Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Государственная воля и гражданская инициатива

Они выражены в двух проектах концепций содержания общего среднего образования, которые мы сегодня публикуем. Сравнивайте и выбирайте

Как жаль, что в основную массу школ не доходят ни газеты, ни письма из ведомства, ни даже решения правительства о школе. Уверен, большинство учителей страны даже не подозревают о том, что в январе состоится Всероссийское совещание работников образования, на котором будет принята, одобрена и рекомендована к внедрению концепция двенадцатилетнего образования.

В том, что такое решение будет принято, нет никакого сомнения, это ведь не съезд, не делегаты, избранные профессиональным сообществом. Участники совещания определены по разнарядке. Областное управление получило квоту от министерства, затем определило разнарядку для территорий, и теперь территориям надо выделить человека согласно разнарядке.

Конечно же, это совсем не означает, что все собравшиеся на совещание окажутся послушными статистами, однако нет сомнений, что заранее подготовленные решения будут приняты.

Но, повторю, жаль, что в большинстве школ так ничего и не узнают. Не верите? Я недавно был в Сибири, в небольшом городе на Ангаре. В зале сидели человек сто пятьдесят, не меньше. В этот же день в Новосибирске открывался Сибирский съезд учителей. Об этом знали примерно человек двадцать. И дело не в том, что информацию не довели, а в том, что никому это не интересно. Ну съезд, ну и что? Людям не интересно то, что происходит без их участия. А это означает, что решения должны будут исполняться, как встарь – по приказу.

Так что все документы примут без шума и пыли, как говорил в аналогичных случаях Попандопуло. А потом уже в школах учителя, дети и родители узнают, в чем там дело.

Мы, конечно, в меру своих сил информируем образовательную общественность, но повторим: не все читают газеты, хотя мы надеемся, что этот номер “Первого сентября” прочитают как можно больше учителей в каждой школе. Мы даже просим об этом. Потому что вместо скучного сюжета про всероссийское совещание получается захватывающая драматургия конфликта гражданской инициативы и ведомственного решения.

Прочти и передай товарищу

По согласованию с председателем совета семидесяти министром В.Филипповым мы планировали в сегодняшнем номере опубликовать концепцию структуры и содержания общего среднего образования. Официально неизвестного автора с признаками РАО. Честно говоря, уже давно надо было публиковать, потому что время-то идет – никто не успеет не то что прислать отклики, но даже обсудить этот текст. Но самое печальное было в том, что мы вынуждены были печатать безальтернативный документ. Мы как-то уже привыкли к тому, что у нас есть выбор, и хотя мы еще не очень умеем выбирать, но ведь так и учатся. Выбирая – учимся, учась – выбираем. А тут альтернативы нет.

Но, видно, не все еще изменилось к худшему. Потому что в тот же день, когда из Министерства нам прислали для публикации текст концепции, в редакцию пришел еще один пакет. От директора школы Александра Тубельского. И там тоже концепция. И тоже предложение опубликовать.

Вот это, что называется, Бог спас. Но ведь присланный из министерства текст обсуждался на совете семидесяти, рекомендован к публикации, является, можно сказать, официальным проектом.

А чем является текст, присланный московским директором А.Тубельским? Личной инициативой? И почему мы должны этот текст печатать? Но после здравых, как нам кажется, размышлений мы пришли к выводу.

Вывод такой. Если мы в России строим гражданское общество, то для нас, учителей и журналистов, две вещи должны быть по крайней мере равноправными: государственная воля и гражданская инициатива. И то и другое имеют право на жизнь, имеют право на публикацию, имеют право спорить друг с другом.

Кроме того, наш читатель уж точно имеет полное право знать о существовании всех альтернативных концепций изменения школы. И мы решились на такой шаг: в сегодняшнем номере газеты мы публикуем все существующие на этот день концепции, находящиеся в редакции. Все, сколько есть. То есть две: от РАО, рекомендованную советом семидесяти, и от А.Тубельского – никем не рекомендованную. В чем различия и в чем основные идеи этих материалов? Попробуем прокомментировать главные, на наш взгляд, особенности двух подходов.

Драматургия концепций

Все сходятся в том, что:

1. Обновление содержания образования общеобразовательной школы является острой объективной необходимостью.
2. Состояние здоровья российских детей катастрофическое.
3. Многообразие и вариативность российской системы образования необходимо сохранить и развивать.

На этом общие места заканчиваются и начинаются расхождения. Главное расхождение в том, что понимать под обновлением содержания образования. Драматургия такая.

РАО. Необходимы разнообразные учебные программы, ориентированные на высококачественное обучение детей. В последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по математике и естествознанию. В содержании образования еще не заняли соответствующего места информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельности, недооцениваются воспитательные возможности гуманитарных предметов.

А.Тубельский. Основой обновления содержания образования должна стать забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, переход от учебно-предметного, зуновского содержания к личностно ориентированному, деятельностному, основанному на выращивании и формировании универсальных способов освоения мира.

РАО. Увеличение периода обучения в основной школе будет способствовать повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования. Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин, предпрофессиональное обучение в старших классах средней школы позволит обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования.

А.Тубельский. Стремление, не меняя стержня, ядра и основы содержания, ответить на вызовы современности привело к чисто количественному увеличению объема часто разрозненных сведений из разных научных и ненаучных дисциплин, введению в учебные планы предметов, характерных для профессионального образования, мелкотемью и опоры, прежде всего на память ребенка. Это приводит к замене сложнейшего процесса усвоения натаскиванием на единственно правильный ответ, подменой гуманистических целей общего образования подготовкой для поступления в вуз.

РАО. В основе организационной структуры двенадцатилетней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов: младенческий (до года), ранний возраст (1–3 года), собственно дошкольный возраст (3–7 лет), составляющие период дошкольного детства; период отрочества (7–10 лет), подростковый (10–16 лет) и ранний юношеский возраст (16–18 лет).

А.Тубельский. Индивидуальность человека, его “я” творит себя и одновременно познает, реализуя ту или иную деятельность. Отсюда и понимание культуры, в первую очередь как совокупности деятельностей, т.е. методов, способов, приемов, при помощи которых люди взаимодействуют с различными сферами своего бытия – природой, обществом, другими людьми, своим “я”. В связи с этим содержание образования понимается как развитие и выращивание тех способов мышления и деятельности, которые присущи индивидуальности данного ребенка, проявляющейся в той или иной деятельности. Возможно, что универсальное умение строить и осуществлять деятельность есть стержень общего образования как основы для образования профессионального.

РАО. Начальное общее образование – обязательное, 1–4 классы. Начальный возраст обучающихся – не менее 6,5 лет (продолжительность обучения четыре года). Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

А.Тубельский. В начальной школе – трех-четырехлетней или пяти-шестилетней (могут быть разные варианты) освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность.

* * *

На этом мы прервем воображаемый диалог двух концепций.

Во-первых, потому, что уважаемый наш читатель и сам сможет найти эти различия, а во-вторых, потому, что, как нам кажется, ясна главная линия водораздела.

Мы не станем формулировать это различие. Мы оставляем за читателем право сравнивать и выбирать. Вот только будут ли среди сравнивающих и выбирающих те, кого посылают на совещание работников образования по разнарядке? Если вы с ними знакомы, передайте им этот номер “Первого сентября”. Пожалуйста.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru