Правильный и единственный –
уже не синонимы
Но разрушенная семья – все равно
трагедия. Особенно для ребенка
“Год прошел, как сон пустой. Царь
женился на другой”. Всем памятно, какими тяжкими
испытаниями оборачивается для милой и кроткой
падчерицы женитьба отца, будь он царь или
крестьянин.
И фольклорная, и литературная традиции вплоть до
ХХ века разрабатывали только одну драматическую
ситуацию взаимоотношений в семье, где родители
вступили в новый брак: мачеха и злая мачеха стали
синонимами.
Зададимся вопросом: почему же так получилось?
Почему злая мачеха выгоняет старикову дочку на
погибель в зимний лес? Какую реальность отражают
эти сказочные сюжеты?
Те представления о нравственной норме, о
нравственно должном, которые отстоялись в
христианской традиции, в народном понимании
семьи, заключают в себе сомнение в самой мысли о
счастливом, гармоничном, внутренне
благополучном новом браке. Как официальные
правовые нормы прошлых веков, так и глубинная
традиция не принимали развода и, в сущности, не
одобряли создания новой семьи в случае вдовства.
Известно, что по законам Российской империи
священник, который, овдовев, желал бы жениться
вторично, мог оставаться на службе только в
качестве причетника. К мирянам закон был
снисходительнее, но все равно расторжение брака
было сопряжено с чрезвычайными, зачастую
непреодолимыми трудностями, а количество
допустимых браков строго ограничивалось.
От нового брака не произойдет ничего хорошего –
это глубинная и определенная установка.
Историческое предание подтверждало эту мысль
трагическими примерами: Василий III, отослав
первую жену в монастырь, вступил в брак с Еленой
Глинской, и на горе русской земле родился Иван
Грозный. Сам царь Иван IV в нарушение всех законов
женился семь раз, однако на его слабоумном сыне
династия Рюриковичей пресеклась.
Тем более не полагалось – с нравственной точки
зрения – заключать новый брак честной вдовице.
Конечно, определенная свобода и
самостоятельность поведения вдовы отразились в
поговорке: “Вдова – мирской человек”, но надо
подчеркнуть – речь идет о вдове бездетной.
Женщина, оставшаяся вдовой с детьми на руках,
имеет ясную и четкую жизненную задачу –
вырастить птенцов. Заключение нового брака в эту
задачу не только не вписывается, но, по сути дела,
ей противоречит: если она, как и положено, все
силы отдает детям, до того ли ей, чтобы вновь идти
под венец?
На самом деле вдовы с детьми вступали в новый
брак, и это вовсе не обязательно приводило к
каким-либо драмам для них и для их детей.
Пушкинская эпоха, например, оставила нам образы
трех знаменитых вдов, счастливых в новой семье:
Авдотья Елагина (в первом браке Киреевская),
писательница, мать философов Ивана и Петра
Киреевских, Прасковья Осипова (в первом браке
Вульф), многолетняя корреспондентка Пушкина, и,
наконец, сама Наталья Николаевна
Пушкина-Ланская.
Но, повторю, речь идет не о действительном
поведении конкретных мужчин и женщин в
сложившихся обстоятельствах их жизни, а о
реальности нравственных представлений.
Заданность порочности злой мачехи из народной
сказки ясна уже из того, что она, вдова с дочерью,
оказалась вторично замужем. Жестокость по
отношению к падчерице была предопределена ее
изначальным нравственным изъяном...
Изменение семейного уклада, многовековых чувств
и привычек, начавшееся во второй половине ХIХ
века, проходило остро-драматически. Лозунги о
свободе женщины и необходимости разрушить
“буржуазную” (в действительности –
традиционную, патриархальную) семью
наталкивались на главную трудность – как быть с
детьми и как быть детям в разрушенной семье?
Горячие пропагандисты окончательной свободы на
этот вопрос не отвечали: недаром в программном
утопическом романе Чернышевского “Что делать?”
детей нет совсем. Так что же делать-то?
Волей-неволей получается ответ: не заводить
детей, только при этом условии можно
экспериментировать в семейной и социальной
сфере.
Жизнь, как всегда, оказалась и трагичнее, и
сложнее. Сегодня традиционная семья поколеблена
в самых глубоких своих основах. Можно ли ее
восстановить? Лично я думаю, что нет, но это
сложный и спорный вопрос, требующий отдельного
обсуждения. Сколько бы мы ни кричали о негативных
последствиях, даже катастрофичности сложившейся
ситуации, реальность заставляет считаться с
собой. Тут возникает одна специфическая
социально-культурная трудность. Глубокие
перемены в семейном укладе произошли по
историческим меркам стремительно – в течение
десятилетий, осознание же этих перемен остается
пока на публицистическом и статистическом
уровне.
Понятия нормы, правила вообще заключают в себе
два смысла – условно назовем их реальным и
идеальным. С точки зрения житейской реальности
нормой, правилом является продуктивная модель
поведения, то есть та, которая встречается чаще
всего. С точки зрения идеального долженствования
подобная норма может оказаться не только не
нормой, но ее возмутительным, греховным
нарушением.
Что является нормой в наши дни – пожизненное
супружество или неоднократная смена брачных
партнеров? Устойчивая семья, в которой дети
взрослеют с родным папой и родной мамой, или
семья неустойчивая, переменная, в которой
подрастающие дети встречаются с несколькими
новыми “папами” или “мамами”?
Очевидно, что в соответствии с реальными
процессами, происходящими в обществе, нормой
являются вторые полюса предложенных оппозиций. В
соответствии с теми воззрениями на семью,
которые складывались веками, это не норма, а
разврат, чудовищное поругание истинной нормы.
“И как часты стали эти разводы в наше время!
Сколько перед нашими глазами проходит печальных
примеров того, что не только недавно
повенчавшиеся расходятся, но решаются на это
даже долго прожившие в супружестве и имеющие
детей!” – горевал почти сто лет назад священник
Рождественский в книге “Семья православных
христиан”.
Психология и статистика, с одной стороны, и
мораль – с другой не только не дружат, но
постоянно спорят. Недавно повенчавшиеся (то есть
только что вступившие в брак) расходятся
исключительно редко, в каких-то казусных случаях
– так утверждают психология и статистика. Пики
разводов приходятся на браки со стажем 4, 7, 12, 15, 20
лет – очевидно, что разводятся именно
супружеские пары с детьми.
Та же статистика показывает, что спор из-за детей
– с кем им оставаться? – тоже достаточно редкое,
хотя и драматическое явление. С точки зрения
демографии современная семья становится по
преимуществу материнской. В 99 процентах случаев
дети остаются с матерью без малейших претензий
на них со стороны отца.
В сущности, мы оказались в ситуации нового
матриархата, но парадокс в том, что в жестоком
мире детских коллективов наличие матери
котируется гораздо ниже, чем наличие отца.
“Лучше всего, если мама (после почти неизбежного
развода) выйдет замуж”, – полагает кандидат
медицинских наук, старший научный сотрудник
Института им. Сербского, психолог и психиатр
Аркадий Голик.
Постоянный, близкий отчим гораздо благоприятнее
отражается на психическом развитии ребенка, чем
приходящий, “воскресный папа”.
Но вообразим себе такую ситуацию.
Он и она, пережив совершенно невероятную любовь,
перед которой меркнет любовь Ромео и Джульетты,
родив плод этой любви, прожив несколько лет в
счастливом супружестве, лет через семь осознали,
что любовь прошла, но возникает новая, оба поняли,
что готовы на развод, потому что хотят заключить
новый брак по новой любви, оба все по-человечески
объяснили уже взрослому – семилетнему! –
ребенку, как и почему они расходятся, и никакой
драмы в итоге нет.
С точки зрения психологии и психиатрии – это
оптимальный вариант для расстающихся супругов и
их детей.
С точки зрения глубинных, высокоморальных
традиций понимания брака – это ужасно, это
гораздо хуже, чем беспощадные взаимные обвинения
бывших супругов, чем слезная или даже кровавая
трагедия развода.
Мы находимся не только на рубеже тысячелетий, но
и на рубеже сложнейшего переосмысления
человечности во всем ее житейском и
метафизическом многообразии.
Сейчас примирение многовекового идеала
супружества с реальной практикой не получается.
Но значит ли это, что оно вообще невозможно? Ведь
в принципе и прогрессисты, и консерваторы
искренне думают о судьбе тех, кто в этой ситуации
страдает больше всех, – о детях.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|