Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/1999

Архив
Мария АМФИЛОХИЕВА,
С.-Петербург

Кто позаботится о классном руководителе?

Классное руководство учителя воспринимают двояко. Одни предпочитают спокойно ограничиться уроками по своему предмету и при малейшей возможности от руководства классом отказываются. Другие не мыслят работы в школе без своего класса. Задумаемся о том, каковы условия работы классного руководителя.

Два урока в день – насмарку

Свободного выбора – вести или не вести класс, – как правило, нет. Классных руководителей чаще всего не хватает, администрация начинает уговаривать, да и сами учителя понимают – нехорошо бросать, оставлять класс сиротой. И как бы ни обстояло дело с юридической стороны (кстати сказать, до сих пор не знаю, имеет ли учитель законное право отказаться от руководства классом), жизнь вносит свои коррективы.

Я сама классного руководства никогда не избегала, но многое в этой работе, честно скажу, тяготит. Как правило, это всевозможные бытовые мелочи, которые труднее всего поддаются организации.

Настоящий кошмар – это школьное питание. К старшим классам, правда, эта проблема теряет свою остроту, но с пятыми и шестыми классами приходится нелегко. Оставлять их в столовой одних нельзя – и по решению администрации, и просто по здравому смыслу. Значит, какой бы у тебя урок ни был перед “столовской” переменой, ты нервничаешь, судорожно посматриваешь на часы, безбожно сминаешь конец, сердито шипишь на ребят, которых надо поскорее выставить из кабинета и запереть дверь. (А они, естественно, именно сейчас жаждут с тобой пообщаться!) И, наконец, сломя голову летишь с четвертого этажа в полуподвал – в столовую. И все равно приходишь слишком поздно. Дежурные твои не успели накрыть на стол, кто-то съел чужую булочку, кто-то уронил тарелку с кашей соседу на ноги. Шустрые дежурные из параллельного класса пытаются перетащить наши порции к себе... Все толкаются в узком пространстве, шумят, а такие же, как ты, несчастные классные руководители пытаются навести в этом аду подобие порядка.

Сумасшедшая перемена, проведенная в столовой, выбивает из колеи – и следующий урок нормально начать очень трудно: ты еще там, в пылу общепитовской баталии.

Таким образом, два урока в день – насмарку. В принципе пятиклашек в сентябре надо прежде всего научить дежурить: приводить дежурных в столовую за руку, помогать во всем разобраться. Но классный руководитель так сделать не может – у него свои уроки в это время. Да и после еды иногда столько проблем возникает, что следовало бы незамедлительно побеседовать с ребятами... Невольно думаешь, что более-менее нормально чувствуют себя в этой ситуации только учителя начальных классов. Они хотя бы не отрываются весь день от своего класса, имея возможность своевременно решить с детьми какие-то проблемы. Учителя средних и старших классов – хотят они того или нет – самим укладом школьного расписания нацелены в первую очередь на проведение уроков.

Действительно, ведь не виноват 10 “Б” в том, что математичка пришла на урок не в себе, поскольку всю перемену разбиралась со своим 5 “А” по поводу недостающих порций завтрака. А через пару уроков, попав наконец к своим пятиклашкам, она снова вернется к проблеме, возникшей в столовой. И еще один урок идет не так, как хотелось бы...

Я привела только один пример, когда классный руководитель буквально разрывается, пытаясь объять необъятное. Постепенно, конечно, все налаживается. Ребята привыкают дежурить. До идеального порядка далеко: время от времени вспыхивают какие-то конфликты, но все-таки легче. А поначалу ребят в столовой надо пасти постоянно. И вообще-то, чтобы иметь такую возможность, нужны окна в расписании: до и после перемены, на которой ребята ходят в столовую. Но тогда – новые проблемы. Составить такое расписание для всех классных руководителей нереально, да и удлиняется рабочий день за счет этих окон – тоже ничего хорошего.

И поговорить некогда

Еще один камень преткновения – несовпадение окончания уроков у класса и его руководителя... Удобно, когда у каждого классного есть возможность в любой день после уроков найти свой класс и пообщаться. Мало ли какие вопросы возникают по ходу непростой школьной жизни. Но даже это проблематично. Если у классного сегодня четыре урока, то у его ребят почему-то непременно шесть. Хорошо если есть тетрадки, проверка которых скрасит ожидание. А если нет? Да и вообще не так уж много свободного времени у учителя, чтобы тратить его на ожидание. Если же, наоборот, у классного руководителя шесть уроков, а у ребят четыре или пять – вероятность встречи сводится к нулю.

Вот и приходится выкручиваться – вместо урока литературы заниматься бытовыми проблемами, разыскивать ребят на перемене, проситься на урок к другому учителю, мешая ему работать, бросать без присмотра класс, который в это время пришел к тебе на урок...

Нет, все эти мелочи жизни просто невыносимы! Даже те учителя, которые как будто относятся к ним спокойно, на самом деле просто привыкли и смирились, не видя выхода.

К чему я так подробно описываю всем известную ситуацию? Только потому, что она доказывает: нормально совмещать большую учебную нагрузку и классное руководство невозможно. Поэтому я никогда не брошу камень в тех, кто от руководства классом отказывается наотрез. Да, большинство учителей умудряются совместить несовместимое. Кто-то даже благодаря этой ситуации добивается педагогических успехов, приучая детей к самоуправлению в кратчайшие сроки. Но ведь ребята подбираются в классах разные. Один коллектив справляется быстрее, другой нужно курировать более тщательно. В общем, все равно поневоле приходится раздваиваться...

Есть ли выход? Теоретически их два

Один – корректировка поурочной нагрузки учителя в соответствии с классным руководством. Правда, опасаюсь, что этот выход возможен лишь теоретически. Ни один завуч не сможет в переполненной выше нормы школе учесть и необходимые на каких-то этапах окна в расписании, и одновременность окончания занятий класса и его классного.

Такое возможно при уменьшении учебной нагрузки. Но на это никто не пойдет: администрация – из-за нехватки предметников, учитель – из-за малой зарплаты. Кстати, как бы ни прибавляли гроши, полагающиеся за классное руководство, все равно это гроши. А ведь фактически тот же человек выполняет вторую работу, причем по другой специальности... За двоих работает!

Второй выход – именно признать, что работа ведется за двоих, и честно разделить профессию предметника-учителя и профессию классного воспитателя. Вопрос о вводе в школьную жизнь классных дам (и “классных мужчин”?) периодически всплывает, но снова тонет в пучине других школьных проблем. И напрасно.

Вполне осознаю, что этот вопрос никак не решается из-за бедности нашего образования. Сейчас учителям зарплату выдают не всегда и не везде – где ж тут искать средства для каких-то еще дополнительных воспитателей? А учителя все-таки тянут этот воз и даже если ропщут, то не слишком. Так пусть и дальше тянут...

Все это так. Но помечтать-то можно?!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru