сложного материала в старшие классы;
– культуросообразность, то есть отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;
– фундаментальность содержания образования, обеспечивающая универсальность получаемых знаний, изучаемых основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях;
– личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов, способностей и склонностей;
– возрастная периодизация содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся;
– усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего собой основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;
– креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учениками в виде их творческой образовательной продукции, соотносящейся с основами изучаемых дисциплин;
– интеграция содержания образования, направленная на обеспечение целостности представлений учащихся о мире;
– профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных областей и предметов;
– усиление методологической составляющей в структуре научного знания: теории, законы, принципы, модели, понятия, величины, научные факты; система способов исследования, применяемых в базовых науках, учение о методах познания и преобразования мира;
– открытость содержания образования, предполагающая использование в качестве образовательной среды различных дополнительных информационных массивов и других источников учебного материала.

В содержании 12-летнего общего образования сохраняются образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Содержание образовательных областей реализуется через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения – родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, естествознание, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебных предметов в 12-летней школе будет изменяться в направлении:

– обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук;
– включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;
– перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с переносом наиболее сложных тем в старшие профильные классы.

Увеличение сроков обучения и перераспределение учебного материала позволят снизить учебную нагрузку учащихся, которая должна соответствовать установленным в стране санитарно-гигиеническим нормам. При этом в 1 кл. должно проводиться не более четырех уроков в день, во 2–6 кл. – не более пяти уроков в день, в 7–12 кл. – не более шести уроков в день.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru