Полосу подготовила
Елена ШАРОВА
Помогая другим – помогаешь себе
– это кредо петербургского общества
“Восхождение”, в которое объединились
психологи, педагоги, врачи, родители и
подростки-волонтеры
Главное не таблетки, а
организация жизни
В 1990 году главный психиатр Санкт-Петербурга (она
же и главный детский психиатр) Людмила Рубина
добилась исключения детской психиатрии,
психотерапии и клинической психологии из
диспансера, чтобы подростки не видели людей,
страдающих душевным недугом. Организовала
первую в городе кризисную службу – центр
восстановительного лечения «Детская
психиатрия», где теперь оказывают помощь детям и
подросткам, пережившим школьные травмы, семейные
потери, насилие.
Утрата смысла жизни, депрессия – вот с чем
приходят на прием или обращаются по телефону
горячей линии.
«Взрослые, которые хотят помочь своему ребенку,
будут стараться измениться сами, – утверждает
сотрудник кризисной службы психотерапевт Илья
Бердышев. – Для этого и существует семейное
консультирование. Но родительское начало – это
одно, детское коллективное – другое, личностное
– третье. Нельзя ставить между ними знак
равенства и заменять одно другим. Гармония в
равномерном представительстве всех
составляющих».
Логическим дополнением детской кризисной службы
стала общественная организация «Восхождение», в
которую объединились психологи, педагоги, врачи
и родители.
«Лекарства – только часть помощи, главное –
организация жизни, терапия средой, – считает
Илья Семенович. – Нужны интересные встречи,
созидательные акции».
Игра в сильного и уверенного человека
Одно из направлений деятельности «Восхождения»
– лечебный театр, который предлагает решение
многих психотерапевтических задач. В кризисную
службу обращаются те, кто с точки зрения
окружающих «везде по нулям»: и в школе на
последних ролях, и дома далеко не на первых.
Бредут по жизни, словно по болоту, не особенно
надеясь обрести твердую почву под ногами, из-за
чего и возникают эмоциональные расстройства и
нарушения поведения.
Первое, о чем приходится думать в лечебном
театре: сможет ли ребенок выдержать роль артиста?
Ведь это серьезная нервная нагрузка. Ребята
сначала потихоньку готовят этюды, свыкаются со
своим сценическим положением. И пока рождаются
первые дружелюбные и раскрепощающие хохмы, пока
набирается актерский опыт, Бердышев подбирает
пьесы и роли. Застенчивый будет играть сильного и
уверенного человека. Болезненно реагирующий на
жизненные коллизии – спокойного и несуетного.
А еще Бердышев возит своих подопечных в такие
места, где можно обрести надежду на лучшую жизнь
и найти нечто, дающее силы.
О лечебных поездках и трудотерапии
В семидесятых годах в Германии возникло новое
психотерапевтическое направление –
реабилитационный туризм. Подбирается группа из
6–7 подростков (во главе с психологом и врачом) и
отправляется в довольно экзотическое на
сторонний взгляд путешествие. Например, в
индийскую деревню, где живут сотрудники
монастыря для прокаженных. Или несколько ребят
проводят полгода в плавании на теплоходе. Не
отдыхают, морскую службу несут. Других
проблемных подростков из Германии, Нидерландов и
Финляндии вывозят в фьорды, скаутские лагеря.
Всего у объединившихся детских психологов и
психиатров около 30 таких маршрутов.
У нас о таком приходится только мечтать. Бердышев
даже представить боится, что ему скажут, найди он
спонсоров для поездки к прокаженным. У Ильи
Семеновича только три маршрута: коммуна Клиота в
Карелии (о ней «ПС» писало в 44-м номере),
Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих и
московская школа «Ковчег».
В чем смысл реабилитационных туров? Обычно для
такой поездки отбираются дети с неэффективным
жизненным опытом. Они ни в чем пока не состоялись,
им сложно общаться, у них проблемы с групповыми
нормами. Возможность пережить новый опыт,
проявить себя успешно, научиться мало-мальски
владеть собой – вот что дают ребятам эти
путешествия.
В каждой группе, с которой Илья Семенович
отправляется в путь, кроме подростков,
чувствующих себя за бортом жизни, есть и
помощники-волонтеры.
На этот раз Бердышев привез в Москву подростков
вполне благополучных в плане семейного статуса,
но с неудачным психологическим опытом,
породившим эмоциональные проблемы. Талантливых,
с высоким уровнем интеллекта. Но… у одного –
дефект речи, отчего тот пребывает в депрессии.
Другого школа не защитила от агрессии
сверстников, третий тяжело переживает из-за
пьянства отца…
Каждая поездка рассчитана всего на одного-двух
детей. Больше нельзя, ситуация может стать
неуправляемой. Под них по большому счету и строит
свою работу команда волонтеров.
«Для меня и моих единомышленников школа «Ковчег»
– некая Мекка, – объяснил Илья Семенович. –
Идеальная модель взаимоотношений детей и
взрослых. То, что принято называть
терапевтической средой. Многие из детей, которые
здесь учатся, в обычных школах просто погибли бы,
превратились в ничто. А в «Ковчеге» они
состоялись! Искусству взаимоотношений,
терпимости к детям сегодня можно научиться
только в «Ковчеге», поэтому мы регулярно и
приезжаем сюда на бесплатный мастер-класс. Можно
лечить аминазином, можно – реланиумом, но лучше
«Ковчегом».
Сергиево-Посадский детский дом дает подросткам
возможность соприкоснуться с миром слепоглухих.
Эта поездка задумана ради того, чтобы ребята
учились милосердию, но такие дети для обычных
почти инопланетяне. Гости поначалу испытывают
испуг и тревогу. Но Бердышев считает такую
реакцию нормальной.
Советов не давать – первое правило телефона
доверия
В нынешней поездке Бердышеву помогали юные
волонтеры центра – студентка второго курса
Института психологии и социальной работы Ульяна
и четырнадцатилетний школьник Саша. Без них
ничего бы не получилось.
В кризисной службе бесплатно работают подростки
от тринадцати до восемнадцати лет. Одни, потому
что сами пережили серьезный стресс и теперь
стараются уберечь от опасных шагов своих
сверстников, другие не смогли спасти друзей от
суицида, до третьих дошли слухи, что в центре
происходит много интересного. Ульяна работает на
телефоне доверия, Саша пока просто стажер.
«Идея детского телефона доверия проста:
подросток помогает подростку, – рассказывает
Ульяна. – К нам обращаются ребята до 18 лет. Когда
звонит ребенок и говорит: я проглотил три
таблетки и передо мной лежат еще три, мы его
успокаиваем и передаем трубку специалисту. Илье
Семеновичу, например, он в соседней комнате
сидит. Но чаще советуются по мелким поводам,
которые тем не менее бурно переживаются: «Меня
бросил мальчик, что делать?» Или: «Родители не
пускают на дискотеку».
– Что же тут посоветуешь?
– Первое правило телефона доверия – советов не
давать. Я не могу решать проблемы другого
человека, не могу взять на себя такую
ответственность. Я должна показать позвонившему,
что он сам может справиться со своими
трудностями. Конечно, это достаточно сложно, но
для нас проводятся специальные тренинги.
Саша впервые попробовал себя в роли помощника
Бердышева в коммуне Клиота в Карелии. Там ему
доверили пару вечно дерущихся, смертельно
ненавидящих друг друга близнецов. Успеть
перехватить руку агрессивного ребенка с
большущим камнем, нацеленным в голову брата, –
это и были Сашины будни практически все лето.
В московской поездке Саша приглядывал за самым
сложным мальчиком, который демонстративно
старался исчезнуть из поля зрения группы. «Пошел
ты!» – орал он, когда Саша протягивал руку, чтобы
погладить своего подшефного. И взрослый устанет,
сломается. А Саша терпел, понимал: мальчишка
просто неадекватно высказывает свой гнев. Или
обиду, что, по сути, тоже нереализованный гнев.
Опыт Ильи Семеновича показывает: из-за этих
проблем ребенок и оказывается вышвырнутым из
школы и даже из семьи. Ему срочно надо помочь,
научить правильно разрешать ситуации.
«Без поддержки Ульяны и Саши мне пришлось бы
туго», – признается Бердышев.
А волонтерам-то это зачем? Что ими движет?
Потребность в любви, потребность быть любимым,
творческая реализация. «Помогая другим,
помогаешь себе» – главная рекомендация
Бердышева.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|