Будь я помоложе, может, и попробовал бы
поиграть на уроке
Когда на школьных дискотеках я пытаюсь
танцевать современные танцы, то кажусь себе
нелепым, неловким, подстраивающимся под молодежь
Вы
спрашиваете (“ПС” №71 за 1999 г.), могу ли я (а я
все-таки задал этот явно риторический вопрос
себе) отнестись к своим урокам как к возможности
учить не столько физике, «сколько чему-то
непреходящему, общечеловеческому»? А крепкие,
добротные знания (в любой области) – разве
преходящее? А быть хорошим работником, не
троечником в своем деле – разве это не
общечеловеческая ценность?
Если мы решим, что главное на уроке – нести
разумное, доброе, вечное, то не начнем ли
проповедовать себя? Нести себя? Представьте,
сколько учителей – и все несут свое разумное и
свое вечное. А детей не стошнит?
По мне, так честнее задачек по физике побольше
решить. Побольше и потруднее. Это и есть
воспитание. (Хотя, признаться, грешен – иногда
люблю строфу-другую на уроке продекламировать.)
Конечно, мы не чистый лист бумаги. Конечно, мы так
или иначе что-то «несем в себе» и приносим его в
класс. Но как происходит это самое «обучение
непреходящему, общечеловеческому»? Не знаю.
Как-то происходит. Или не происходит. Но считать
это своей миссией очень опасно, по-моему.
Лучше уж я буду физике учить. И если я люблю свой
предмет, не халтурю, стараюсь быть честным и
справедливым то, значит, несу «непреходящее и
общечеловеческое». Только не мне об этом судить.
Другое дело – как учить? Но – физике!
Смысл всей педагогики – в ответе на вопросы
«чему учить?» и «как учить?».
Первый вопрос (содержание образования) лежит вне
компетенции учителя. Это вопрос идеологический,
общественный. Основы программ, по которым мы
сейчас учим детей, были сформулированы еще при
советской власти и определялись ее нуждами.
Предполагалось, что все ученики обязаны глубоко
знать точные науки, чтобы хорошо работать в так
называемых ящиках на военную промышленность.
В сфере гуманитарных наук (в отличие от точных)
программы изменились сильно. Это так.
Приоритетными стали языки (однако не русский!),
обществознание. Это понятно – ведь приоритеты в
образовании определяет общество. А учителю
остается им следовать.
В нашем государстве никто не предоставил мне,
учителю физики, право расставлять свои
приоритеты в предмете. Может, это когда-то
произойдет. Дай-то Бог! А что делать сейчас? Мне,
который вынужден всех сидящих у меня в классе
обучать физике, сложнейшей науке, и вовсе не на
ознакомительном уровне с отметкой «зачтено»!
Оценки же «три», «четыре» или «пять», которые я
вынужден выставлять, требуют определенного
уровня ЗУНа. И программа есть программа – ее
никто не отменял. Я не могу ее перекраивать на
свой вкус (хотя уже давно знаю как) – я так
воспитан. Я могу крутиться как уж на сковородке,
но программу должен дать – а дать ее всем
невозможно! Даже на троечку! А я не умею ставить
отметки «за красивые глаза» – это развращает и
ученика, и учителя (мое глубокое убеждение)...
Я могу крутиться как уж на
сковородке, но программу я должен дать – а дать
ее всем невозможно!
Теперь скажите мне, как в этой ситуации сделать
уроки физики «уроками радости»?
Можно – в физико-математической школе. Можно –
если отменить всеобуч. Можно – если наплевать на
физику. Можно – если наплевать на программы и
ЗУНы. В двух последних случаях это означает для
меня «халтурить».
Как учить всех, я не знаю. Я уверен, что единого
рецепта здесь нет. Много лет нам пытались что-то
навязать: то такой метод, то сякой. В каждом из
этих методов было, конечно, рациональное зерно.
От каждого есть что учителю положить в свою
профессиональную копилку (так, например, от
Шаталова я взял «тихий опрос»).
Но массового применения эти методы не нашли. И
вот почему: учителя-адепты показывали на
открытых уроках опять-таки то, что хотелось
увидеть методистам! А на обычных уроках втихаря
каждый делал то, что сам считал важным и нужным.
Может, это и хорошо? Может, это как раз и спасает
педагогику?
Я думаю, что социоигровая стилистика в обучении,
внутренне принятая (приятная – от слова приять,
принять) и освоенная учителем, может дать хороший
результат. Особенно в начальном и среднем звене.
Но сформировавшийся учитель, уже давно дующий в
свою дуду, да еще лишенный, скажем так, артистизма
и определенной легкости в мыслях (подвижности,
что ли), вряд ли когда-нибудь будет на своем уроке
проводить театральное упражнение (и я в первую
очередь). Для него это искусственно. Позволю себе
такую параллель (для ясности).
В юности я был хорошим танцором – танго, вальсы,
фокстроты. Когда теперь на школьных дискотеках я
пытаюсь танцевать современные танцы (а просто
очень хочется), я кажусь себе нелепым, неловким,
подстраивающимся под молодежь. В общем, «не своей
чешуей шуршу» (Мандельштам, одно из самых любимых
стихотворений).
Так и тут – когда пытаюсь (даже мысленно)
примерить на себя социоигровой стиль. Будь я
помоложе... Не проработай я всю жизнь в старших
классах... Я, может, и попробовал бы поиграть на
уроке. Но невозможно прыгнуть через голову! И я,
хоть и симпатизирую атмосфере на вашей полосе
(кроме разве что этих опасных разговоров о
предмете как лишь о поводе. Ведь для чего
режиссура в конечном итоге? Чтоб предмет лучше
знали!) – много остроумных ходов, неожиданных
приемов, искренний тон (потому и пишу, что в него
поверил), – но читаю ее скорее как литературу. И
при этом представляю, как она может раздражать
учителя старой закалки, тянущего 30 часов в
неделю, да еще в выпускных классах. Никогда не
станет он скакать и считаться по считалочке.
Вам
нужна аудитория помоложе. Например, в
педагогических вузах. (Нет там такого предмета?)
Вот молодые учителя, с самого начала впитавшие в
себя эту идеологию и этот стиль, ставший для них
нормальным, органичным, наверное, будут
действительно социоигровыми учителями. Не для
открытого урока, не для показухи. И не ради
эксперимента. Но и времена, наверное, будут
другие.
Это не значит, что сейчас я не пытаюсь сделать
свои уроки радостными для учеников. Но для меня
эта радость формулируется таким, и только таким,
словом: «Понял!»
Много лет назад мой ученик, желая, видимо, хоть
как-то порадовать меня, нарисовал перед уроком на
доске сияющую рожу – рот до ушей – и внизу вот
это слово: «Понял!!!» Вот я и стараюсь всем своим
опытом, эрудицией, артистизмом сделать так, чтобы
основы моего предмета были понятны всем.
Владимир Егоров,
учитель физики
г. Реутов, Московская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|