Искушение большой бумагой
В очереди на одобрение Национальной
доктрины образования все оказались первыми
В январе 2000 года участники совещания
работников образования страны будут принимать
Национальную доктрину и концепцию перехода на
двенадцатилетнее обучение.
Такое решение приняли руководители органов
управления образованием 17 ноября. Они собрались
в Москве, в зале коллегии на Люсиновской, чтобы
доложить мнения с мест.
Приехали 75 начальников управлений и министров.
Явка оказалась беспрецедентной. И такой же
уникальной была поддержка министерства со
стороны региональных управленцев.
В системе образования, по крайней мере на
уровне высшего федерального и территориального
управлений, сформировалась обстановка
взаимоподдержки. Упорство ведомства по снятию
конфликта между министерством, Советом
Федерации (губернаторами) и Думой принесло свои
результаты – региональные начальники признали
лидерство министра.
– Наш регион готов стать пилотным по введению
двенадцатилетнего обучения.
– Мы поддерживаем проект национальной
доктрины.
На этом совещании управленцы говорили,
казалось бы, одним голосом. В унисон. Основной
тезис их выступлений был таков: школы жаждут.
– Надо утверждать документы как можно скорее.
– Дайте нам в руки это стратегическое оружие.
– Мы не знаем, с чем сверять свой шаг.
Были отмечены отдельные моменты. Например,
авторов доктрины мягко пожурили за некоторую
романтичность и прекраснодушие (искоренение
преступности – возможно ль? Нет, только
уменьшение). Предложили заменить слово
«завоевание» на «достижение», ибо школа ничего
не завоевывает. Остальные правки – на таком же
уровне. В результате достаточно долгих
обсуждений проект доктрины был принят за основу,
подлежащую редактированию, открытую для
изменений, а принимать окончательно будут в
январе.
После этого вносить доктрину как законопроект.
Правда, это потребует внесения изменений в
целый ряд других законов, но с этим, по мнению
губернатора Калужской области, председателя
комитета Совета Федерации Сударенкова, можно
справиться.
Если сравнивать с баталиями двух-трехлетней
давности, перемены разительные: не было
альтернативных вариантов, не было схватки идей и
концепций – полемика шла на уровне уточнений.
Было, правда, радикальное предложение сделать
центральной идеей доктрины идею
государственного стандарта, но все сошлись в
тезисе «очень своевременная доктрина».
Впрочем, нельзя сказать, что совещание было
только формальной данью демократическому стилю
внедрения. Болевые темы дня сегодняшнего –
двенадцатилетка, финансирование, трансферты –
сами себя навязали. Например, глава думского
Комитета по образованию И.И.Мельников заявил, что
двенадцатилетка реально не разгрузит
старшеклассников и надо работать над изменением
содержания образования.
Ситуация с обсуждением основополагающих
документов (доктрины и концепции
двенадцатилетки) отражает, на наш взгляд,
общегосударственную бюрократизацию принятия
решений. Все понимают, что на самом верхнем,
государственном, властном уровне принятия
решений (прежде всего о выделении денег на
образование) мало кого интересует содержание
доктрин и концепций. Ни члены правительства, ни
сенаторы, ни тем более депутаты не намерены
вникать в суть. Слишком узко. Но без наличия
основополагающих бумаг (Федеральной программы
развития образования, доктрины) денег не дадут.
Понятно?
Да понятно, уже понятно, зря только время
тратили на споры – не говорят, но подразумевают
начальники.
Все доведены до последней степени отчаяния от
нищеты и безысходности (зима на дворе, скоро
снова начнут пугать отключением образовательных
учреждений от тепла, а это значит: размороженные
теплосети и потом ремонт за такие деньги, что
даже страшно себе представить). Перед лицом
опасности непринятия в срочном порядке
административной базы выделения средств (бумаги
нужны, бу-ма-ги!) все готовы на объединение.
Политика образования стала считать школу лицом
страдательным, в лучшем случае – объектом
спасительных решений. Раньше учитель
воспринимался властью в режиме «должен и
обязан». Теперь – вроде бы в контексте «мы ему
должны». Но должны не накормить, а деликатно так
направить в нужном государству направлении,
поставить маяки и опознавательные знаки,
разъяснить, как много для него, учителя,
делается…
Но между тем голоса управленцев – это еще не
все. Как услышать голос учителя?
Ведь они оперируют житейскими доводами. Ведь
они исходят из интересов своей семьи, своего
ребенка, своего класса, а не из государственных
надобностей, приоритетов и ценностей.
Но можно ли обойтись здесь без «низких» истин?
Мы остались единственной страной в Европе,
которая не перешла на двенадцатилетку, – это
общеизвестно. Но в Европе, как бы то ни было,
государство охраняет права человека совсем не
декларативно. В Европе нет проблемы «из школы на
войну». У нас – есть. Министр В.Филиппов лично
берет на себя ответственность за то, чтобы
выпускники двенадцатого класса не попали в армию
сразу после выпуска. Но тут же выступает
начальник управления из Санкт-Петербурга,
рассказывает, что в ряде питерских школ
двенадцатилетка уже введена. В порядке
эксперимента. Не дожидаясь решения вопроса о
призыве.
Но пока никто не спросил родителей сегодняшних
первоклассниц, понравится ли им, если их дочь
через одиннадцать лет – в нормальные
восемнадцать – выйдет замуж и ей придется ждать
ребенка, упираясь животом в тесную школьную
парту...
А когда подростковая преступность
переместится из подворотен в школьные коридоры
(ибо нельзя же думать всерьез, что двенадцатый
класс хоть как-то снизит ее, хотя статистика,
конечно, улучшится), будут ли рады те же родители?
…Переход на двенадцатилетнее обучение может
происходить примерно так же, как введение новых
денег. Помните, у нас одно время были в ходу
старые тысячи и новые сотни? Министр В.Филиппов
неожиданно для многих предложил переход по мере
готовности.
Правда, пока не ясно, кто будет принимать
решение о готовности. И вот здесь мы бы хотели
внести свой вклад.
Почему бы не предоставить возможность
принимать решение о переходе на двенадцатилетку
родителям каждой конкретной школы?
Ведь как раз они – главные воспитатели своих
детей согласно закону.
Если ваша школа готова принять еще 20% учеников
самого старшего возраста, если вы справитесь с
проблемами уже не мальчиков и девочек, а мужчин и
женщин, если вы знаете, как уберечь своих детей от
всех дополнительных проблем – решайтесь.
Родители не профессионалы? Но давайте дадим им
возможность высказать свои страхи и сомнения,
свое недоумение и непонимание. Они вовсе не
невежественны, хотя не все понимают, как связаны
между собой трансферты, проценты, ВВП и
собираемость налогов с отсутствием учителя
английского языка и обрушившимся на днях
потолком в библиотеке.
..На самом деле может так случиться, что
большинство родителей захочет перейти на новые
сроки обучения.
И тогда все наши споры отойдут на второй план.
Мы ведь действительно нанятые родителями
служащие, а не вершители детских судеб.
И если родители скажут «надо» – что нам
остается?
Ответить «есть».
Так ведь?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|