Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив

Иванов М. А.

Вступительные экзамены по математике в гимназиях, лицеях и колледжах. – М.: Кудицобраз, 1999

Развитая система подготовки к поступлению в вуз характерна для российского образования. При этом, в отличие от западной, система эта подразумевает раннюю специализацию, когда вопрос о выборе будущей профессии всерьез стоит уже перед школьником. Тенденция эта, похоже, сохраняется и сейчас, поэтому появление книг по подготовке к поступлению в специализированные классы средней школы можно считать закономерным.

В данный сборник включены варианты заданий по математике, предлагавшиеся в 1992–1999 гг. на вступительных экзаменах в четыре московские школы (гимназия, 2 лицея и колледж), которые являются базовыми для ведущих московских вузов. В нем более 150 задач, которые снабжены ответами и подробными решениями.

Основную часть составляют задачи для поступления в 10-е классы вышеупомянутых учебных заведений с повышенными требованиями к математической подготовке. Однако есть два исключения: в сборник включены два варианта заданий, предлагавшихся поступающим в девятый класс лицея № 1502, и два варианта заданий, ориентированных на выпускников средней школы, поступающих в Московский финансовый колледж. Указанная особенность отражает существующее положение дел: массовый прием в гимназии, лицеи и колледжи осуществляется именно на базе девяти классов.

Высокий интерес к этим учебным заведениям диктует необходимость конкурсного отбора. Решение этой проблемы также традиционно для нашего образования. Составители заданий идут по пути так называемого “усложнения” задачи, то есть добавления к решению немотивированных действий, специфичных только для данного набора коэффициентов или данной геометрической конфигурации. При этом вероятность выбора абитуриентом именно такого пути решения резко снижается, но, с другой стороны, это никак не характеризует его математическую подготовку, а скорее зависит от психологической устойчивости и опыта общения с репетиторами. Представленные в вариантах задачи имеют в этом смысле различный уровень сложности, при этом стандартных задач, требующих всего лишь знания основных математических формул и умения их применять, очень мало. Много задач повышенной сложности, задач с ловушками, задач, требующих нестандартных методов решения. Встречаются задачи, которые решит далеко не каждый абитуриент вуза. Сложность задач, встречающихся на вступительных экзаменах в гимназии и лицеи, сотрудничающие с ведущими финансово-экономическими и техническими вузами, сопоставима со сложностью задач, встречающихся на вступительных экзаменах в этих вузах, а иногда и превышает ее.

Успех на такого рода вступительных экзаменах определяется не потенциальными способностями, а в первую очередь длительной и серьезной подготовкой к ним. Ситуация здесь аналогична подготовке к спортивным соревнованиям. Поэтому автор приводит следующие рекомендации по пользованию книгой.

Представленные варианты нужно решать в условиях, максимально приближенных к тем, которые будут иметь место на экзаменах. В первую очередь речь идет о соответствующем психологическом настрое и ограниченном резерве времени, а также запрете на использование калькуляторов, справочной литературы и т.п. Необходимо понимать, что хорошие математические знания, умение решать задачи в спокойной обстановке, с одной стороны, и умение сдавать письменный экзамен по математике в экстремальных условиях с другой стороны – это далеко не равноценные понятия.

В пособии представлен широкий спектр подходов к составлению экзаменационных вариантов:

• две задачи средней сложности;
• четыре-пять задач, расположенных в порядке возрастания сложности;
• четыре-пять задач различной степени сложности, расположенных в произвольном порядке;
• четыре сложные или нестандартные задачи.

Полезно приобрести навыки решения каждого из указанных вариантов, чтобы быть готовым к любым неожиданностям.

Если за отведенный отрезок времени (не более полутора-двух часов) некоторые задачи варианта остаются нерешенными, не следует злоупотреблять заглядыванием в решения. Можно еще раз попытаться решить эту задачу уже в более спокойной обстановке, без временных ограничений. Если задача по-прежнему остается нерешенной, можно посмотреть ответ, который иногда позволяет понять идею решения. В любом случае имеет смысл через какое-то время повторно попробовать решить какой-то из ранее не решенных вариантов.

Конечно, пособие нельзя считать справочным или методически исчерпывающим, но данный опыт несомненно послужит облегчению для школьника проблемы сдачи вступительных экзаменов в складывающихся новых условиях.

Валерий ЗАКОРДОНСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru