Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив

Реальная альтернатива граждановедению?

Профессор Уголовин с силой разломил сушку…

Живое право.

Занимательный учебник-энциклопедия практического права. Кн. 1.– СПб., 1999

В первые о международном проекте практического правового образования для школьников «Живое право», реализуемом Санкт-Петербургским институтом права имени принца П.Г.Ольденбургского, я услышал, будучи в командировке в Кировской области. Там же мне подарили и пробный вариант первой книги из серии одноименных учебников, содержащий лишь одну главу – «Введение в право». Как сообщают авторы, в начале 2000 года ожидается выход первого полноцветного издания этой книги – «Введение в право и конституционное право», за которой последуют еще три – «Уголовное право и процесс, административное право», «Гражданское право и процесс», «Трудовое, жилищное, семейное право, права человека». Пока же об особенностях нового учебного курса можно рассуждать, основываясь только на одной главе.

Признаться, с первого взгляда книжка произвела на меня странное впечатление. И дело не только в особенностях полиграфического исполнения – отсутствии выходных данных, шифра, копирайта и даже фамилий авторов (лишь прочитав их обращение к читателям, мы узнаем имена – Лев Спиридонов, Виктор Пронькин, Аркадий Гутников), непонятных пустотах в тексте. На с.51 каким-то загадочным образом в рассказ о международном движении «Public Interest Law» («Право общественных интересов») затесалась пометка, явно адресованная техническому редактору («C.БОРИНУ – если фото не «тянут, то можно убрать текст, касающийся описания фото…» и т.д.). Все это легко можно списать на пробный характер издания.

Смущала претензия авторов на создание ни много ни мало «учебника-энциклопедии», совмещающего в себе качества «увлекательного приключенческого романа», который можно читать «всей семьей, под уютным светом вечерней лампы», собственно учебника и настольного справочника (с.6). От такого жанрового многоцветия становилось как-то не по себе. Смущало и кое-что в содержании пособия. В самом деле, зачем понадобилось вместо предисловия помещать «Легенду о Великой Загадке Мира, рассказанную необыкновенным старцем», которая начинается с изысканной фразы: «Очень-очень давно, когда еще не было ни Солнца, ни нашей Земли, ни людей, во Вселенной жила только Любовь» – и продолжается в том же духе? Несколько искусственной представлялась и выбранная авторами форма изложения учебного материала посредством диалога вымышленных персонажей – участников научной юридической конференции профессоров Гражданчикова, Уголовина, Платона Сократовича и Медиации Переговоровны (по ходу действия оказывается, что последнюю зовут Марицей). Когда в эту дружную компанию вливается появившийся прямо из русской народной сказки Иван меньшой – разумом большой, возникает стойкое ощущение дурдома. А на этом фоне – биографии Сахарова и Махатмы Ганди, рассказ о диссидентском движении в СССР и – о ужас! – рекомендация школьникам почитать «Критику чистого разума» Иммануила Канта (с. 9). На какую возрастную группу учащихся – первоклассников или первокурсников? – ориентировался «известный теоретик права, доктор юридических наук, профессор Лев Иванович Спиридонов», осталось тайной, покрытой мраком.

Вместе с тем сама концепция курса – в том виде, как она проявилась во вводной главе, – показалась мне интересной и перспективной. На сегодняшний день практически все пособия, ставящие своей задачей правовое образование подрастающего поколения, грешат одной из двух крайностей. В большинстве из них мы встречаем занудное изложение различных правовых норм, перемежающееся еще более занудным морализаторством на тему: придраться вроде бы не к чему, все строго научно, но читать – зубодробительно скучно. В пособиях, изданных небезызвестным научно-внедренческим центром «Гражданин» под руководством еще более небезызвестного Я.В.Соколова, пошли по диаметрально противоположному пути: минимум содержательной информации, максимум развлекухи и назойливо-фамильярного навязывания школьникам мнения авторов (до сих пор не могу понять, почему эта особенность курса граждановедения называется воспитательной). Разработчикам «Живого права» удалось – по крайней мере пока – избегнуть промахов своих коллег-конкурентов.

Новый проект представляет собой деидеологизированный курс с ярко выраженной практической направленностью, упор делается на практическую приложимость содержащихся в нем сведений. Вводная часть выстроена именно в соответствии с таким подходом. Она состоит из пяти бесед: «Что такое право», «”Ноу проблем”, или Как разрешать проблемы», «Близкое знакомство с госпожой Медиацией, или Что такое медиация», «Когда у вас не ладятся дела, или Когда и как обращаться за юридической помощью», «Взывая к небесам, или Как бороться против несправедливых законов и политики государства». Цель главы – показать школьникам, что право постоянно присутствует в повседневной жизни людей и элементарные знания в этой области чрезвычайно полезны. На это направлены и постоянные апелляции к уже имеющемуся жизненному опыту учащихся, и приводимые в качестве примера реальные случаи из практики Санкт-Петербургского центра разрешения конфликтов, и практические советы, например, как грамотно подготовиться к беседе с сотрудником юридической консультации.

Второе бесспорное достоинство – четкость построения основного текста пособия (назвать книгу учебником, извините, пока не поворачивается язык). Ключевые понятия и положения выделяются, определения заключаются в рамку, в конце каждой беседы в разделе «Итоги» внятно и сжато, без «воды» излагается ее основное теоретическое содержание. Дополнительный текст разбит на рубрики «Дело о…», «Для любопытных и любознательных», «Практические советы». Он не только иллюстрирует положения, содержащиеся в основной части той или иной беседы, но и вводит историческую перспективу (точнее, ретроспективу), а также дает материал для выполнения различного рода познавательных заданий.

Вообще познавательные задания – третья удача авторов. Вопросы репродуктивного характера вынесены в начало каждой «беседы». В конце, в рубрике «Домашнее задание», материалы уже иного рода – проблемного и творчески-поискового характера. Например, учащимся предлагается определить, является ли правило «Курение запрещено в общественных местах» правовой нормой (с. 16), найти недостатки в предлагающихся отрывках из текстов соглашений и улучшить их (с. 39), подготовить пять вопросов, которые нужно в первую очередь задать юристу, чтобы решить, можно ли прибегнуть к его помощи (с. 49). Выгодное отличие от заданий, содержащихся в соколовских пособиях по граждановедению, налицо.

В заключение хотелось бы последовать примеру авторов, предлагающих своим читателям шесть волшебных приемов для удачных переговоров, и дать им пять (на шестой, признаться, меня не хватило) волшебных советов, которые помогут превратить пробные издания в действительно качественный полноценный учебник.

Во-первых, известным теоретикам права нужно быть немножко скромнее и не замахиваться на генетически невозможное скрещивание ужа и ежа, сиречь учебного пособия, приключенческого романа и настольного справочника. Лучше поднапрягитесь и сделайте хорошее пособие, которому будут искренне рады учителя, уставшие от вороха макулатурной продукции всевозможных внедренческих центров.

Во-вторых, определившись с жанром книги, не забудьте определиться с ее адресатом: для детей какого возраста вы пишете? Это позволит вам оптимально подобрать наиболее адекватные для той или иной возрастной группы приемы и способы подачи учебного материала.

Третий совет – маленькая подсказка: по сложившейся в школах вполне разумной традиции правоведческие дисциплины предпочитают вводить в выпускных классах основной школы, то есть в девятых. 14–15 лет – это самый критический возраст, когда более всего нужно правовое просвещение; к тому же уровень развития детей позволяет говорить на достаточно сложные темы, требующие определенной общеучебной, в первую очередь исторической подготовки. А вот нацеливаться на создание курса, рассчитанного на несколько лет обучения, не рекомендую – в новом Базисном учебном плане на такие «архитектурные излишества» просто нет достаточного количества часов. Так что краткость и компактность здесь не только сестра таланта, но и условие широкого общественного признания.

Четвертое: определившись с возрастной адресованностью курса, пригласите в помощники хорошего методиста с большим опытом работы в школе. Он поможет вам согласовать учебный материал с тем, что ученики проходят на уроках по другим предметам, и сделать текст понятным, а не примитивным или сюсюкающим: этого дети не любят. От столь же дорогого вашему сердцу образа Ивана меньшого – разумом большого лучше отказаться: в девятом классе он уж точно вызовет смех и несерьезное отношение к предмету разговора, чего последний совсем не заслуживает.

И, наконец, последнее. Уважаемые авторы, вам стоит очень тщательно «причесать» свой текст, возможно, с помощью того же методиста или кого-то со стороны. Потому что пока в нем есть и фактические неточности, и некорректные с педагогической точки зрения вещи. Так, на с.22 вы говорите, что, когда мы учим уроки, при этом незримо присутствует «правовое правило» (?) об обязательном среднем образовании. Уточняю: после выхода в свет Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) обязательным является основное, а не среднее образование. А во второй и третьей «беседах» пожилая женщина, которой посчастливилось ехать в одном купе с возвращающимся после научной конференции профессором Уголовиным, крайне непочтительно называется «бабка», при этом ее речь передается нарочито карикатурно. Даже если вы не одобряете поведение старушки, не нужно, говоря о ней, подделываться под не самые лучшие образцы разговорной речи: уж чему-чему, а хамству наши дети смогут успешно выучиться и без вашей помощи.

Не думаю, что эти советы помогут преподавателям Санкт-Петербургского института права создать бестселлер на все времена. Однако, если им удастся не растерять свои находки и избавиться от явных недостатков, на книжных рынках появится реальная альтернатива граждановедению. С чем нас всех и можно будет поздравить.

Сергей ПОЛЯКОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru