Причуды памяти?
О новых рассказах Василя Быкова
Годами, десятилетиями Василь Быков
возвращается во все более далекую войну, надеясь
вовлечь сегодняшнего читателя в непостижимые,
казалось бы, ситуации, вольно или невольно
соотнося древние события с новым днем.
На городском кладбище высился обелиск без
фамилии и дат. В отличие от двух соседних, где все
было честь по чести. Безымянное надгробие
заинтересовало пожилого человека, забредшего на
кладбище. Он смутно помнил фамилию на соседних и,
разговорившись с людьми, убиравшими могилу,
выяснил: под странным обелиском нет праха. Член
этой большой семьи погиб, партизаня еще в войну.
Но где, как, когда? Родня годами надеется получить
ответ – и вдруг его получает. Пожилой человек,
попросивший ведерко, знал Володю Довжика, знал
тайну его давнего бесследного исчезновения. Но
не сразу отважился ею поделиться. Поделившись,
схлопотал: “На кой черт нам нужна такая правда?!”
Двадцатилетний Володя был смекалистым и смелым
бойцом. Но на беду свою разжился добротными
немецкими сапогами с короткими ремешками.
Застегнув ремешки, не потеряешь сапоги при
верховой езде.
Эти-то сапоги и бросились в глаза новому
командиру, в прошлом кавалеристу. Он решил, что
они должны принадлежать ему. Командир поручил
операцию своему адъютанту, и тот с ней успешно
справился. Никто, кроме напарника по дозору, не
догадывался, почему вдруг пропал Володя Довжик.
Напарник увидел Володины сапоги на командире и
все понял.
Отряд нес потери, командир погиб, и, как повелось
на войне, человек ушел не только из жизни, но и из
памяти товарищей, привыкших к утратам.
Да и напарнику спустя годы требовались
напряжение, решимость, чтобы Володиной родне
рассказать о том, кому она поставила безымянный
обелиск.
Он всего лишь передал факты, вызвав слезы и гнев
близких. Да и сам испытал чувство вины. Правда
далеко не всегда потребна людям.
Однако общие истины чаще всего предполагают
конкретность. Художническая сила Василя Быкова
– в умении найти конфликтное соотношение между
абстрактным и конкретно-частным. Особенно когда
общее и частное сопряжены с ситуацией, созданной
войной. Батальная сторона занимает писателя
гораздо меньше. А вот этическая...
В рассказе “Довжик” кладбищенский эпизод
словно бы завершает цепь нравственных
несообразностей партизанского бытия. Иногда
неизбежных, а иногда порожденных общим поветрием
аморальности. Разъяренно обличающий рассказчика
инвалид кричит: “Я пятьдесят лет в партии,
потерял здоровье за советскую власть... Я верил...
И хочу верить...”
В.Быков избегает нравоучительных выводов. Более
того, он не облегчает их и читателю.
Можно по-разному воспринимать старика инвалида,
его замшелые взгляды, но было бы бесчеловечно
пренебрежительно отмахнуться от него, от
разревевшейся на безымянной могиле старухи.
В рассказе “Очная ставка” отказ Нины Ивановны
от собственной памяти, от правды равносилен
смертному приговору бывшему ее мужу. А он,
военный инженер Булавский, перенесший все, что
может выпасть в ратный час (ранение, плен, побег,
побои, допросы в СМЕРШе), не только не осуждает
бывшую свою жену, но и присоединяется к ее лжи.
Нина Ивановна – единственный человек, могущий
подтвердить, что Булавский действительно
Булавский. Но она, теперь носящая фамилию
Филиппова, этого не сделает. Еще в начале войны
получила уведомление о смерти мужа, вместе с
дочерью жила на пособие. Потом вторично вышла
замуж за какого-то начальника из органов.
Очная ставка проводится почти объективно. Почти.
Готовясь к ней, следователь рассуждает о
возможности гражданки Филипповой искалечить
жизнь ее теперешнему мужу – “заслуженному”
чекисту.
И Булавский еще до очной ставки внутренне
соглашается со следователем. Зачем портить жизнь
Нине и ее супругу. Если она не узнает его, он ее не
узнает тоже. Он, который перенес непереносимое
потому лишь, что сберег любовь к жене и дочке Оле.
Писатель и тут словно бы отходит в сторону. Он
лишь воссоздает накаленную атмосферу очной
ставки, ход мыслей Булавского, не скрывая
сострадания к своему герою и отстраненности от
героини. Роль судьи, как нередко у Василя Быкова,
отводится читателю. Суд этот может оправдать
Нину Ивановну, а может прямо сказать о ее
чудовищной вине.
Но оправдание, какое подыскивает Булавский,
все-таки срабатывает против бывшей его жены.
“Что ж, может, и правильно он поступил – так
будет лучше. Хотя бы для них. О себе почему-то не
хотелось думать, он не распоряжался собой. Ни
теперь, ни в прошлом. Им распоряжались другие.
Люди, начальство, судьба. И так всю жизнь.
Всю его проклятую, беспросветную жизнь”.
Булавский в отличие от разгневанного инвалида из
рассказа “Довжик” сознает беспросветность
собственной жизни. Сознает скорее всего накануне
ее окончания. В ней, этой жизни, и следовало бы
искать корни так называемых “причуд памяти”.
(Если не всех, так многих.) Такие “причуды”
вольно или невольно восходят к причинам общего
свойства. Целеустремленное внимание В.Быкова к
годам и эпизодам все более далекой войны вызвано,
видимо, уверенностью: тогда и там совершалось
многое из того, что определяло и определяет нашу
действительность.
“Такая правда” не нужна не только
старику-инвалиду. Нынешние власти Белоруссии
обрекли В.Быкова на жизнь на чужбине: книги его на
родине не издавались. Но и это не заставило
писателя отступить от того, что живет в его
памяти.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|