Эргали ГЕР:
"После Пушкина все мы немножко негры"
Эргали Гер пишет всю жизнь, но так и не научился
скорописи. Он пишет медленно, зато читается
взахлеб от первой до последней страницы. Первая
же публикация во всесоюзной печати – это был
рассказ "Электрическая Лиза",
опубликованный в 1989 году рижским журналом
"Родник", – принесла Эргали Геру широкую
известность. Рассказ "Казюкас" в 1994 году
получил премию, учрежденную журналом
"Знамя" и БИЛ им. Рудомино. Повесть "Дар
слова", опубликованная в первом номере журнала
"Знамя" за этот год, вызвала огромный
читательский интерес и неоднозначные отклики
всех ведущих критиков страны – от восторженных
до резко отрицательных. Однако читатель свое
мнение высказал ясно: первый тираж книги Эргали
Гера "Сказки по телефону", вышедшей в
солидной "Мастер-серии" издательства
"Лимбус-Пресс", был раскуплен почти
мгновенно.
– Эргали, как ваше отчество?
– У меня литовский паспорт, а в литовских
паспортах отчества нет. Вы будете смеяться, но я
потомственный москвич без московской прописки.
Судите сами: в Москве родилась моя мама, сам я
тоже родился в Москве, дочка Аришка тоже. Вот вам
три поколения москвичей, а живем мы в родном
городе на птичьих правах, снимаем квартиры и
кочуем по всей Москве третий десяток лет. А
началось все в конце двадцатых годов. Моя
бабушка, Рахиль Гер, бежала из литовской тюрьмы в
Советский Союз. Это был громкий групповой побег
четырех коммунисток, их триумфально встречали,
были портреты в "Правде". В тридцать втором
году родилась моя мама, а в тридцать седьмом году
бабушка и ее гражданский муж, комбриг Николай
Ртищев, были репрессированы – его расстреляли. А
бабушке повезло, она получила десять лет Карлага
и пять – ссылки. Маму отправили в Салтыковку, в
детдом для детей врагов народа, и увиделись они с
бабушкой только после войны в Бийске, где бабушка
отбывала ссылку. После ссылки бабушка вернулась
в Литву. Школу я закончил в Вильнюсе, поступил в
МГУ на филологический факультет и весь первый
семестр писал повесть: повесть написал, из
университета вылетел. Поступил в Литературный
институт – через полгода та же история. После
армии прямо в форме пришел в жэк на улице Герцена
и был зачислен в московские дворники. Из
дворников меня, правда, тоже погнали, но к тому
времени я восстановился в институте и все-таки
его закончил. Потом я какое-то время жил в
Вильнюсе, активно участвовал в тамошних
перестроечных движениях – ну а когда Литва
отделилась, с чистой совестью вернулся в Москву.
Я подавал документы на получение российского
гражданства, но для этого надо ехать в Литву и
отказываться от литовского. Подвергаться этой
тягостной и унизительной процедуре, если
по-честному, нет ни времени, ни душевных сил: все
равно что выбирать между мамой и папой. Я все
равно буду жить в России, с просроченной визой,
даже без всякой визы. Потому что я русский
писатель и коренной москвич. А что прописки нет –
так ее и в Конституции нет, так что я еще и очень
передовой москвич.
– Да ведь все это просто фантастика!
– Это не фантастика, а закономерность. Все
нормальные писатели немножко иностранцы в этом
мире. А в России, после Пушкина, все мы немножко
негры.
– Где и как учатся ваши дети? С какими
проблемами и конфликтами их взросления вы
столкнулись?
– Дочка поступила в Институт современного
искусства, сын учится в Новой гуманитарной школе.
Сейчас у них все в порядке. Но в связи с вечной
проблемой прописки дети перепробовали много
школ и постоянно страдали от необходимости чуть
ли не каждый год вписываться в новый коллектив.
Однажды они попали в престижную центральную
школу, где меня спросили: "Да знаете ли вы, кто у
нас учился?" Я подумал, что из этой школы вышли
знаменитые ученые, и с интересом спросил:
"Кто?" Оказалось, Василий Сталин. Через три
месяца директор школы Василия Сталина вызвал
меня для серьезного разговора: "Поймите, мы
теряем ваших детей – они некоммуникабельны,
недисциплинированны..." Я понял, что страдания
детей достигли предела. Пришлось отдать в
частную школу. Поверьте, через две недели сын
запел: пошел в школу с песней не в переносном, а в
буквальном смысле. Дети каждый день шли в школу,
как на битву, какой же радостью было пойти в школу
на радость.
Сын отдыхал летом в Крыму, в их группе был
вожатый, паренек из местных, с которым у сына
возникали очень специфические конфликты.
Выходят ребята из столовой, он командует:
"Стройсь! Равняйсь! Смирно!" А Мишка
спрашивает: "Зачем равняться? Почему смирно? А
строиться для чего? Разве кто-то в украинском
борще утонуть может?" Понятно, конфликт. Мы с
женой переглянулись и расхохотались. В нашем
детстве не возникало таких вопросов: велели
строиться – строились, приказали равняться –
равнялись. Проглатывали не замечая. Наши дети –
они совсем другие, у них уже проснулось чувство
собственного достоинства. Но мне кажется, я и в
детстве понимал, что все должно быть иначе.
– Откуда могло возникнуть такое понимание?
– Я вообще считаю, что в детстве есть такие
здоровые, точные ориентиры. Не знаю, кто или что
их закладывает, но они есть: каждый ребенок
прекрасно знает, что такое хорошо и что такое
плохо.
– Но в каких отношениях с таким пониманием
была школа вашего детства?
– Школа вообще была для меня таким странным
местом... Даже ходить каждый день по одному и тому
же маршруту было психологически тяжело, я
изобретал какие-то другие – то шел пешком, то
проезжал одну остановку на троллейбусе. И вот
представьте: мне надо выходить, дверь
троллейбуса закрывается, еще можно успеть
выскочить, но я остаюсь, словно какая-то сила
удерживает. Понимаю, что прогулял, и рад этому.
Это была не лень, а какое-то совсем другое
чувство. И еще, заметьте, ведь ребенку совершенно
некуда пойти. Что я делал, если прогуливал школу?
Ездил на троллейбусе. Бродил по городу, открывал
его для себя, узнавая такие места, куда иначе
никак бы не попал. Ребенок ведь вообще движется
по заданным траекториям – в школу, в магазин, к
бабушке в гости. Всякое изменение этой
заданности – уже радость и приключение.
– Как начиналось для вас писательство, как оно
осознавалось в школьные годы?
– Писал с удовольствием сочинения – лучше всех
в классе. Лет в 13–14, как и все, писал стихи,
эпиграммы, потом, как и у всех, это прошло. Всегда
чувствовал некоторую отстраненность взгляда.
Есть такое французское присловье –
"сообразительность на лестнице". Я
ненаходчив, и мне свойственна именно такая
запоздалая сообразительность. В детстве я
мысленно переигрывал диалоги, ситуации – в свою
пользу, конечно. Эти не записанные, а в уме
выигранные диалоги и были первым опытом
писательства.
– Почему в вашей повести "Дар слова" такое
значительное место занимает проблема
ответственности за талант?
– Я довольно много видел людей, которые не
умели распорядиться своим талантом. Талант – дар
Божий, дар суровый и может мстить за себя.
Закапывать его в землю – наказуемо, не уметь с
ним справиться – тоже. В армии я служил с безумно
талантливым человеком, это был мордовский
деревенский парень, совершенно некультурный, но
обладавший удивительной красоты баритоном.
Талант распоряжался им. Он жил весело и
легкомысленно, любимый гость на всех свадьбах,
гулянках, в армии ему служилось легко, он сразу
поступил в ансамбль, пел и не думал о том, что
талант – дело сложное. Он погиб через два месяца
после демобилизации. Талант – это
ответственность. Нежелание, неумение взять на
себя ответственность за собственное дарование
приводит к гибельным последствиям. Над
собственным даром надо трудиться, это требует
многих усилий, самоограничения. Талант, не взятый
в огранку, искривляет судьбу человека. Это
произошло и с моим героем.
– Что значит выбрать из двух зол меньшее? Можно
ли выбирать между плохим и очень плохим?
– Такого выбора не должно существовать, и его
не существует. Это была бы огромная трагедия не
только для поколения, но и для всей страны, если
бы вопрос стоял именно так. Нередко нас
подталкивают – да! – к такому выбору, но всегда
остается чувство собственного достоинства,
чувство правды, которое не даст выбирать между
мерзким и отвратительным. Всегда остается вера,
которая говорит, что по большому счету выбор
существует только между добром и злом, я говорю
это и как православный человек.
– Есть ли у вас девиз?
– Сформулированного нет, наверное, но есть
непосредственное чувство восприятия жизни как
неимоверного, богатейшего разнообразия.
Понимание того, что нам необыкновенно повезло
уже тем, что мы родились. И даже когда мне очень
тяжело, то это чувство помогает. При том, что
жизнь полна трагизма, она всегда подарок. Это
чувство трудно перевести в слоган. Даже то, что мы
сейчас беседуем, вчера еще совсем незнакомые
люди...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|