Реальная альтернатива граждановедению?
Профессор Уголовин с силой разломил
сушку…
|
Живое право.
Занимательный учебник-энциклопедия
практического права. Кн. 1.– СПб., 1999
|
В первые о международном проекте
практического правового образования для
школьников «Живое право», реализуемом
Санкт-Петербургским институтом права имени
принца П.Г.Ольденбургского, я услышал, будучи в
командировке в Кировской области. Там же мне
подарили и пробный вариант первой книги из серии
одноименных учебников, содержащий лишь одну
главу – «Введение в право». Как сообщают авторы,
в начале 2000 года ожидается выход первого
полноцветного издания этой книги – «Введение в
право и конституционное право», за которой
последуют еще три – «Уголовное право и процесс,
административное право», «Гражданское право и
процесс», «Трудовое, жилищное, семейное право,
права человека». Пока же об особенностях нового
учебного курса можно рассуждать, основываясь
только на одной главе.
Признаться, с первого взгляда книжка произвела
на меня странное впечатление. И дело не только в
особенностях полиграфического исполнения –
отсутствии выходных данных, шифра, копирайта и
даже фамилий авторов (лишь прочитав их обращение
к читателям, мы узнаем имена – Лев Спиридонов,
Виктор Пронькин, Аркадий Гутников), непонятных
пустотах в тексте. На с.51 каким-то загадочным
образом в рассказ о международном движении «Public
Interest Law» («Право общественных интересов»)
затесалась пометка, явно адресованная
техническому редактору («C.БОРИНУ – если фото не
«тянут, то можно убрать текст, касающийся
описания фото…» и т.д.). Все это легко можно
списать на пробный характер издания.
Смущала претензия авторов на создание ни много
ни мало «учебника-энциклопедии», совмещающего в
себе качества «увлекательного приключенческого
романа», который можно читать «всей семьей, под
уютным светом вечерней лампы», собственно
учебника и настольного справочника (с.6). От
такого жанрового многоцветия становилось как-то
не по себе. Смущало и кое-что в содержании
пособия. В самом деле, зачем понадобилось вместо
предисловия помещать «Легенду о Великой Загадке
Мира, рассказанную необыкновенным старцем»,
которая начинается с изысканной фразы:
«Очень-очень давно, когда еще не было ни Солнца,
ни нашей Земли, ни людей, во Вселенной жила только
Любовь» – и продолжается в том же духе? Несколько
искусственной представлялась и выбранная
авторами форма изложения учебного материала
посредством диалога вымышленных персонажей –
участников научной юридической конференции
профессоров Гражданчикова, Уголовина, Платона
Сократовича и Медиации Переговоровны (по ходу
действия оказывается, что последнюю зовут
Марицей). Когда в эту дружную компанию вливается
появившийся прямо из русской народной сказки
Иван меньшой – разумом большой, возникает
стойкое ощущение дурдома. А на этом фоне –
биографии Сахарова и Махатмы Ганди, рассказ о
диссидентском движении в СССР и – о ужас! –
рекомендация школьникам почитать «Критику
чистого разума» Иммануила Канта (с. 9). На какую
возрастную группу учащихся – первоклассников
или первокурсников? – ориентировался «известный
теоретик права, доктор юридических наук,
профессор Лев Иванович Спиридонов», осталось
тайной, покрытой мраком.
Вместе с тем сама концепция курса – в том виде,
как она проявилась во вводной главе, –
показалась мне интересной и перспективной. На
сегодняшний день практически все пособия,
ставящие своей задачей правовое образование
подрастающего поколения, грешат одной из двух
крайностей. В большинстве из них мы встречаем
занудное изложение различных правовых норм,
перемежающееся еще более занудным
морализаторством на тему: придраться вроде бы не
к чему, все строго научно, но читать –
зубодробительно скучно. В пособиях, изданных
небезызвестным научно-внедренческим центром
«Гражданин» под руководством еще более
небезызвестного Я.В.Соколова, пошли по
диаметрально противоположному пути: минимум
содержательной информации, максимум развлекухи
и назойливо-фамильярного навязывания школьникам
мнения авторов (до сих пор не могу понять, почему
эта особенность курса граждановедения
называется воспитательной). Разработчикам
«Живого права» удалось – по крайней мере пока –
избегнуть промахов своих коллег-конкурентов.
Новый проект представляет собой
деидеологизированный курс с ярко выраженной
практической направленностью, упор делается на
практическую приложимость содержащихся в нем
сведений. Вводная часть выстроена именно в
соответствии с таким подходом. Она состоит из
пяти бесед: «Что такое право», «”Ноу проблем”,
или Как разрешать проблемы», «Близкое знакомство
с госпожой Медиацией, или Что такое медиация»,
«Когда у вас не ладятся дела, или Когда и как
обращаться за юридической помощью», «Взывая к
небесам, или Как бороться против несправедливых
законов и политики государства». Цель главы –
показать школьникам, что право постоянно
присутствует в повседневной жизни людей и
элементарные знания в этой области чрезвычайно
полезны. На это направлены и постоянные
апелляции к уже имеющемуся жизненному опыту
учащихся, и приводимые в качестве примера
реальные случаи из практики
Санкт-Петербургского центра разрешения
конфликтов, и практические советы, например, как
грамотно подготовиться к беседе с сотрудником
юридической консультации.
Второе бесспорное достоинство – четкость
построения основного текста пособия (назвать
книгу учебником, извините, пока не
поворачивается язык). Ключевые понятия и
положения выделяются, определения заключаются в
рамку, в конце каждой беседы в разделе «Итоги»
внятно и сжато, без «воды» излагается ее основное
теоретическое содержание. Дополнительный текст
разбит на рубрики «Дело о…», «Для любопытных и
любознательных», «Практические советы». Он не
только иллюстрирует положения, содержащиеся в
основной части той или иной беседы, но и вводит
историческую перспективу (точнее,
ретроспективу), а также дает материал для
выполнения различного рода познавательных
заданий.
Вообще познавательные задания – третья удача
авторов. Вопросы репродуктивного характера
вынесены в начало каждой «беседы». В конце, в
рубрике «Домашнее задание», материалы уже иного
рода – проблемного и творчески-поискового
характера. Например, учащимся предлагается
определить, является ли правило «Курение
запрещено в общественных местах» правовой
нормой (с. 16), найти недостатки в предлагающихся
отрывках из текстов соглашений и улучшить их (с.
39), подготовить пять вопросов, которые нужно в
первую очередь задать юристу, чтобы решить, можно
ли прибегнуть к его помощи (с. 49). Выгодное отличие
от заданий, содержащихся в соколовских пособиях
по граждановедению, налицо.
В заключение хотелось бы последовать примеру
авторов, предлагающих своим читателям шесть
волшебных приемов для удачных переговоров, и
дать им пять (на шестой, признаться, меня не
хватило) волшебных советов, которые помогут
превратить пробные издания в действительно
качественный полноценный учебник.
Во-первых, известным теоретикам права нужно
быть немножко скромнее и не замахиваться на
генетически невозможное скрещивание ужа и ежа,
сиречь учебного пособия, приключенческого
романа и настольного справочника. Лучше
поднапрягитесь и сделайте хорошее пособие,
которому будут искренне рады учителя, уставшие
от вороха макулатурной продукции всевозможных
внедренческих центров.
Во-вторых, определившись с жанром книги, не
забудьте определиться с ее адресатом: для детей
какого возраста вы пишете? Это позволит вам
оптимально подобрать наиболее адекватные для
той или иной возрастной группы приемы и способы
подачи учебного материала.
Третий совет – маленькая подсказка: по
сложившейся в школах вполне разумной традиции
правоведческие дисциплины предпочитают вводить
в выпускных классах основной школы, то есть в
девятых. 14–15 лет – это самый критический
возраст, когда более всего нужно правовое
просвещение; к тому же уровень развития детей
позволяет говорить на достаточно сложные темы,
требующие определенной общеучебной, в первую
очередь исторической подготовки. А вот
нацеливаться на создание курса, рассчитанного на
несколько лет обучения, не рекомендую – в новом
Базисном учебном плане на такие «архитектурные
излишества» просто нет достаточного количества
часов. Так что краткость и компактность здесь не
только сестра таланта, но и условие широкого
общественного признания.
Четвертое: определившись с возрастной
адресованностью курса, пригласите в помощники
хорошего методиста с большим опытом работы в
школе. Он поможет вам согласовать учебный
материал с тем, что ученики проходят на уроках по
другим предметам, и сделать текст понятным, а не
примитивным или сюсюкающим: этого дети не любят.
От столь же дорогого вашему сердцу образа Ивана
меньшого – разумом большого лучше отказаться: в
девятом классе он уж точно вызовет смех и
несерьезное отношение к предмету разговора, чего
последний совсем не заслуживает.
И, наконец, последнее. Уважаемые авторы, вам
стоит очень тщательно «причесать» свой текст,
возможно, с помощью того же методиста или кого-то
со стороны. Потому что пока в нем есть и
фактические неточности, и некорректные с
педагогической точки зрения вещи. Так, на с.22 вы
говорите, что, когда мы учим уроки, при этом
незримо присутствует «правовое правило» (?) об
обязательном среднем образовании. Уточняю: после
выхода в свет Закона РФ «Об образовании» (1992 г.)
обязательным является основное, а не среднее
образование. А во второй и третьей «беседах»
пожилая женщина, которой посчастливилось ехать в
одном купе с возвращающимся после научной
конференции профессором Уголовиным, крайне
непочтительно называется «бабка», при этом ее
речь передается нарочито карикатурно. Даже если
вы не одобряете поведение старушки, не нужно,
говоря о ней, подделываться под не самые лучшие
образцы разговорной речи: уж чему-чему, а хамству
наши дети смогут успешно выучиться и без вашей
помощи.
Не думаю, что эти советы помогут преподавателям
Санкт-Петербургского института права создать
бестселлер на все времена. Однако, если им
удастся не растерять свои находки и избавиться
от явных недостатков, на книжных рынках появится
реальная альтернатива граждановедению. С чем нас
всех и можно будет поздравить.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|