Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив

Что мы знаем об истории XX века?

Кредер А.А.

Словарь по новейшей истории. – М.: ЦГО, 1998

Новейшая история – раздел школьной программы, которым, увы, учителям приходится жертвовать больше всего. Часто ли мы успеваем рассказывать своим ученикам про мексиканскую революцию или современную Африку, про экономические теории XX века или важнейшие научные открытия? Увы, увы. И хотелось бы, и важно все это для понимания современного мира, для социализации наших детей, о которой мы так любим говорить, и ученикам эти проблемы часто очень интересны. Но время, программа, часы... Тут бы с отечественной историей разобраться – и то времени не хватает. Вот и получается, что XX век изучается галопом по Европам, Азиям, Америкам. Хорошо еще, если школьники успеют несколько раз заглянуть в учебник, пара обзорных уроков – и хватит.

Вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время, а ведь очень обидно. Так хочется, чтобы наши выпускники обладали сильными гражданскими чувствами, интересовались политикой, понимали, что гражданская позиция и интерес к похождениям прокурора Скуратова – это не одно и то же. Вряд ли гражданское воспитание может считаться полноценным, если подростки при этом ничего не понимают в важнейших проблемах современности и очень смутно представляют себе, что принесло миру и человечеству уходящее столетие.

“Новейшая история” А.А.Кредера, какие бы глупости и мерзости ни сообщали о ней средства массовой информации, остается на сегодняшний день самым качественным, достойным и интересным учебником, посвященным истории XX века. В то же время автор, естественно, был вынужден касаться большинства тем очень кратко, а многие важные проблемы вообще опустить. Теперь А.А.Кредер выпустил в дополнение к своему учебнику “Словарь по новейшей истории”, который если и не может ликвидировать все пробелы в знаниях наших учеников, то, во всяком случае, отчасти решает некоторые проблемы.

Открываю словарь наугад. Статья “Зульфикар Али Бхутто” – здесь, конечно, даны лишь краткие биографические сведения, но сегодня, когда Пакистан чуть ли не каждый день оказывается в сводках новостей, разве не стоит предложить ученикам хотя бы узнать, кем он был?

“Лех Валенса”. Десять лет назад об этом человеке стыдно было не знать. Сегодня его образ потускнел, а между тем, рассказав о нем детям, можно выйти и на разговор о профсоюзном движении, и о крахе коммунистической системы, и о месте религии в современном мире, и о том, какая эволюция происходит подчас с популярными политическими деятелями.

Листаем дальше. “Уолт Дисней”. Вот уж персонаж, который явно ни в один привычный урок не вписывается, а ведь роль его в массовой культуре нашего столетия очень велика, не говоря уж о том, сколько произведений его компании видел каждый из наших учеников. Честно говоря, я была бы не против, если бы мои дети научились отличать создателей “Черного плаща” и тому подобной продукции от автора “Бемби” и “Белоснежки”.

В словаре можно найти статью “Лоуренс Аравийский”. Много ли узнают от нас школьники об этом знаменитейшем персонаже? Да и вообще много ли мы рассказываем им о Первой мировой войне помимо того, что касается участия в ней России? Следующая статья – “Лузитания”. Тоже, между прочим, не последний эпизод той войны, совершенно не вписывающийся в нашу программу, в основном оперирующую перемещениями крупных масс войск.

Конечно, совершенно ясно, что о каждом мало-мальски крупном персонаже или событии XX века рассказать на уроке просто физически невозможно, да и не нужно. Но все же словарь дает возможность отослать к нему учеников, найти необходимую, пусть краткую информацию, подчас просто выяснить, кем был тот или иной человек...

Ясно видны некоторые линии, по которым школьники могли бы работать со словарем.

Во-первых, это политики самых разных направлений. Здесь и Корасон Акино, и Клемент Готвальд, и Чжоу Эньлай, и Гарольд Макмиллан, и многие, многие другие.

Помимо политиков, о которых в учебниках обычно есть хоть какая-то информация, словарь содержит также биографии множества выдающихся деятелей науки и искусства, без которых современный мир просто невозможно представить, а между тем в школьной программе о них нет ни слова. Конечно, короткая статья о Джойсе или Прусте не заменит знакомства с их книгами, но, наверное, лучше все-таки, чтобы дети знали о том, что такие писатели были, и о том, как велика их роль в мировой культуре. Это касается и Бердяева, и Брехта, и Прокофьева, и Ясперса, и Эйнштейна.

Еще одна возможная сфера приложения словаря – знакомство с содержанием разнообразных философских, экономических, политических и художественных течений, так сильно изменивших лицо мира. Пусть школьники узнают хотя бы в кратком изложении, чему учили Макс Вебер и Кейнс, что такое экзистенциализм и государство благоденствия, теория большого взрыва и “культурная революция” в Китае...

Словарь просто наполнен именами и понятиями, из которых, по сути дела, и складывается современный мир. Ферми, Флеминг, Усташи, площадь Тяньаньмэнь, Брежнев, Феллини, Караян, антисемитизм...

Естественно, все эти статьи очень коротки. Что ж, в этом есть свои сильные и слабые стороны. Понятно, что со словарем будут работать не все ученики, а только те, кто заинтересован в углублении своих знаний и получении новой информации. Поэтому, наверное, для них было бы лучше получить книгу большего объема со ссылками на наиболее доступную литературу по волнующей их проблеме. С другой стороны, наверное, краткой информации во многих ситуациях вполне достаточно для наведения справки, знакомства с биографическими данными, выяснения основных идей мыслителя или достижений ученого.

Если бы еще эта книга дошла до школьников. Если бы несколько ее экземпляров можно было поставить на полке в классе, чтобы в любой момент на уроке или после него обратиться за справкой! Будем надеяться, что так оно и будет.

Тамара ЭЙДЕЛЬМАН,
зав. кафедрой истории гимназии № 1567 г. Москвы

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru