Что такое мультивибратор?
|
Головин П.П.
Учимся радиоэлектронике: Экспериментальные
задания по электродинамике. – Ульяновск: РИЦ
«Реклама», 1999
|
Наконец-то вышла книга Петра Петровича
Головина, народного учителя СССР, кандидата
педагогических наук, «Учимся радиоэлектронике»
в издательстве «Реклама» города Ульяновска.
Это книга-пособие, предназначенная для
самостоятельного изучения основ
радиоэлектроники учащимися средних и старших
возрастов дома, на уроках, факультативных и
кружковых занятиях.
Она предлагает учителям физики практические
задания по электродинамике для учащихся 8–11
классов общеобразовательных школ. В настоящее
время книга включена в Федеральный комплект
учебно-методического обеспечения и
рекомендована для использования при обучении
физике в общеобразовательных учреждениях
России.
Но вернемся к истории создания данного пособия.
На базе Ишеевской средней школы Ульяновского
района Ульяновской области в 1990 году была
создана ученическая учебно-методическая и
производственная фирма «Импульс». В двух
классах-цехах с заводским оборудованием на
пятьдесят рабочих мест начали проходить
профессиональную подготовку учащиеся восьмых –
одиннадцатых классов. Программа подготовки
включала и включает сейчас теорию, практические
занятия по усвоению теоретических знаний и
изготовление продукции, при этом учащиеся
сдавали квалификационный экзамен на получение
разряда по специальности «монтажник
радиоаппаратуры и приборов». Оригинальная
методика обучения учащихся практическим основам
электродинамики создана на базе результатов
исследований проблем развития интересов,
склонностей и способностей школьников к
физико-техническому творчеству.
Учителя, которые уже давно работают в школе, как
правило, совсем не знают современной
буквенно-цифровой и цветовой маркировки
приборов, не могут дать учащимся
квалифицированного ответа по вопросам
радиоэлектроники, затрудняются в объяснениях
работы простых современных измерительных
приборов. Обвинять учителей в незнании просто
неэтично. Зайдите практически в любой кабинет
физики. Что вы там увидите? Какое современное
демонстрационное оборудование использует
учитель на уроках? Каким ученическим
лабораторным оборудованием пользуется учащийся?
При проверке кабинетов физики видно, как
морально устарело материально-техническое
обеспечение средних общеобразовательных школ. А
как же молодые специалисты? Ведь они-то должны во
всем современном разбираться? К сожалению,
посмотрев на практику
студентов-старшекурсников, я пришла к выводу, что
они знают еще меньше в этой области, чем учителя
со стажем. Поэтому данное пособие представляет
большой интерес для широких слоев
педагогической интеллигенции.
Обратим внимание на структуру книги. Автор
начинает объяснение электризации с самых
простейших понятий и явлений, то есть любой
читатель может понять данный материал при любом
уровне знаний. Читая книгу, обратите внимание на
картинки-иллюстрации, многим соответствует
поговорка или афоризм. Например: со школьной
скамьи все помнят электрофорную машину, которая
стоит в каждом кабинете физики. С ее помощью
производят разделение разноименных зарядов
трением, автор поясняет работу данного прибора,
используя картинки-мультики и пословицу: «Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда». Параллельное
и последовательное соединение иллюстрируется
соревнованиями спортсменов по легкой атлетике и
т. д.
Попутно автор описывает истории открытий и
предлагает читателю самому провести эксперимент
из средств, которые у него точно дома имеются.
Например: изготовьте источник питания из 5–6
картофелин, проведите аналогичные исследования
с другими корнеплодами. К каждому опыту
прилагается сценарий проведения и подробная
техника безопасности. Интересные данные в связи
с этим приводятся в параграфе: «Человек –
проводник тока». Такие значения физических
электрических величин человеческого тела должен
знать каждый! В Москве ежегодно проходят
всевозможные турниры между учащимися, например:
олимпиады, конкурсы творческих проектов и
интеллектуальный марафон, где ученик должен
показать свои знания по нескольким предметам
сразу. Один из вопросов по физике был: «Как
включены лампы елочной гирлянды?» На такой
простой вопрос правильно смогли ответить только
тридцать процентов учащихся!
Вторая часть пособия рассчитана уже на более
серьезное изучение электротехники: что такое
мультивибратор? как он работает? как можно
сделать его самому? из чего состоит технология
пайки?..
В заключение автор предлагает учителю провести
контрольные задания для проверки усвоения
изученного материала оригинальным способом:
исследовать содержимое «черных ящиков». Ну а это
уже творчество!
Достоинств у данного пособия много,
остановимся на главном: универсальность
применения пособия независима от учебной
программы.
Светлана ЗАКУРДАЕВА,
учитель ЦОЦ № 548
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|