Погладить лошадь, чтобы вернуться в мир
Больной ребенок постоянно получает
негативный опыт. Он идет от неудачи к неудаче.
Навыков общения, которые постепенно накапливают
обычные дети, у него может просто не быть, потому
что он изначально делал что-то неправильно или
вообще не мог сделать. Но выход есть. Он
называется экосистемная среда.
Чтобы активизировать адаптивные силы детей с
аномалиями развития, в реабилитационном
экоцентре “Солнечный мир” так организовали
весь уклад жизни, что любой ребенок может
получать из окружающего мира информацию, которая
в обычных условиях ему недоступна. В
реабилитации это называется средовым подходом.
Больной ребенок помещается в среду, где все
настроено на его развитие. Не вдаваясь в
подробности довольно сложной концепции, отмечу,
что в жизни экосистемная среда выглядит просто и
привлекательно. Мастерские, изостудия, театр,
домашние животные – лошади, козы, кролики, гуси,
куры. И декоративные – рыбки, черепахи, уж. Все
сосредоточено в одном месте, ограничено
пространственными рамками.
Педагоги заметили, что дети, которые ни с кем не
разговаривают (или вообще пребывают в
перманентной полудреме), заметно оживают возле
лошадей. Наблюдение взяли на вооружение, и в
летнем лагере завели козу, кроликов, ну а кошки с
собаками сами откуда-то набежали. Попытка
наладить общение ребят с животными увенчалась
успехом: дети с самыми разными отклонениями
охотно и легко вступали с ними в контакт. И если
диалог между маленьким аутистом и взрослым не
возникал никогда, между аутистом и другим
ребенком получался крайне редко (и чаще всего
носил либо агрессивный, либо односторонний
характер), то с животными аутист выстраивал его
вполне успешно.
* * *
Коррекционные педагоги и психологи бьются над
вопросом: что такое норма? Чего добиваться от
больного ребенка? Понятие функциональной нормы
определяется социальным заказом. Если ребенок не
ходит – должен ходить. Не говорит – должен
заговорить. Критерии продиктованы социумом, но
только часть из них естественна, другая –
сиюминутна. И определяется текущим состоянием
жизни. А жизнь сегодня ускоряется, значит, нужно
быстро ориентироваться в потоке информации,
выхватывать необходимое и быстро его
перерабатывать. Эту гонку выдерживают только
самые сильные, кто послабее – просто сходит с
дистанции. Но родись этот не слишком
приспособленный к современной жизни человек с
нарушениями поведения лет 50 назад, скорее всего
сошел бы за здорового. И его отклонений просто не
заметили бы, потому что темп жизни был иным. У
людей было больше времени выслушать его и понять.
Сейчас же социум предъявляет жесткие требования:
ты должен уметь то-то и то-то, иностранный
свободно, Интернет и так далее. И всем некогда –
надо везде успеть. При таком раскладе умственно
отсталый ребенок просто выпадает из общего
потока жизни, хотя для него и предусмотрена
специальная система образовательных учреждений.
Что происходило с таким ребенком лет двести
назад? Когда умственно отсталому ребенку
исполнялось 5–6 лет, его отправляли пасти гусей.
Но он не занимался этим всю жизнь, лет через
десять его определяли в подмастерья. Начинался
качественно новый этап жизни.
Коррекционных педагогов рядом с ребенком в полях
с гусями не было, а он каким-то образом все-таки
развивался. Как? Этим вопросом заинтересовался
автор идеи экосистемной реабилитации Игорь
Шпицберг и пришел к выводу, что жизненные навыки
у такого ребенка формировались в процессе
естественного взаимодействия с природой.
* * *
В коре головного мозга человека каждая
конкретная функция представлена топически.
Получается: этот участок отвечает за то, чтобы,
скажем, делать вращательные движения кистью
правой руки, а этот – за подмигивание левым
глазом. Если какой-то участок коры головного
мозга поражен, по идее соответствующая функция
разрушается, возникает расстройство. Но факты
свидетельствуют об обратном: бывает, в раннем
детстве мозг поражен, а функция – вот она, есть!
Проведенные учеными исследования показали, что
соседние участки коры головного мозга берут на
себя функции пораженной части, несмотря на то что
в них изначально заложена другая программа.
Это и есть компенсация, а вывод таков: в живой
материи заложена возможность к
самовосстановлению. Что и используется в
системной экореабилитации.
Иными словами, в специально выстроенной для
больных детей среде должно происходить развитие
и восстановление нарушенного. Опираясь, конечно,
на базовые основы, которые целы.
* * *
Младенец, у которого механизмы восприятия не
нарушены, нарабатывает опыт общения, провоцируя
взрослых на разные эмоциональные реакции.
Захныкал – мама подошла. Бросил на пол фаянсовую
чашку, она разлетелась на множество осколков,
мама вскрикнула – здорово! Бросил металлическую
– загремела, но не разбилась. И мама не
вскрикнула – неинтересно. Так шаг за шагом
формируется опыт обратных связей, незаменимый в
общении.
Ребенок с нарушениями развития постоянно
получает негативный опыт. Он идет от неудачи к
неудаче, в результате формируется аутоподобное
поведение. А базового опыта общения, который
постепенно накапливал здоровый ребенок, у него
может и не быть, потому что он изначально делал
что-то неправильно или вообще не смог сделать.
Однако программа развития (на клеточном уровне)
заложена не только у здоровых, но и у детей с
нарушениями. Правда, реализуется она позже. Когда
же десятилетний мальчик начинает вести себя как
трехлетний, окружающие не всегда правильно
реагируют: он ведь большой! А ему нужно, чтобы с
ним общались как с маленьким! В этом случае
животные просто незаменимы: они дают больному
ребенку ту обратную связь, которая ему
необходима и в которой ему отказано. Тот опыт,
который здоровые дети получают среди людей,
детям с нарушениями развития дарят животные.
* * *
В летнем лагере экоцентра есть лошади, коза,
кролики, гуси, куры, кошки с собаками. Дети
ухаживают за ними, играют, кормят. Убирают в
денниках, делают в мастерских кормушки. Берут с
собой на прогулки и вообще всюду, куда сами идут.
Каждый выбирает то животное, которое ему
нравится. А если ребенок всех животных боится,
ему предлагают просто погладить кролика или
лошадь, покормить козу.
Для того в лагере и завели разное зверье, чтобы
прорвать кольцо изоляции. С людьми больным детям
трудно. Животные же более открыты, рады любой
ласке.
“Классический принцип кружка юных натуралистов
– усадил детей, показал зверюшку, рассказал о ней
– здесь не годится, – поделился впечатлениями
педагог Александр Васильев. – Каждый ребенок
по-своему реагирует на животных, и неизвестно,
что будет в следующий момент. Живет у нас уж, он
полинял. Объясняю: змея скинула старую одежку, у
нее наросла новая. Испугались, заплакали. Другой
случай: принесли родители чучело ежа. Дети опять
зарыдали – ежа жалко.
У наших подопечных чувства обострены, животных
они воспринимают как близких существ, поэтому и
взаимопонимания больше, чем обычно. Когда видишь,
как ребенок с отклонениями в развитии общается с
лошадью, ощущаешь единство всего живого”.
Наибольший интерес к животным проявляют дети с
церебральным параличом. Во многом предпочтения
определяются темпераментом ребенка.
Расторможенному мальчику не по возрасту
маленького роста больше всего нравятся мелкие
шустрые жучки, а крупный грузный парень любит
находиться рядом с лошадьми. Детей с плохим
зрением и слабым слухом впечатления переполняют
уже от того, что они держат животное в руках, у них
необычайно сильны тактильные ощущения.
Особенности развития изолируют таких детей от
общества, а в “Солнечном мире” и кружки, и
мастерские, и лошади, и живой уголок. Перед
игровыми занятиями ребята обязательно
заглядывают к рыбкам и черепахам – как они там?
Потом отправляются лечебную верховую езду
осваивать. Педагоги утверждают: эмоциональный
багаж общения с животными помогает детям
налаживать отношения и с людьми.
Автор благодарит психолога экоцентра
“Солнечный мир” Игоря Шпицберга за помощь в
подготовке материала.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|