Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/1999

Архив

Настало время экологии для средней школы

Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология

Учебник для 5(6) классов общеобразовательной школы

В настоящее время очень много говорится о необходимости экологического образования учащихся. Разработаны программы, введен в некоторых школах предмет экология. Однако по старой отечественной традиции для реализации хорошей идеи есть все, кроме самого главного. А для ученика и учителя главным при изучении предмета является учебник, в котором, собственно, этот предмет и изложен. Вот в этом вопросе хорошая идея экологизации образования все время давала сбой. Имеются учебники для 9–11 классов, в то время как начинать обучение экологии нужно как можно раньше. Начальная школа это поняла давно, и в 1–4 классах экологическое образование введено как часть природоведческого, естественно-научного. И учебники тоже есть (например, А.А.Плешакова).

Однако после ухода детей из начальной школы следовала пауза до 9, а то и до 11 класса, в которых изучаются основные экологические закономерности. Поэтому нельзя не приветствовать появление учебника по экологии для 5(6) классов. Двойное предназначение отражает следующий подход: если в школе имеется предмет экология, то этот учебник изучается как основной в 6 классе. Если такого предмета в школьном расписании нет, то данный учебник вполне может заменить привычное природоведение, тем более что материал, в нем содержащийся, соответствует программе.

Авторы учебника постарались при изложении материала рассмотреть многие физические, химические, природные явления через призму воздействия их на различные организмы, населяющие тот или иной ландшафт. Этот подход интересен тем, что позволяет школьникам относиться к сообщаемым фактам не только как к информации, которую нужно знать, но и помогает им разобраться в причинно-следственных связях в природе, осознать взаимозависимость всего живого. А ведь именно это является краеугольным камнем экологического образования.

Интересна структура параграфов. Они не подразделяются на пункты, что является, на мой взгляд, очевидным минусом восприятия учеником текста. Однако в конце каждого параграфа имеется резюме под заголовком “Это надо знать”. Прочитав текст параграфа, ученик прочитывает его еще раз в краткой форме, в пересказе. Это позволяет решить многие проблемы с собственно ученическим пересказом, необходимым для успешного усвоения материала.

Достоинством параграфов является и перечень терминов, с которыми ученик столкнулся в тексте, помещенный на полях. Все это опосредованно и постоянно приучает ученика к тому, как правильно нужно работать с текстом, как вести краткие записи, куда нужно выносить слова, требующие разъяснения. Данные умения обязательно пригодятся ребенку в дальнейшей учебе, особенно в старших классах.

Среди недостатков учебника бросается в глаза странная нумерация параграфов. Каждая тема начинается с первого параграфа. Все-таки мы все приучены к тому, что нумерация параграфов в учебнике единая, сплошная. Это как бы объединяет в одно целое все темы учебника. Традиция есть традиция, и ее без особого основания нарушать не стоит. Другой минус – отсутствие в учебнике экологических задач или на моделирование ситуаций. Главная цель экологического образования – научить ученика прогнозировать ситуацию, выявлять последствия тех или иных изменений в экосистемах. А в тексте параграфов – лишь констатация фактов, в вопросах после параграфа – требования пересказа прочитанного. Все это хорошо, добротно, но несколько старовато. Сейчас учебник для ученика уже не является единственным источником информации. Поэтому учебник должен обучать детей не только самому предмету, но и приемам поиска информации, проверки ее достоверности и т.д. С этой точки зрения учебник выглядит устаревшим, стоящим в одном ряду с хорошими традиционными учебниками советской школы, которые сейчас сходят со сцены именно из-за морального старения. Их тексты поучают, а не учат.

Однако данный учебник содержит огромный пласт экологической информации, изложенной доступно для уровня пятиклассника. И я бы посоветовал родителям и детям использовать его как дополнительную литературу при изучении, например, природоведения в 5 классе, биологии в 6 и 7 классах. Учителям стоит внимательно ознакомиться с текстом учебника, содержащим большое количество материала, и использовать идеи, предложенные в новом учебнике, в преподавании традиционного курса биологии.

Павел СКВОРЦОВ,
учитель биологии средней школы № 17 Воскресенск

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru