Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив

Что такое мультивибратор?

Головин П.П.

Учимся радиоэлектронике: Экспериментальные задания по электродинамике. – Ульяновск: РИЦ «Реклама», 1999

Наконец-то вышла книга Петра Петровича Головина, народного учителя СССР, кандидата педагогических наук, «Учимся радиоэлектронике» в издательстве «Реклама» города Ульяновска.

Это книга-пособие, предназначенная для самостоятельного изучения основ радиоэлектроники учащимися средних и старших возрастов дома, на уроках, факультативных и кружковых занятиях.

Она предлагает учителям физики практические задания по электродинамике для учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ. В настоящее время книга включена в Федеральный комплект учебно-методического обеспечения и рекомендована для использования при обучении физике в общеобразовательных учреждениях России.

Но вернемся к истории создания данного пособия. На базе Ишеевской средней школы Ульяновского района Ульяновской области в 1990 году была создана ученическая учебно-методическая и производственная фирма «Импульс». В двух классах-цехах с заводским оборудованием на пятьдесят рабочих мест начали проходить профессиональную подготовку учащиеся восьмых – одиннадцатых классов. Программа подготовки включала и включает сейчас теорию, практические занятия по усвоению теоретических знаний и изготовление продукции, при этом учащиеся сдавали квалификационный экзамен на получение разряда по специальности «монтажник радиоаппаратуры и приборов». Оригинальная методика обучения учащихся практическим основам электродинамики создана на базе результатов исследований проблем развития интересов, склонностей и способностей школьников к физико-техническому творчеству.

Учителя, которые уже давно работают в школе, как правило, совсем не знают современной буквенно-цифровой и цветовой маркировки приборов, не могут дать учащимся квалифицированного ответа по вопросам радиоэлектроники, затрудняются в объяснениях работы простых современных измерительных приборов. Обвинять учителей в незнании просто неэтично. Зайдите практически в любой кабинет физики. Что вы там увидите? Какое современное демонстрационное оборудование использует учитель на уроках? Каким ученическим лабораторным оборудованием пользуется учащийся? При проверке кабинетов физики видно, как морально устарело материально-техническое обеспечение средних общеобразовательных школ. А как же молодые специалисты? Ведь они-то должны во всем современном разбираться? К сожалению, посмотрев на практику студентов-старшекурсников, я пришла к выводу, что они знают еще меньше в этой области, чем учителя со стажем. Поэтому данное пособие представляет большой интерес для широких слоев педагогической интеллигенции.

Обратим внимание на структуру книги. Автор начинает объяснение электризации с самых простейших понятий и явлений, то есть любой читатель может понять данный материал при любом уровне знаний. Читая книгу, обратите внимание на картинки-иллюстрации, многим соответствует поговорка или афоризм. Например: со школьной скамьи все помнят электрофорную машину, которая стоит в каждом кабинете физики. С ее помощью производят разделение разноименных зарядов трением, автор поясняет работу данного прибора, используя картинки-мультики и пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Параллельное и последовательное соединение иллюстрируется соревнованиями спортсменов по легкой атлетике и т. д.

Попутно автор описывает истории открытий и предлагает читателю самому провести эксперимент из средств, которые у него точно дома имеются. Например: изготовьте источник питания из 5–6 картофелин, проведите аналогичные исследования с другими корнеплодами. К каждому опыту прилагается сценарий проведения и подробная техника безопасности. Интересные данные в связи с этим приводятся в параграфе: «Человек – проводник тока». Такие значения физических электрических величин человеческого тела должен знать каждый! В Москве ежегодно проходят всевозможные турниры между учащимися, например: олимпиады, конкурсы творческих проектов и интеллектуальный марафон, где ученик должен показать свои знания по нескольким предметам сразу. Один из вопросов по физике был: «Как включены лампы елочной гирлянды?» На такой простой вопрос правильно смогли ответить только тридцать процентов учащихся!

Вторая часть пособия рассчитана уже на более серьезное изучение электротехники: что такое мультивибратор? как он работает? как можно сделать его самому? из чего состоит технология пайки?..

В заключение автор предлагает учителю провести контрольные задания для проверки усвоения изученного материала оригинальным способом: исследовать содержимое «черных ящиков». Ну а это уже творчество!

Достоинств у данного пособия много, остановимся на главном: универсальность применения пособия независима от учебной программы.

Светлана ЗАКУРДАЕВА,
учитель ЦОЦ № 548

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru