Информатизация: модная тема, или реальная
помощь образованию?
Что сегодня означает информатизация
образования? Только ли дань современности или
совершенно необходимая составляющая школьной
жизни?
Многие программы, касающиеся тех или иных
изменений в образовании, представляют собой
перечень лоббируемых определенным ведомством
мероприятий. Но в области информатизации
образования все выглядит по-другому. Взгляды,
идеи, методы модернизируются так часто, что
никакая ведомственная вертикаль их не удержит.
Потому, вероятно, и имеем мы сейчас в учебных
планах «образовательный компонент информатика».
И если к Базисному учебному плану подходить
чисто административно, то можно рассуждать
приблизительно так. Раз есть такой компонент
«информатика», значит, должен быть учебный
предмет. Необходимо внести его в расписание
уроков, организовать посещение занятий. И чтобы
все основное, что есть в этой дисциплине, было
освоено детьми. Эта неверная установка может
стать основной в программах по информатизации
образования. Главные мероприятия такой
программы – оснастить как можно большее
количество школ техникой, какой именно – не
столь важно. Обоснование этого подхода очевидно:
без компьютера сегодня никуда.
Но эффективно ли изучать информатику в режиме
учебного предмета, если фактически речь идет об
освоении детьми особого средства сбора,
хранения, распространения и использования
информации?
Дети не знания о компьютере должны получить в
первую очередь, а то, как использовать компьютер
для добывания знаний.
Тогда и информатика должна быть некоторым
свободным пространством в школе, с помощью
которого каждый ребенок мог бы удовлетворить
свою потребность в информации. Вся ценность
удовлетворения этого интереса не в навязывании
взрослыми той или иной, пусть даже очень нужной и
важной информации, а в умелом сопровождении
детского интереса. Только тогда новый инструмент
добывания и использования информации становится
значимым.
Если интерес к информации возникает у детей как
личностно значимый, то и компьютер будет освоен
ими как нужное и толковое средство работы с
информацией.
Что в связи с этим должны понимать разработчики
региональных программ информатизации
образования?
Во-первых, поскольку компьютер – это прежде
всего инструмент для общения, то нужен он тем, кто
наиболее заинтересован в поиске
единомышленников, в представлении собственного
опыта другим. Поддерживать нужно не одинокие
школы, пусть и имеющие задел в преподавании
информатики, а те образовательные учреждения, в
которых реализуются различные образовательные
проекты, особенно если они реализуются с
участием детей. Не менее важно поддержать и
педагогические проекты школ. Тогда
эффективность актуальных вопросов образования
значительно возрастет. А шансы, что в это
обсуждение будут вовлечены не только учителя
информатики, имеющие доступ к Интернету, но и
другие педагоги, увеличатся.
Во-вторых, необходимо место, где
концентрируется информация о педагогических
проектах. Это может быть специальный
Интернет-узел (сайт) программы информатизации.
Здесь должны быть и вопросы, ответы на которые
нужно находить в практике образования: каким
должен быть попечительский совет школы? как
защититься школе от инспектора? какие новые
финансовые схемы эффективно осваивать? и т. д.
Здесь же можно помещать тексты наиболее
интересных образовательных проектов. Неплохо,
если информация министерства и правительства
также будет размещена на этом сайте (приказы,
распоряжения, новые тарифные сетки и др.). Самое
интересное, что все это не так дорого, как
кажется. Значительно больше денег уходит на
проведение отчетов, инспекторских проверок и
прочих важных и нужных аттестаций и
аккредитаций.
В-третьих, необходимо учесть, что придется
потратить время на подготовку участников
проектов. Для этого нужно провести специальные
курсы, семинары для проектантов. Лучше всего,
если в проектных группах будут участвовать и
управленцы, и учителя информатики, и любые другие
педагоги, и даже сами дети. Для сельских школ
особенно важно и то, чтобы в таких группах
работали технические консультанты. Ведь на селе
самое трудное – проконсультироваться по тому
или иному вопросу, что так необходимо в деле
освоения компьютерной техники. А что если школе
разрешить на 3–4 часа в неделю привлекать такого
технического консультанта из какого-нибудь
райцентровского банка, например? И школе польза,
и дело информатизации образования развивается.
Глядишь, найдутся деньги и на совершенствование
оборудования.
Практика общения через Интернет должна
складываться как необходимая составляющая для
обмена информацией и взаимодействия
образовательных учреждений. Только тогда
информатизация образования имеет шанс
превратиться из модного лозунга в сущностный
элемент школьной жизни.
Остается ответить на вопрос одного мудрого
ослика: и какой из этого следует вывод?
На мой взгляд, он может быть таким.
Какие бы программы мы ни создавали, главное –
что будет происходить с реальными детьми в
реальных школах с помощью реальных учителей. И
если уж расходуются деньги на такие программы, то
пусть они расходуются с пользой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|