Когда мы говорим: обновление
содержания образования – что это значит?
Недавно на обсуждении концепции перехода
на двенадцатилетнее обучение была высказана
идея о том, что в подростковой школе необходимо
строить образовательные программы не только
академического – учебного толка. Для подростка
ведь не учебная деятельность является ведущей,
поэтому реальным обновлением содержания
образования является попытка создания не
факультативных занятий по неучебно-предметным
направлениям, а образовательных программ нового
поколения, в основании которых нет устоявшихся
учебных предметов.
Несколько лет назад мне довелось помогать
немецким студентам-первокурсникам заниматься в
московских библиотеках. Их представления об
учебе настолько не совпадали с моими, что мы
никак не могли найти общий язык.
– То есть как это – четыре пары лекций в день? –
спрашивали они меня. – Каждый день? А когда же они
учатся?..
Вот тут не поняла я:
– Наши ученики учатся на уроках, а студенты – на
лекциях. Они именно там и учатся, ясно же. Дома еще
готовятся.
– Да нет, лекции они слушают, – подчеркивает
Ирена последнее слово, – а учатся сами когда?
Через десять минут объяснений я узнаю, что у них в
университете шесть лекций в неделю – это уже
очень много, студенты вправе возражать. Лекции-то
у них проблемные, установочные. Преподаватель
обозначает проблемы, связанные с новой темой,
ставит ряд вопросов и предлагает студентам к
следующему занятию (семинару, как правило) найти
свои варианты ответов на них.
– Вашим ребятам потому и трудно заниматься у нас,
– говорит Ирена, – что они не умеют учиться без
уроков.
“А кто умеет?” – подумала тогда я и завистливо
вздохнула. Вот бы и нам так учить.
И вот этой осенью я сижу в учительской 466-й
санкт-петербургской школы и вспоминаю давние
беседы с немцами. После разговора с директором
Татьяной Петровной Сиркия и ее коллегами
понимаю, что здесь начинается не просто новый
эксперимент, а именно другая жизнь.
Жизнь эта называется “Школьная библиотека как
информационный и культурный центр” – проект,
получивший статус “Федеральная
экспериментальная площадка”. Такого проекта
прежде не было. Ведь обычно школьная библиотека
не главное звено. Иногда ученики вообще не
понимают, зачем в школе библиотека: учебники
есть, по ним и надо учиться, а зачем еще другие
книги? Ну разве что классика русской литературы
или книги для души. А для учебы зачем? Несколько
лет назад на этот вопрос попытались ответить и в
нижегородской авторской академической школе №
186. Итак, роль и место учебника:
– строить учебный процесс в школе так, чтобы
учебник перестал играть роль главного средства
обучения. Ученики вступают в диалог с текстами
первоисточников без посредника-учебника;
– авторская школа предполагает наличие в ней
педагогов-новаторов, которые самостоятельно или
в коллективе авторов разрабатывают
принципиально новое учебное содержание и
обеспечивают его педагогическими технологиями.
В ходе внедрения и апробации этого материала
рождается авторский учебник. Иначе это не
авторство, а тиражирование существующего.
Учебники других авторов выполняют роль
второстепенных средств как сравнительный
учебный материал;
– авторский учебник не заменяет культурные
тексты. Он к ним отсылает, выполняет роль
культурного ориентира, и только. Диалог ученика с
текстами культуры и создание своих текстов на
уроках (черновик культуры!) – главное содержание
учебной деятельности в авторской школе;
– библиотечный центр проектируется как ось,
вокруг которой вращается культурная жизнь школы
в ее учебное и внеучебное время. Какое место
занимает учебник в этом центре? Весьма скромное
по сравнению с традиционной школьной
библиотекой. Главное содержание библиотечных
фондов комплектуется литературой по науке и
искусству, педагогике и управлению, экономике и
экологии, медицине и физической культуре.
Попробуйте представить себе, что мы просто
должны увеличить долю самостоятельной работы
ученика в рамках старой системы. Не так-то просто
– одно сломается, потянет за собой другое...
Мало того что в таком случае меняется вся сетка
часов (ведь время-то это надо найти!), меняется
принципиальный подход к преподаванию.
Во-первых, столь удобный для взрослых
репродуктивный метод (услышал – запомни –
воспроизведи) уже не годится. На уроке учитель
будет ставить задачу, учить ребят формулировать
вопросы, а не давать ответы. Чтобы после наших
вопросов ребенок захотел пойти в библиотеку,
вопросы должны быть сориентированы не на факты,
как в тестах, а на анализ событий, наблюдений.
– Вся нужная информация все равно сосредоточена
в учебнике. Ну возьмет ребенок не один учебник, а
два, три... Принципиально-то что изменится?
Принципиально меняется способ учения, меняется
система постановки задач и, следовательно, цели
всей школьной работы – воспитание
самостоятельной, инициативной личности.
При таком способе обучения невозможно оценивать
просто точность выполнения задания, практически
невозможен текущий опрос на уроках. Оцениваться
будет, как считают в 466-й школе, качество
творческой работы, разнообразие проработанных
материалов и сопоставление точек зрения, выводы,
наконец. Хотя они наверняка будут у разных ребят
разными.
И вот тут становится ясно, что неизбежно ломается
классно-урочная система. Потому что она нацелена
на то, что в классе ребенок получает основное
количество информации и отрабатывает умения и
навыки.
Но поток информации сейчас слишком велик и
стремителен, чтобы его можно было уместить в чьей
бы то ни было голове. Поэтому в классе учитель
может учить ребенка возможным способам
добывания, обработки и оценивания знаний,
говорят в 466-й школе.
Соответственно меняется подход и к
комплектованию фондов школьной библиотеки. В
основном это первоисточники, альбомы, атласы. В
Питере создают фонд ученических работ как части
общего фонда библиотеки, с включением со
временем в общий каталог.
Только работа в библиотеке с многообразием ее
первоисточников может дать человеку спектр
фактов и взглядов, из которых сложится
собственный взгляд на мир, а учитель и
библиотекарь будут лишь (простите за
банальность!) лоцманами в этом море.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|