Командировка в область педагогического
поиска
В псковских школах инновационные эксперименты
для учителей уже становятся привычным и
необходимым делом
|
Псковская область:
489 общеобразовательных школ, 305 ДОУ, 18 спецшкол
и школ-интернатов, 59 учреждений дополнительного
образования, 31 учреждение начального
профессионального образования и 17 средних
профучилищ, 14 вузов и филиалов, 11 гимназий, 10
лицеев, 42 школы с углубленным изучением
предметов. Более 20 процентов детей учатся в
учреждениях инновационного образования. 60
учебных заведений имеют статус инновационных
площадок.
|
|
Когда далеко от Москвы (или не очень
далеко – половина суток на поезде), и поздний
закат, и ранняя ночь, и тротуары в наледях, и
совсем другая жизнь – более строгая, ясная и
простодушная, то люди на улицах на вопросы о
жизни отвечают с таким неизменным тихим и
убедительным достоинством: «Живем как выходит».
Выходит, конечно, по-разному. Но всякая
командировка в регионы лишний раз подтверждает
правоту давнего, хотя и полузабытого тезиса о
том, что не только провинция, но и вся страна
держится за счет земства, земской интеллигенции
– врачей, учителей, культурных работников.
В Пскове особенно ощутим дух земской традиции:
именно сельские и районные учителя стали
центральными персонажами регионального
образовательного пейзажа. И здесь же становится
очевидно, как сильно они изменились за последние
годы. И наблюдаешь вещи удивительные: идеи и
содержание земской деятельности давно уже вышли
за рамки просветительского контекста и работают
теперь в научно-исследовательской парадигме.
Полноценно. Серьезно. Убедительно.
Новые времена?
Новая формация?
Новые люди?
Нет, люди все те же. Но учителям Псковщины, по
всему судя, крупно повезло с ИПКРО. С областным
Институтом повышения квалификации работников
образования, который есть в каждом областном
городе. Где-то это до сих пор рудиментарная,
вполне самодостаточная и очень советская
структура. В Пскове – инновационный, творческий
и внедренческий центр, своего рода местная
«Эврика»…
7-я областная конференция ПОИПКРО
«Педагогический поиск. Традиции, инновации,
результативность» началась так. На пленарном
заседании ректор ПОИПКРО Л.К.Фомичева сказала
невозможную вещь: о том, что начинается процесс
перехода инновационной деятельности в
традиционную.
То есть о том, что педагогический эксперимент
превратился из локального опыта в норму, в
естественное обстоятельство школьной жизни.
Круто, подумала я. Не гипербола ли?
Но на конференцию приехали 400 педагогов –
учителя, работники центров, работники дошкольных
образовательных учреждений, психологи и
управленцы (в прошлом году – 178). Каждый – с
докладом, причем совсем не дежурного характера, с
изложением собственного инновационного опыта.
Работали в пятнадцати секциях. Спорили. Не
успевали с регламентом. Жадно общались.
На третий день командировки после посещения
школы, разговоров с учителями, управленцами и
горожанами стало ясно: не гипербола, не фанфары,
не вывеска.
А скорее констатация очевидного.
В ПОИПКРО еще восемь лет назад почувствовали,
что потенциал как академической, так и
ведомственной науки и живая школьная реальность
находятся меж собой на огромной дистанции. Идеи и
разработки, как правило, не доходили до
учителя-практика, а когда доходили, он при всем
своем энтузиазме не знал, что с ними делать.
Главным направлением своей работы ПОИПКРО
выбрал программу «Учитель-исследователь». Были
созданы ВНИКи – временные
научно-исследовательские коллективы, где
работали ученые, профессионалы высокого класса,
которые разрабатывали проекты внедрения
передовых научных идей в непосредственную
школьную практику.
По сути дела, это было воспитание активной
интеллектуальной позиции учителя. В рамках
проекта “Учитель-исследователь” были
задействованы 15 тысяч педагогов (178 из них –
отличники-методисты). Педагоги из самых дальних,
самых медвежьих углов получили возможность не
просто учиться на сессиях обучающего характера,
семинарах и практикумах, но и практически сразу
заявить о собственных идеях, стать соавторами,
соразработчиками новых программ и курсов.
– Есть два мифа об отношениях науки и учителя,
– говорит Людмила Кузьминична Фомичева. –
Первый: учитель просто воспринимает научную
идею, но не способен транслировать ее в практике.
Это неверно: мы убеждаемся, что учитель в любом
возрасте способен пересматривать весь свой
педагогический опыт, перестраивать всю свою
деятельность. И второй: учителю нужна не наука, а
методика. Тоже неверно: сейчас мы убеждаемся, что
достаточно широко проявляется новое
педагогическое мышление – прогрессивное,
активное, действенное. Учитель ищет поддержки в
себе самом, но если мы оставляем его наедине, он
гаснет, выгорает.
Мне показалось очень значимым еще и такое
обстоятельство: на территории ПОИПКРО учителя
получили возможность не только повышать
квалификацию, творить, сочинять, проектировать,
но и общаться. Появилась тусовка – жизненно
необходимая, пусть и временная, среда общения,
обмена, продуцирования идей, сюжетов и сомнений.
Разобщенность, отчужденность
педагогов-исследователей – одна из самых
тяжелых проблем педагогического сообщества, и
ежегодные областные фестивали (какими, по сути, и
стали уже конференции ПОИПКРО) способны хоть в
какой-то степени помочь учителю приобрести
друзей и единомышленников.
Билингвистическая гимназия Пскова (она
единственная, без номера) – уникальное учебное
заведение. Забавно: не ограничившись одной
только работой по методу доктора Ховарда
(обучение на двух языках), администрация школы
ввела и метод модульного проектирования, и
элементы диалога культур, Монтессори-педагогики
и даже вероятностных технологий Александра
Лобка.
Хаос, эклектика, гремучая смесь? В любом случае
отражение тех интенсивных концептуальных
поисков, которые ведет педагогический коллектив
под руководством доктора педагогических наук
Татьяны Владимировны Светенко. По заверению
учителей (средний возраст – 25 лет), все эти
элементы вполне эффективно функционируют при
условии структурированного, осмысленного
подхода. Например, очевидно, что вероятностные
технологии не могут быть интегрированы по
определению – ну а почему бы не заняться
стилизациями, – и вот они уже версифицируют
“Слово о полку...”.
Папа-предприниматель подарил школе две тысячи
долларов. Можно было бы сделать ремонт, заменить
хотя бы рваный линолеум, но школа купила… пасеку.
И теперь у всех детей на столе мед. Думают
разводить индоуток: «Вы пробовали? Изумительное
мясо…»
И при этом – мощная исследовательская работа,
профессиональная рефлексия: каждый учитель
работает над своим проектом, каждый что-то
изобретает, простраивает. Сочинение собственной
школы – что может быть увлекательнее?
Психологический центр «Актис» при ПОИПКРО –
тоже в некотором роде уникальная структура. В
штате три человека, а поддержку получают не
только школьные психологи области, но и
учителя-предметники. «Мы работаем на идею
психологической компетентности учителя, –
говорит руководитель центра Любовь Николаевна
Егорова. – Учитель инновационной школы должен
постоянно учитывать психоэмоциональный фон
класса, семьи – без этого неизбежна невротизация
ребенка, то есть он становится необучаемым».
Но, пожалуй, самое главное: тренинги
личностного роста и другие занятия “Актиса”
помогают учителю создавать, моделировать и
прогнозировать ситуацию детского успеха. И, что
не менее важно, выработать устойчивость к
неуспеху, создать некоторый иммунитет против
психотравм, которыми так богата школьная жизнь.
Последнее особенно важно. Установка на успех
ребенка тоже характерна для псковского
образовательного пространства. Пожалуй, еще не
приходилось так много слышать от разных людей, в
разных аудиториях и по разному поводу о
стратегиях моделирования детского успеха. О том,
что успех должен быть обусловлен – и даже
обеспечен! – не способностями или трудолюбием
учеников, но профессиональными и нравственными
усилиями самого педагога.
Новый канон? – спросит читатель. Или, как
выражаются юные, «новая фишка»?
Ответим: побольше бы таких канонов и таких
фишек. Если удача и неудача ребенка будут в
равной степени сакральными понятиями для школы,
будут осмыслены как ценность, а не как оценка, не
изменится ли от этого все российское
образование?
Псков – город слегка заторможенный, степенный,
медлительный. Здесь все по правилам: Пушкин у
входа в Летний сад стоит, рядом сидит Арина
Родионовна. Псковский кремль – коренастый,
низкорослый – выложен из белого известнякового
камня, и нужно очень вглядываться, чтобы увидеть
хоть какие-то декоративные элементы. И так во
всем: декора мало, зато какая основательность…
В Пскове не любят быстрой езды и вдумчиво
относятся к всевозможным новациям.
Может быть, поэтому новации идут полным ходом.
При том, что проблем в области не меньше, чем в
других, если не больше. Но… «У нас есть проблемы,
трудности, но нет отчаяния, – уверенно и даже
бодро сказал заместитель начальника областного
управления образования Николай Николаевич
Соловьев. – Никогда еще в области не было такого
интеллектуального подъема, как сейчас».
Задержка зарплаты на два месяца – но раньше
ждали шесть. Во многих сельских школах туалеты на
улице и нет централизованного отопления и воды –
зато за три года выделено 130 школьных автобусов
для подвоза сельских школьников. Сокращается
количество первоклассников – но ученики
сельских школ проходят очно-заочные сессии в
специальном центре для одаренных детей,
выигрывают олимпиады, поступают в вузы; в
районных и сельских школах не хватает
преподавателей – зато районы оплачивают целевую
подготовку студентов для села… Не хватает жилья
для учителей – но каждый год вводят в строй новые
объекты: то пристройку к школе, то интернат, то
ферму… И так далее. Жизнь как жизнь.
…Про жизнь я спросила у горожан на улицах. Они
отвечали спокойно, обстоятельно и
доброжелательно. На фоне голубых предвыборных
простыней эти люди выглядели слегка усталыми, но
каждый упоминал с гордостью, что через три года
городу исполнится тысяча сто лет, и приглашал на
торжества. На вопрос о том, что у них в городе
безусловно хорошо, они отвечали, слегка подумав:
«Да вот разве у детей учителя хорошие. Добрые
очень». И все – так мало, так много. И, наверное,
псковичам, как и жителям райцентров и сел, нет
дела до того, что происходит в маленьком старом
особняке на улице Гоголя, в здании ПОИПКРО.
А там происходит обыкновенное
жизнестроительство – построение мира, где
добрые и умные учителя учатся проживать
настоящее время.
И мы туда еще вернемся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|