|
Иванов М. А.
Вступительные экзамены по математике в
гимназиях, лицеях и колледжах. – М.: Кудицобраз,
1999
|
Развитая система подготовки к
поступлению в вуз характерна для российского
образования. При этом, в отличие от западной,
система эта подразумевает раннюю специализацию,
когда вопрос о выборе будущей профессии всерьез
стоит уже перед школьником. Тенденция эта,
похоже, сохраняется и сейчас, поэтому появление
книг по подготовке к поступлению в
специализированные классы средней школы можно
считать закономерным.
В данный сборник включены варианты заданий по
математике, предлагавшиеся в 1992–1999 гг. на
вступительных экзаменах в четыре московские
школы (гимназия, 2 лицея и колледж), которые
являются базовыми для ведущих московских вузов.
В нем более 150 задач, которые снабжены ответами и
подробными решениями.
Основную часть составляют задачи для
поступления в 10-е классы вышеупомянутых учебных
заведений с повышенными требованиями к
математической подготовке. Однако есть два
исключения: в сборник включены два варианта
заданий, предлагавшихся поступающим в девятый
класс лицея № 1502, и два варианта заданий,
ориентированных на выпускников средней школы,
поступающих в Московский финансовый колледж.
Указанная особенность отражает существующее
положение дел: массовый прием в гимназии, лицеи и
колледжи осуществляется именно на базе девяти
классов.
Высокий интерес к этим учебным заведениям
диктует необходимость конкурсного отбора.
Решение этой проблемы также традиционно для
нашего образования. Составители заданий идут по
пути так называемого “усложнения” задачи, то
есть добавления к решению немотивированных
действий, специфичных только для данного набора
коэффициентов или данной геометрической
конфигурации. При этом вероятность выбора
абитуриентом именно такого пути решения резко
снижается, но, с другой стороны, это никак не
характеризует его математическую подготовку, а
скорее зависит от психологической устойчивости
и опыта общения с репетиторами. Представленные в
вариантах задачи имеют в этом смысле различный
уровень сложности, при этом стандартных задач,
требующих всего лишь знания основных
математических формул и умения их применять,
очень мало. Много задач повышенной сложности,
задач с ловушками, задач, требующих
нестандартных методов решения. Встречаются
задачи, которые решит далеко не каждый
абитуриент вуза. Сложность задач, встречающихся
на вступительных экзаменах в гимназии и лицеи,
сотрудничающие с ведущими
финансово-экономическими и техническими вузами,
сопоставима со сложностью задач, встречающихся
на вступительных экзаменах в этих вузах, а иногда
и превышает ее.
Успех на такого рода вступительных экзаменах
определяется не потенциальными способностями, а
в первую очередь длительной и серьезной
подготовкой к ним. Ситуация здесь аналогична
подготовке к спортивным соревнованиям. Поэтому
автор приводит следующие рекомендации по
пользованию книгой.
Представленные варианты нужно решать в
условиях, максимально приближенных к тем,
которые будут иметь место на экзаменах. В первую
очередь речь идет о соответствующем
психологическом настрое и ограниченном резерве
времени, а также запрете на использование
калькуляторов, справочной литературы и т.п.
Необходимо понимать, что хорошие математические
знания, умение решать задачи в спокойной
обстановке, с одной стороны, и умение сдавать
письменный экзамен по математике в
экстремальных условиях с другой стороны – это
далеко не равноценные понятия.
В пособии представлен широкий спектр подходов
к составлению экзаменационных вариантов:
• две задачи средней сложности;
• четыре-пять задач, расположенных в порядке
возрастания сложности;
• четыре-пять задач различной степени сложности,
расположенных в произвольном порядке;
• четыре сложные или нестандартные задачи.
Полезно приобрести навыки решения каждого из
указанных вариантов, чтобы быть готовым к любым
неожиданностям.
Если за отведенный отрезок времени (не более
полутора-двух часов) некоторые задачи варианта
остаются нерешенными, не следует злоупотреблять
заглядыванием в решения. Можно еще раз
попытаться решить эту задачу уже в более
спокойной обстановке, без временных ограничений.
Если задача по-прежнему остается нерешенной,
можно посмотреть ответ, который иногда позволяет
понять идею решения. В любом случае имеет смысл
через какое-то время повторно попробовать решить
какой-то из ранее не решенных вариантов.
Конечно, пособие нельзя считать справочным или
методически исчерпывающим, но данный опыт
несомненно послужит облегчению для школьника
проблемы сдачи вступительных экзаменов в
складывающихся новых условиях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|