Литературоведение от первого лица
|
Басовская Е.Н.
Русская литература второй половины XIX века:
Учебник для 10 класса средней школы.– М.: Олимп;
АСТ, 1998
|
Всего пять лет назад я держала в руках
книгу с необычным названием “Личность –
общество – мироздание в русской словесности”.
Это было учебное пособие по русской литературе
для восьмиклассников. Не только своим названием
была необычна эта книга. Автор ее, Евгения
Наумовна Басовская, сделала все, “чтобы
знакомство с трудной литературой было не
мучительно, а увлекательно”. Уже тот, первый
учебник рассказывал о “драматичнейшей борьбе
идей и столкновений характеров”, в нем читателям
было предложено множество интереснейших
творческих игр и литературных заданий.
Потом был учебник для девятого класса. К
сожалению, мне как учителю он остался неведом.
И вот почитатели талантливого пера
Е.Н.Басовской имеют возможность работать по ее
учебнику литературы для десятого класса.
Как и в учебнике для учащихся восьмого класса,
задачей автора снова становится филологическое
исследование художественного произведения. Что
ж, скажете вы, это характерно для всех новых
серьезных учебных пособий (хочу, кстати,
напомнить, что ученикам сегодня изо всех сил
“помогают” освоить литературу и другого рода
пособия, как-то: хрестоматии по русской
литературе, где роман “Война и мир” “ужат” до 45
страниц, или масса готовых сочинений на все
случаи жизни школьника). Но, повторюсь, серьезные
учебники, чтобы не отстать от времени,
отказываются от методик исследования истории
литературы по советскому образцу с его набором
словосочетаний “писатель обличает”, “гневно
обрушивается”, “яростно клеймит”, а иногда
“заблуждается” – тех методик, при которых
авторы учебников и учебных пособий позволяли
себе не анализировать финалы произведений, в
частности финал “Преступления и наказания”, не
анализировать, а узко-идеологически
интерпретировать художественное произведение,
нарушая целостность художественного
пространства.
Сегодня все методисты поднаторели в
филологической науке, каждый пишущий учебник
ищет свою манеру предъявления русской
литературы школьнику.
Модными на страницах учебников стали
“беседы”, условно используемые как
литературный жанр, в котором мысль автора
развернута в виде собеседования-спора двух или
трех лиц.
Е.Н.Басовская в отличие от других авторов
учебников действительно пишет от первого лица и
обращает свои мысли к ученику-собеседнику. Она
нашла свою меру общения учебника с учениками.
Книга действительно насквозь пронизана этим
общением, и всегда разнообразно. Есть три
участника диалога: учитель (он же автор), незримый
ученик и многоопытные ученики Евгении Наумовны,
которые уже ответили на ее вопросы (кстати, часто
ошибаясь). С такого типа диалогов начинаются
главы книги “Из гоголевской “Шинели”, “До и
после эшафота”, “Герой уходящий”.
Диалоги неизменно сопровождаются подкупающим
душу ученика обращением типа “Хочу предупредить
тебя, дорогой читатель...”, “Может быть, ты
обратил внимание на то...”, “Не кажется ли
тебе...”, “Но если ты и не ощущаешь внутреннего
родства с Обломовым...”, “Как ты думаешь, для чего
умному нигилисту необходимы олухи...”, “Чтобы
вести серьезный разговор о романе “Что делать?”,
я предлагаю тебе несколько условий” и т.п. Это
позволяет учителю, ведущему беседу, выполнить
несколько задач: вовремя сориентировать
читателя на ядро проблемы, заставить его искать
ответ на поставленный вопрос и, наконец, отвести
от стереотипа восприятия художественного
произведения.
Евгения Наумовна знает, что в советской школе
Чернышевского, Добролюбова, Некрасова,
Маяковского дети не любили. Правда, любили
Пушкина, но – Боже! – какого?! Автора
“Вольности”, “Деревни” и других политических
стихотворений. Лирика Пушкина укладывалась в
сознании школьника в два-три громких
произведения. Весь список художественных
произведений, изучаемых в школе, выстраивали в
идеологическую шеренгу, не учитывая живого
литературного процесса.
Учебник Басовской делает литературу живым
организмом со всеми его страстями, зовом ума и
сердца каждого писателя, его художественными
прозрениями, его реакцией на реальную жизнь. И
права Евгения Наумовна, включив в поток
исследования спорное для методистов
произведение “Что делать?” Чернышевского,
убедив читателя относиться к поэзии Некрасова
серьезно, а не заведомо скептически только
потому, что мама или дедушка не любили Некрасова,
а Обломова “обличали”.
Учтено и еще одно очень важное обстоятельство,
над которым всегда бились думающие словесники:
Е.Н.Басовская точно и развернуто сделала
объяснимыми в жизни литературы переходы от одной
литературной школы к другой. В частности, в главе
“Натуральная школа” автором убедительно
развернута картина “активных поисков в области
художественной формы... на первый план
выдвигается проза, возрастает популярность
документальных жанров... читателя все больше
привлекает достоверное, без прикрас
повествование о жизни...”, анализируется вся
литературная ситуация, так что учителю вполне
достаточно этого материала для собеседования с
учеником.
Несомненно, любого читателя привлечет
авторская откровенность изложения того или
иного литературного события. Е.Н.Басовская может
позволить себе сказать о Некрасове: “Этот поэт –
из числа нелюбимых”, не заботясь о
“правильности” реакции ученика. Да, он из числа
нелюбимых, но слава нелюбимого, объясняет автор,
передалась в несколько поколений, которые не
удосужились приобщиться по-настоящему к поэзии
Некрасова и разобраться в литературном процессе.
Эта статья в учебнике – одна из лучших. Она
взыскует эстетического чувства читателя,
требует от него анализа, ведет его к пониманию
глубинных литературных процессов, в результате
которых творческую манеру Некрасова усваивают
другие поэты другой школы, и таким образом
позволяет предъявить читателю истинное лицо
поэта.
В своем “Предисловии для читателя-школьника”
автор предупреждает, что будет вместе с
учениками “обнаруживать точки пересечения
различных путей литературы”. И действительно,
изучаемый материал актуализируется благодаря
сопоставлению с современным произведением. Так,
“Отцы и дети” сопоставляются с пьесой В.Розова
“В поисках радости”.
Поиски счастья были актуальны в эпоху реформ 1860
года, и этому посвящена поэма Некрасова, но не
менее актуально это звучит в русской литературе
середины ХХ века, в повести Стругацких
“Понедельник начинается в субботу”. В другой
статье автор предлагает читателю подумать над
тем, что общего между сатирой Зощенко и
Салтыкова-Щедрина и как эпоха влияет на
стилистику художественного произведения.
Я завидую ученикам Евгении Наумовны, которые,
совершая трудную работу постижения
художественного текста, могут выполнить
интереснейшие творческие задания в ходе
изучения главы: написать сатирическую сказку в
духе Салтыкова-Щедрина, самостоятельно
прокомментировать главу романа “Что делать?”
Чернышевского, побывать в роли критика, написав
рецензию на произведение Тургенева, и т.д.
Похоже, такой учебник действительно поможет
читателю “почувствовать дыхание жизни” великих
книг.
И дай вам Бог, Евгения Наумовна, завершить
большое дело книгой для одиннадцатиклассников.
Татьяна ТАТАРЧЕНКО,
“Школа сотрудничества”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|