Мария АМФИЛОХИЕВА,
С.-Петербург
Кто позаботится о классном руководителе?
Классное руководство учителя воспринимают
двояко. Одни предпочитают спокойно ограничиться
уроками по своему предмету и при малейшей
возможности от руководства классом
отказываются. Другие не мыслят работы в школе без
своего класса. Задумаемся о том, каковы условия
работы классного руководителя.
Два урока в день – насмарку
Свободного выбора – вести или не вести класс, –
как правило, нет. Классных руководителей чаще
всего не хватает, администрация начинает
уговаривать, да и сами учителя понимают –
нехорошо бросать, оставлять класс сиротой. И как
бы ни обстояло дело с юридической стороны (кстати
сказать, до сих пор не знаю, имеет ли учитель
законное право отказаться от руководства
классом), жизнь вносит свои коррективы.
Я сама классного руководства никогда не
избегала, но многое в этой работе, честно скажу,
тяготит. Как правило, это всевозможные бытовые
мелочи, которые труднее всего поддаются
организации.
Настоящий кошмар – это школьное питание. К
старшим классам, правда, эта проблема теряет свою
остроту, но с пятыми и шестыми классами
приходится нелегко. Оставлять их в столовой
одних нельзя – и по решению администрации, и
просто по здравому смыслу. Значит, какой бы у тебя
урок ни был перед “столовской” переменой, ты
нервничаешь, судорожно посматриваешь на часы,
безбожно сминаешь конец, сердито шипишь на ребят,
которых надо поскорее выставить из кабинета и
запереть дверь. (А они, естественно, именно сейчас
жаждут с тобой пообщаться!) И, наконец, сломя
голову летишь с четвертого этажа в полуподвал –
в столовую. И все равно приходишь слишком поздно.
Дежурные твои не успели накрыть на стол, кто-то
съел чужую булочку, кто-то уронил тарелку с кашей
соседу на ноги. Шустрые дежурные из
параллельного класса пытаются перетащить наши
порции к себе... Все толкаются в узком
пространстве, шумят, а такие же, как ты,
несчастные классные руководители пытаются
навести в этом аду подобие порядка.
Сумасшедшая перемена, проведенная в столовой,
выбивает из колеи – и следующий урок нормально
начать очень трудно: ты еще там, в пылу
общепитовской баталии.
Таким образом, два урока в день – насмарку. В
принципе пятиклашек в сентябре надо прежде всего
научить дежурить: приводить дежурных в столовую
за руку, помогать во всем разобраться. Но
классный руководитель так сделать не может – у
него свои уроки в это время. Да и после еды иногда
столько проблем возникает, что следовало бы
незамедлительно побеседовать с ребятами...
Невольно думаешь, что более-менее нормально
чувствуют себя в этой ситуации только учителя
начальных классов. Они хотя бы не отрываются весь
день от своего класса, имея возможность
своевременно решить с детьми какие-то проблемы.
Учителя средних и старших классов – хотят они
того или нет – самим укладом школьного
расписания нацелены в первую очередь на
проведение уроков.
Действительно, ведь не виноват 10 “Б” в том, что
математичка пришла на урок не в себе, поскольку
всю перемену разбиралась со своим 5 “А” по
поводу недостающих порций завтрака. А через пару
уроков, попав наконец к своим пятиклашкам, она
снова вернется к проблеме, возникшей в столовой.
И еще один урок идет не так, как хотелось бы...
Я привела только один пример, когда классный
руководитель буквально разрывается, пытаясь
объять необъятное. Постепенно, конечно, все
налаживается. Ребята привыкают дежурить. До
идеального порядка далеко: время от времени
вспыхивают какие-то конфликты, но все-таки легче.
А поначалу ребят в столовой надо пасти постоянно.
И вообще-то, чтобы иметь такую возможность, нужны
окна в расписании: до и после перемены, на которой
ребята ходят в столовую. Но тогда – новые
проблемы. Составить такое расписание для всех
классных руководителей нереально, да и
удлиняется рабочий день за счет этих окон – тоже
ничего хорошего.
И поговорить некогда
Еще один камень преткновения – несовпадение
окончания уроков у класса и его руководителя...
Удобно, когда у каждого классного есть
возможность в любой день после уроков найти свой
класс и пообщаться. Мало ли какие вопросы
возникают по ходу непростой школьной жизни. Но
даже это проблематично. Если у классного сегодня
четыре урока, то у его ребят почему-то непременно
шесть. Хорошо если есть тетрадки, проверка
которых скрасит ожидание. А если нет? Да и вообще
не так уж много свободного времени у учителя,
чтобы тратить его на ожидание. Если же, наоборот,
у классного руководителя шесть уроков, а у ребят
четыре или пять – вероятность встречи сводится к
нулю.
Вот и приходится выкручиваться – вместо урока
литературы заниматься бытовыми проблемами,
разыскивать ребят на перемене, проситься на урок
к другому учителю, мешая ему работать, бросать
без присмотра класс, который в это время пришел к
тебе на урок...
Нет, все эти мелочи жизни просто невыносимы!
Даже те учителя, которые как будто относятся к
ним спокойно, на самом деле просто привыкли и
смирились, не видя выхода.
К чему я так подробно описываю всем известную
ситуацию? Только потому, что она доказывает:
нормально совмещать большую учебную нагрузку и
классное руководство невозможно. Поэтому я
никогда не брошу камень в тех, кто от руководства
классом отказывается наотрез. Да, большинство
учителей умудряются совместить несовместимое.
Кто-то даже благодаря этой ситуации добивается
педагогических успехов, приучая детей к
самоуправлению в кратчайшие сроки. Но ведь
ребята подбираются в классах разные. Один
коллектив справляется быстрее, другой нужно
курировать более тщательно. В общем, все равно
поневоле приходится раздваиваться...
Есть ли выход? Теоретически их два
Один – корректировка поурочной нагрузки
учителя в соответствии с классным руководством.
Правда, опасаюсь, что этот выход возможен лишь
теоретически. Ни один завуч не сможет в
переполненной выше нормы школе учесть и
необходимые на каких-то этапах окна в расписании,
и одновременность окончания занятий класса и его
классного.
Такое возможно при уменьшении учебной
нагрузки. Но на это никто не пойдет:
администрация – из-за нехватки предметников,
учитель – из-за малой зарплаты. Кстати, как бы ни
прибавляли гроши, полагающиеся за классное
руководство, все равно это гроши. А ведь
фактически тот же человек выполняет вторую
работу, причем по другой специальности... За двоих
работает!
Второй выход – именно признать, что работа
ведется за двоих, и честно разделить профессию
предметника-учителя и профессию классного
воспитателя. Вопрос о вводе в школьную жизнь
классных дам (и “классных мужчин”?) периодически
всплывает, но снова тонет в пучине других
школьных проблем. И напрасно.
Вполне осознаю, что этот вопрос никак не
решается из-за бедности нашего образования.
Сейчас учителям зарплату выдают не всегда и не
везде – где ж тут искать средства для каких-то
еще дополнительных воспитателей? А учителя
все-таки тянут этот воз и даже если ропщут, то не
слишком. Так пусть и дальше тянут...
Все это так. Но помечтать-то можно?!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|