Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Как, не разгружая программу,
снять перегрузки с ребенка?

В петербургской гимназии №271 проверяется новая идея

Об этой гимназии мы узнали в те дни, когда проходил заключительный, третий тур фестиваля “Авторская школа-99”. Эксперты по достоинству оценили идею, над которой работает педагогический коллектив в сотрудничестве с учеными, и к слову “эксперимент” добавили эпитет “острый”: это действительно чрезвычайно смелая попытка.

– Вы не боитесь, что эксперимент может провалиться? На жесткий вопрос эксперта последовал искренний ответ:

– Если честно, такие опасения есть, впрочем, как есть и надежды на удачу. Но, собственно, поэтому мы и очутились здесь: чтобы понять, насколько наши идеи жизнеспособны, нужно иметь возможность довести эксперимент до конца.

Когда идеи находят друг друга

Еще совсем недавно казалось, что санкт-петербургская гимназия № 271 достигла того, о чем многие пока только мечтают: дети хорошо сдают экзамены, успешно поступают в вузы. Педагогический коллектив стабилен. Прочно прижилась идея личностно-ориентированного обучения: у каждого ребенка есть возможность раскрыть себя и выбрать что-то свое.

Но директору гимназии Людмиле Евгеньевне Спиридоновой не давала покоя мысль, что далеко не все так благополучно, как кажется: да, дети достигают высоких результатов, но какой дорогой ценой это происходит! Насыщенность учебных программ оборачивается для ребенка перегрузками и перенапряжением: дети теряют здоровье. Но и от интенсивных гимназических программ никуда не денешься.

Как преодолеть это противоречие, как сделать так, чтобы и здоровье сохранялось, и качество образования оставалось на высоком уровне? Кругом только и слышно: чтобы избежать перегрузок, надо сократить количество часов. Но что толку от этого, если объем программ остается прежним? А может быть, дело вовсе не в количестве часов, а в методах?

Так родилась идея человекосберегающего обучения. Но как ее реализовать, с чего начать? Людмила Евгеньевна понимала, что образовательный процесс должен быть устроен как-то по-другому. Два года она искала технологию, которую можно было совместить с идеей человекосберегающего обучения и которая могла бы органично войти в их школу.

...А тем временем педагоги одного из районов Санкт-Петербурга стали свидетелями беспрецедентного случая. Шла аттестация обычной общеобразовательной школы, которая находилась в невыгодном для себя соседстве со школами повышенного статуса. К удивлению управленцев, ученики этой школы показали такие высокие результаты, что ничего не оставалось, как присвоить школе статус лицея. Достичь этого школе помогла технология согласованного обучения, автором которой был доцент кафедры методики обучения физике Российского государственного педагогического университета имени Герцена Борис Алексеевич Комаров.

“А может быть, именно технология согласованного обучения может стать одной из составляющих идеи человекосберегающего обучения?” – подумала Людмила Евгеньевна. Встретившись и поговорив, директор школы и ученый поняли, что их позиции во многом совпадают. Совмещение давалось непросто, но к единой концепции после долгих обсуждений все же пришли. К тому времени в гимназии уже образовалась команда научных руководителей, в которую помимо Бориса Алексеевича вошли доцент кафедры русского языка и литературы педагогического университета имени Герцена Сергей Владимирович Федоров и профессор Московского института повышения квалификации работников образования Олег Рудольфович Николаев.

Загадочный мир мыслительных формул

Что же представляет собой технология согласованного обучения? Если кратко, ее смысл заключается в реализации межпредметных связей на методологическом уровне.

– Познавать мир в контексте одной науки невозможно, – считает Людмила Евгеньевна Спиридонова. – Теряется целостная картина, а значит, ребенок не может увидеть и себя в ней. Мы перестаем видеть и понимать, что любое явление, изучаемое в рамках того или иного предмета, не существует само по себе: нельзя изучать закон Ньютона, не затрагивая ту историческую эпоху, в которой он был открыт.

Тут хотелось бы сделать важное уточнение. Межпредметные связи на уровне содержания реализуются сегодня во многих школах, в том числе и в гимназии № 271, никого уже не удивишь так называемыми бинарными уроками: физика-химия, физика-математика, математика-литература.

– Но вся сложность в том, что такого рода связей между предметами можно установить очень много, и детям трудно удерживать в памяти эти многогранные связи, – считает Борис Алексеевич Комаров. – Вся наша деятельность сводится к определенным методам – если хотите, способам, средствам научного познания. Еще Фрэнсис Бэкон говорил, что науку делает не предмет, а метод. Но это не значит, что мы противопоставляем метод и содержание. В рамках учебной деятельности во всех науках можно выделить мыслительные операции – сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, перенос, – а также методы научного познания. Так вот мы обучаем детей – целенаправленно на всех предметах, по одним и тем же алгоритмам – сравнивать, обобщать, анализировать. А это рано или поздно обязательно приведет к изменению содержания образования. Но, повторю, начинаем мы не с него – изначально содержание образования может быть любым. Важнее, как нам кажется, научить ребят пользоваться методом сначала при решении учебных, а впоследствии и жизненных задач. Мы не можем знать, кем станут наши ребята, никто не знает, как повернется их жизнь. Но с помощью технологии мы пытаемся сформировать у них механизм возможной адаптации в любой сфере.

Обучение навыкам мыслительных операций, по мнению ученых, во-первых, поможет ребятам увидеть целостную картину мира, а во-вторых, позволит им и учителям сэкономить большой резерв времени: учебный материал будет обрабатываться в несколько раз быстрее. Если проводить аналогию с компьютером, то технология согласованного обучения и будет тем процессором, который вводится, чтобы повысить эффективность образовательного процесса. Это некий инструментарий, позволяющий систематизировать школьное знание – как естественно-научное, так и гуманитарное. Но если с первым все более или менее ясно благодаря его структурированности, то в отношении второго – сплошные догадки и предположения. Хотя и тут уже наметился интересный и неординарный ход.

– Систематизация, существующая в гуманитарных предметах, была примитивной: на весь исторический и литературный материал проецировалась одна идея – борьба классов, которая механически накладывалась на реальный материал развития культуры и не позволяла увидеть, что воспроизводит, переносит, передает культура, – рассказывает Сергей Владимирович Федоров. – Главная проблема, с которой сталкивается человек, осознающий, что любое знание системно, – ощущение дискретности гуманитарного знания: история, литература, иностранные языки, МХК никак не пересекаются в сознании ученика. Но как только на всех предметах начинают использоваться некие алгоритмы мыслительной деятельности, единство гуманитарного знания начинает восстанавливаться. Пойдем дальше: попробуем выявить, что определяет системность культурной памяти и ее эволюцию. Известно, что существует некий набор образов-символов, представляющих картину мира, носителем архетипической памяти является каждый человек, другое дело, что она не систематизирована. Архетип культуры трансформируется и меняется; если сопоставить его с помощью мыслительных операций и методов научного познания, то мы можем увидеть реальную динамику развития культуры: она становится динамикой развития символов, у которых всегда есть единая архетипическая основа.

Очевидно, технология согласованного обучения предполагает и специальную подготовку учителей, и особые способы их взаимодействия. Но сначала, наверное, было бы уместно вернуться на полтора года назад, когда ученые только-только появились в гимназии.

Учатся не только дети, но и учителя

Любой директор знает, как трудно вносить новую идею в коллектив, работающий стабильно и профессионально. Если бы ученые при первой встрече с учителями дали понять, что те работают не так и им необходимо переучиваться, наверняка бы встретили суровый отпор. Но они поступили очень дипломатично – сумели так представить свою идею, что почти все учителя сразу заинтересовались ею. За каждым из них осталось право самому решать, сколько понадобится времени, чтобы принять технологию, ощутить ее преимущества и понять, как действовать дальше.

– Преимущества технологии в том, что никакой ломки педагогического мировоззрения не происходило, никто не требовал менять формы работы с детьми, методическое содержание урока и его структуру, придумывать другое содержание, переходить на новые учебники, – делятся мыслями и впечатлениями педагоги гимназии: Ирина Викторовна Поволоцкая, Ирина Николаевна Ковтун, Алла Геннадьевна Маркова и Ирина Икаровна Дорошина.

Внешне вроде бы и сейчас ничего не изменилось, но вот внутренние перемены в себе и в учениках уже ощутимы.

Если в прошлом году основными формами занятий для учителей были лекции и семинары и проводились они отдельно для гуманитариев и учителей естественно-научного цикла, то в этом физики и лирики работают вместе, а предпочтение отдается уроку-лаборатории. На нем учителя разбирают урок своего коллеги, но не с точки зрения содержания – пытаются понять, как на этом уроке физики, математики, истории, литературы реализуются принципы и механизмы технологии.

Судя по наблюдениям учителей, меняются и ученики: возрастает познавательная активность, исчезает страх перед тем или иным видом деятельности. Это и понятно: если человек чего-то не умеет, но знает, как подступиться к задаче, какими способами действовать, то задача уже не кажется заведомо трудной и тем более не вызывает отрицательных эмоций. За последний учебный год у ребят заметно возрос интерес к исследовательской деятельности.

Но от выводов и заключений педагоги пока воздерживаются. Срок эксперимента еще слишком мал, о первых результатах можно будет говорить не раньше 2003–2004 годов.

– Мы – сторонники пошаговой педагогики, – чуть ли не в один голос говорят Людмила Евгеньевна и Борис Алексеевич. – Сделали маленький шажок и осмотрелись – что происходит, к каким последствиям он ведет. Дворник может перемести двор, если сделал свою работу плохо, учитель не может провести один и тот же урок еще раз. К любому своему действию лучше относиться взвешенно и осторожно, не форсировать события и не доверяться обманчивому чувству эйфории.

P.S. По итогам заключительного тура фестиваля “Авторская школа-99” санкт-петербургской гимназии № 271 был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки и присужден грант. Поздравляем!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru