Подростки 80-х и подростки 90-х. Есть ли
разница?
– Еще какая! – утверждают социологи. – У молодых
резко поменялись представления
о соотношении материальных и моральных
ценностей. Деньги для них теперь
предпочтительнее. А ведь совсем недавно
общественный смысл будущей профессии был важнее.
Они говорили: «мечтаем о творчестве» и «хотим
стать нужными».
А сегодня: «много зарабатывать», «разбогатеть».
Даже в кумиры выбирают
не умных и талантливых, а хитрых и ловких, крутых.
Хорошо, что мы любопытные и не поверили на слово.
Сами в народ отправились.
Опрос провели по методу «неоконченных
предложений». Анкетируемым не навязывались
возможные варианты ответов, а предлагалось самим
завершить несколько фраз.
Крутой – это…
11 класс:
«…не просто дяденька с толстенной золотой
цепочкой на толстой шее, а человек, который
работает в поте лица, чтобы стать таким. Обидно,
что у всех сложился стереотип – «пальцы веером,
сопли пузырями». Среди них есть и нормальные. У
них даже можно поучиться работать».
«…маска, реакция на окружающий мир, подчас никак
не связанная с настоящим внутренним образом
человека».
«…человек, который вхож в различные
общественные круги. У него есть деньги и
источники их приобретения. Он не нуждается ни в
чем, уверен в себе, везде был. Не напрягает в
общении, хотя имеет к этому все основания».
«…считается, что он влияет на общество своим
кошельком. Я же думаю, что те, у кого толстенные
пачки купюр и три машины, как личности не
состоялись. Но есть и другие. Они не афишируют
свои достоинства, живут тихо, работают, любят
своих друзей и родственников и всегда приходят
на помощь».
«…тот, кто курит, пьет, ругается матом, сорит
деньгами и говорит на русском языке с диким
акцентом».
«…обычный человек, просто строит из себя…»
«…человек, который смотрит на других сверху вниз
и ему на всех наплевать».
«…тот, кто выделяется. Хочет, чтобы его уважали,
но добивается этого не умом и талантом, а кулаком
и деньгами».
«…человек, который прикрывает свои недостатки
деньгами».
10 класс:
«…у него много разных связей, есть кому выручить
в нелегкой бандитской жизни».
«…стильный мужик».
«…носит крутую одежду, использует только крутые
слова и постоянно показывает свои крутые
выкрутасы».
«…на лбу написано: безнадежно крут! Глаза
светятся недоступностью, а его кожа лопается от
напряжения, как скорлупа переваренного яйца. Ему
кажется, он – лучший, а вот в чем – и сам не
осознал».
«…стильно одет, с кучей денег, может дать пинка
любому в школе».
«…крутым быть не так уж и плохо».
«…он может вести себя, как захочет».
«…ну и что? Здесь ты крут, а там – полный идиот».
«…все, чего он добился, – результат его
собственных нечеловеческих усилий».
«…у него на лице написано: ну какой же я клевый
парень!»
8 класс:
«…он наезжает на всех».
«…бандит и мафиози. За ним постоянно охотятся
менты».
«…такие люди не имеют представления о законах и
порядке. У них маленький словарный запас,
состоящий из неприятных слов, а алфавит
начинается с буквы “я”».
«…издевается над людьми, мускулы накачает и
начинает строить из себя крутого. То есть – бьет
всех подряд».
«…носит малиновый пиджак, устраивает разборки
по ночам, травит врагов. Думает, что его все
боятся. А я тут недавно видел, как дедушка на
«Запорожце» лихо обогнал крутой «Мерседес». Вот
дедушка – настоящий крутой».
«…у него прикольные взгляды на жизнь».
«…человек, который поставил перед собой цель и
добился ее. Он привык сам решать свои проблемы и
требует того же от других».
«…панк, он ходит в крутой косухе и ботинках,
мочит всех бакланов и пельменей, чтобы не
выпендривались».
7 класс:
«…герой, в одиночку справляющийся с толпой злых
дяденек, ездит на мотоцикле».
«…чувак, у которого несколько машин, винный
погреб, пистолет и дача».
«…высокий человек с белыми волосами, синими
глазами, в спортивном костюме, кроссовках, с
короткой шеей, а еще у него есть друг Леша
Перепелкин».
«…стильный, красивый, тупой человек с сотовым
телефоном. У него всегда куча денег в карманах. На
перемене его можно застать в туалете с сигаретой
в одной руке и бутылкой пива в другой».
«…одевается по последней моде, а в голове у него
ни бум-бум».
«…придурок на машине, ругается и обижает
маленьких детей».
Ему легче живется, потому что…
11 класс:
«…может многое себе позволить. В детстве был
лишен всего, рос в бедности. А в один прекрасный
день дал себе клятву: я обязательно разбогатею, и
мои дети ни в чем не будут нуждаться!»
«…крутые же думать не умеют, вот и живут
беззаботно».
«…на нем столько ответственности, что можно
повеситься».
«…да ну, имидж крутого требует определенного
поведения, приходится бороться с собой
настоящим, а жить в постоянной борьбе не очень
весело».
«…нам только кажется, что им легче живется.
Двадцать четыре часа в сутки следить за собой, за
другими, никогда не расслабляться – не жизнь, а
каторга!»
«…наоборот, труднее. Не можешь же ты все время
делать вид, что ты самый умный, самый богатый,
самый удачливый. Устанешь. И сразу попадешь в
идиотское положение».
10 класс:
«…если презирать всех остальных, жить намного
легче».
«…держаться на плаву, цепляться зубами за
достигнутое – безумно трудно».
«…постоянные разборки с пистолетами и кулаками,
чего же тут хорошего, если тебя все время бьют?»
«…а если найдется кто-то более крутой?»
«…даже положиться не на кого».
«…крутой наглее других, а в нашей жизни именно
таким и нужно быть».
«…он не может выказать свою слабость, боль,
страх. Он должен быть всегда веселым и смелым,
жуть!»
«…как только деньги кончатся, крутой останется
один».
«…настоящий крутой – не обязательно богатый, а у
нормальных людей всегда есть проблемы».
«…его все боятся и ненавидят».
8 класс:
«…замучаешься думать, куда все эти деньги
девать».
«…сначала ему хорошо, потом становится плохо. Он
начинает пить, принимать наркотики. И умирает».
«…некоторые считают крутого психом и идиотом».
«…они могут спокойно украсть, убить, и им за это
ничего не будет. Мне их очень жалко. Для меня
главное – уважение, любовь и помощь друзей».
«…легче, потому что ему все завидуют и боятся, а
он никого не боится и не стесняется, поэтому в
жизни и добивается многого».
«…легко ли жить человеку, которого все
обманывают и над которым смеются?»
7 класс:
«…крутые плохо учатся, не успевают делать уроки,
ведь им приходится часто ходить на разборки. С
другой стороны, на них даже пальцем показать
страшно, все их обходят стороной».
«…легче, конечно, – у него есть старший брат,
компьютер с Интернетом и куча денег. Зато
настоящего друга у него нет».
«…много телохранителей, жизни никакой, как
правило, падает с пулей во лбу».
«…даже не знаю, я такой еще не стала».
«…приличные люди к нему не подойдут, но я человек
неприличный, поэтому меня это не касается».
«…когда попадает в милицию, может дать взятку,
приятно».
Я хотел бы стать крутым…
11 класс:
«…чтобы меня уважали».
«…нет, не хотел бы. Неужели нужно объяснять,
почему?»
«…я хочу быть и стану крутым в своей профессии –
военного врача. Мне понадобятся крутые черты
характера – хладнокровие, выдержка».
«…еще чего! Выполнять чьи-то мерзкие требования
по первому зову не хочется».
«…не люблю “Мерседесы” и завистников, но все
равно хочу быть крутым, потому что у них куча
денег и красивых девушек».
«…быть крутой глупо, противно и опасно».
«…простым человеком быть веселее и интереснее».
«…а я хочу быть крутым мужчином».
10 класс:
«…хочу быть женой крутого. Иметь две машины, три
квартиры, бриллианты, семь шуб и ни о чем не
думать!»
«…я и есть такая».
«…будь проще, и народ к тебе потянется!»
«…хотел бы быть крутым, в смысле: умным,
продвинутым, увлеченным».
«…хотела бы, чтобы понять и осознать, насколько я
умна, несмотря на свою тупость. И всех покорить
своей крутостью!»
8 класс:
«…крутые всегда в опасности, их убивают из-за
денег и крутизны. А я хотел бы быть нормальным
богатым человеком».
«…я мечтаю о хорошей, обеспеченной жизни. Но
добиваться этого нужно каким-то другим путем».
«…сложно все это».
«…да, чтобы помочь в трудную минуту друзьям и
родственникам».
«…этот стиль жизни мне не подходит».
«…не хочу, чтобы всякий милиционер тормозил меня
на каждом перекрестке, а в магазине обвешивали на
триста долларов».
«…я и так неповторима».
7 класс:
«…не по мне каждый день тусоваться, получать
двойки и заниматься всякой ерундой. Поодиночке
они не такие уж и крутые, другие их все время
отлавливают и бьют».
«…я хотела бы стать крутой, чтобы на меня наконец
хоть кто-нибудь обратил внимание».
«…не хочу, чтобы меня боялись».
«…куча денег – хорошо, но умирать за это не
хочется».
«…ни за что! Крутые меня бесят. В школе у нас есть
одна такая. Всех достает. А сама из себя ничего не
представляет».
«…чтобы меня уважали и опасались
старшеклассники».
«…мне хочется стать полукрутым, потому что моя
жизнь мне наполовину нравится».
Ответы ребят из Москвы и Санкт-Петербурга
внимательно изучала
и отбирала самые интересные Ольга КРЮКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|