Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/1999

Архив
Елена Литвяк,
Елена Хилтунен

Сделай шаг, чтобы посмотреть на себя со стороны!

…А все-таки заманчиво научить ребенка самостоятельно писать “повесть дней своих и страстей своих”, как говорила Марина Цветаева. Не все взрослые хотят и умеют делать эту трудную работу. Но, возможно, именно в культуре рефлексии – умении размышлять о самом себе и заключен общий смысл изменений наших представлений о мире и о самих себе.

Что со мной было?

Не секрет, что видение собственных изменений приносит и детям, и взрослым радостный энтузиазм. Но в школе, к сожалению, проявлять свои рефлексивные способности не так-то просто, ведь в нашей образовательной традиции не принято слышать самого себя – надо слушать учителя.
Вот шестилетний мальчик рассказывает, сбиваясь и перескакивая с одного на другое, как он гулял сегодня в парке. Один взрослый слушатель внимателен к каждому слову, мимикой и жестами демонстрирует активную включенность. Другой воспринимает детскую речь как маленький ручеек, прыгающий по камешкам, – он просто любуется, не разбираясь, о чем он там журчит. Но есть такие взрослые, которые зачем-то все время перебивают ребенка, задавая бесконечные вопросы типа: “И что ты сделал?”, “А ты не помнишь, что ты подумал в этот момент?” Зачем это?
Затем, что такой рассказ – не только милый лепет, а одна из первых попыток растущего человека выделить себя из окружающего мира.
И если вместо так любимых нами назиданий и поучений позволить детям сравнивать и анализировать явления жизни и социальные отношения, то можно увидеть, с каким удовольствием они станут описывать происходящие события и делать попытки объяснять собственные чувства и переживания. Так же открыто дети будут выражать свое отношение и к предмету учебной деятельности, пробовать отстаивать свою точку зрения, а значит, поднимутся на следующую ступеньку развития, связанную с выращиванием в себе рефлексивного сознания. Учителя одной московской школы сознательно сделали рефлексию частью повседневной жизни. Вот что из этого вышло.
Каждый день ученики 1–4 классов усаживались в кружок на полу для особенного утреннего разговора, который на языке взрослых назывался “рефлексивным кругом”. Начинали с самого простого – описания событий, происходивших во время выходных дней. Учитель разными способами поддерживал возникавшие стихийно диалоги, когда вспоминали какое-то общее для всех событие, строил обсуждение так, чтобы ребята не замыкались на общении только с учителем, внимательно их выслушивавшим, но и напрямую обращались друг к другу. Благодаря таким кругам маленькие собеседники, не подозревая об этом, достигали сразу нескольких целей, связанных с их ближайшим развитием. Привыкали слышать других (это им пригодится через несколько лет, когда окажется очень важным знать мнение других людей о себе), постепенно учились фиксировать моменты собственной жизни и как-то относиться к ним.

От описания – к осмыслению

К концу первого года таких постоянных разговоров почти у каждого ребенка вырос интерес к действиям всей детской группы, уже не надо было никого уговаривать принять участие в какой-то общей затее. Более того, вдруг появилась потребность понять, какую роль каждый играл в происшедшем. Тогда была придумана серия рефлексивных кругов, посвященных обсуждению совместной деятельности. Они напоминали коммунарские “огоньки”: говорили о том, что получилось хорошо, что получилось плохо, что надо сделать в следующий раз. И восьмилетние дети достаточно критично рассуждали о собственной игре в спектакле или участии в матче, а девятилетние с удовольствием обращали внимание на необходимость и ценность общих усилий всех участников действа для того, чтобы оно состоялось.

Думай вперед

Накопившийся в таких разговорах опыт переживания и последующего осмысления своей деятельности помог сделать через какое-то время следующий шаг – начать думать о действиях, перед тем как их совершить.
...Идет занятие элементарным музицированием с замечательным музыкальным педагогом Львом Вячеславовичем Виноградовым. 8–9-летние дети под музыку выполняют те или иные движения, стараясь не нарушать ритм и не сходить с ковра. И все договорились, что если случайно кто-то с кем-то столкнется, сейчас же поднимет руку. Тогда это будет не ошибка, требующая кары учителя и остановки общей работы, а твое собственное невнимание, неточность, которую ты сам заметишь и тихонько исправишь, не мешая другим. Нехитрый договор заставляет каждого из детей в общей учебной работе постоянно оглядываться на самого себя. Поднятая рука означает не сделанную ошибку, а знак: я себя чувствую, я включен в общий ритм, я ищу способ ни разу ни с кем не столкнуться. Контроль – одно из самых сильных рефлексивных действий. Если мы поможем ребенку научиться себя контролировать по мелочам, а потом и по большому счету, то постепенно он станет человеком самостоятельным и независимым. Разве не таким мы хотели бы его видеть?

Зеркало на листе бумаги

…На одном из рефлексивных кругов в третьем классе учительница положила в центр лист, разделенный на клеточки, в которых что-то было написано, и рядом – пачку пестрых наклеек. Это был “лист достижений”. Как раньше учитель все время придумывал множество приспособлений для того, чтобы ребенок имел возможность совершенно самостоятельно или с минимальной помощью взрослого осваивать академические предметы и окружающий его мир, так теперь он предлагал своим ученикам еще один весьма своеобразный дидактический материал. На этот раз для выращивания в себе способности к самоконтролю и саморазвитию.
На первых порах ребенку гораздо легче, если качества, которые он хотел бы приобрести, сформулированы заранее в виде позитивного утверждения. Например, “из-за меня никто не плачет”. Поэтому они заранее записаны в каждой графе листа, разделенного на клеточки (для начала не больше семи – десяти качеств). На цветных наклейках написано то же самое. Принцип действия чрезвычайно прост – во время рефлексивного круга любой ребенок может заявить: “Мне кажется, я уже могу получить эту наклейку, я уже перестал драться”. Если это действительно так, все участники круга соглашаются дать ее. Если же нет, в достаточно мягкой форме ребенку дают понять это. Причем делает это не учитель, а сами ребята. Задача же учителя в этот ответственный момент – принимая участие в разговоре, строить его так, чтобы происходило обсуждение именно действий ребенка и его усилий по самосовершенствованию, но не его личности. Не “ты – драчун”, а “ты вчера подрался, поэтому мы не можем дать тебе пока эту наклейку. Зато на этой неделе было всего две драки, а на прошлой – целых четыре. Смотри – еще чуть-чуть, и ты сможешь решать конфликты при помощи слов, а не кулаков, как взрослый!” И ободренный ребенок еще больше укрепляется в желании сражаться с недостатками.
Через некоторое время “лист достижений” приобрел такое значение в их глазах, как и дверной косяк в комнате, на котором они с удовольствием отмечают, на сколько сантиметров выросли. Теперь вместе с физическим ростом их привлекал и рост внутренний. Один мальчик даже сказал как-то: “Я понял, что душа тоже должна расти!” Ребята постарше, десяти-одиннадцати лет, уже не нуждались в предварительном формулировании целей взрослым. “Лист достижений” №2 составлялся уже самим ребенком. Одна десятилетняя девочка записала в него такие цели для себя: “Не опаздывать по понедельникам, не вредничать, аккуратно писать всю неделю”. И очень старалась их достичь.

Зачем это все?

Зачем устраивать такие общие обсуждения, может быть, проще отругать или похвалить? Безусловно, проще. Но тогда ребенок привыкает все время оглядываться на свои действия только в присутствии взрослых и совершенно не делает этого, когда никого рядом нет. Он думает примерно так: “Раз учитель все время обращает внимание на то, что я делаю, это ему надо. Надо ли это мне?” А тут одно из правил игры – ты всегда можешь пропустить ход, отказаться от каких-либо заявлений о себе. И ребенок чувствует во всем этом личный интерес – двигаться вперед или сидеть на месте.
Почему все это происходит во время общих рефлексивных кругов, а не наедине? Во-первых, потому, что навыки поведения среди людей невозможно осваивать в одиночку. Во-вторых, дети восьми-девяти лет – страшные обезьянки, им очень хочется заняться тем же, что увлекает приятеля, поэтому общее обсуждение жизни – стимул к ее совершенствованию. И, наконец, рефлексия такой же навык, необходимый человеку, как и умение читать и писать. А раз надо учиться, то очень существенно, чтобы первые шаги поддерживались и поощрялись всеми. Это попозже, лет в двенадцать-тринадцать, подросток захочет растить свой дух в одиночку, лишь иногда поверяя движения души избранному кругу. Тогда наступит время личного дневника, запираемого в ящик на ключик. Но теперь он уже будет способен делать это совершенно самостоятельно и достаточно глубоко, потому что есть к тому привычка, потому что зеркало собственной жизни, пусть и маленькое пока, он уже создал в своей душе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru